Как известно, на протяжении последних пяти лет китайские производители ударных вертолетов «Учжи-10» пытаются заключить с ВС Пакистана контракт на поставку партии боевых винтокрылых машин в количестве 30-36 единиц, однако положительное решение сначала было отложено по причине неудовлетворительных испытаний трех вертолетов «Учжи-10» в Пакистане.
В рамках второй попытки в тендер армейской авиации ВС Пакистана вмешалась турецкая сторона и предложила официальному Исламабаду на достаточно привлекательных условиях легкие и маневренные ударные вертолеты Т-129 «Атак», которые по своим тактико-техническим характеристикам устраивали пакистанских военных, у которых уже был опыт эксплуатации, как американских ударных вертолетов АН-1F, так и российских Ми-35.
Следует отметить, что первоначально ВС Пакистана рассчитывали приобрести небольшую партию ударных вертолетов американского производства, однако военно-политическое и военно-техническое взаимодействие между Исламабадом и Вашингтоном резко пошло на спад именно после того, как Дональд Трамп стал президентом США. Как известно, он занимает крайне негативную позицию к военно-политическому руководству Пакистана, поскольку полагает что на протяжении нескольких последних лет официальный Исламабад не помогал США в борьбе с движением «Талибан» в сопредельном Афганистане и регулярно присваивал денежные средства, выделяемые на совместные операции и мероприятия, направленные на борьбу с исламистами.
В определенной мере альтернативой для американских вертолетов для ВС Пакистана служат российские Ми-35, которые по своим характеристикам серьезно превосходят Ми-24, с которыми пакистанские летчики познакомились еще во время вооруженного конфликта в Афганистане в период с 1979 по 1989 г. Именно пакистанские военные первыми ознакомились с Ми-24 и в последствии обеспечивали их передачу в другие страны – США, КНР, Францию, Великобританию.
По данным китайских источников, пилоты армейской авиации ВС Пакистана очень высоко оценивают возможности тяжелых ударных вертолетов российского производства, поскольку они позволяют нести большое количество авиационных средств поражения, а также позволяют перевозить десант или грузы в опасные районы. Основным недостатком Ми-35 для ВС Пакистана является высокая стоимость, поскольку у РФ и Пакистана нет долгой истории военно-политических и военно-технических контактов, на основании которой возможно построение схем оплаты, которые будут интересны обеим сторонам.
В данном аспекте отметим, что китайские производители ударных вертолетов могут использовать практически любые схемы оплаты, поскольку военно-технические контракты являются совершенно секретными, а значит их утверждение возложено на высшее руководство страны. Следует отметить, что большинство контрактов на поставку ВВТ из КНР в Пакистан до сих пор остаются засекреченными, что указывает на высокую квалификацию китайских и пакистанских офицеров контрразведки, в обязанности которых входит предотвращение утечки сведений, составляющих военную тайну.
С учетом всего вышесказанного отметим, что проектировщики, конструкторы и инженеры китайского ударного вертолета «Учжи-10» не оставляют надежды на заключение контракта на поставку данной винтокрылой машины для пакистанских партнеров. По данным китайских источников, эскадрильи армейской авиации ВС Пакистана нуждаются в замене, как минимум, 48 вертолетов AH-1F, которые полностью исчерпали свой летный ресурс.
Достоверно известно, что для продолжения соревнования за «пакистанский тендер» была разработана модифицированная версии вертолета под обозначением «Учжи-10МЕ». Представляется возможным указать основные новшества, которые китайские специалисты внедрили на данном вертолете.
Во-первых, китайские специалисты смогли повысить мощность силовой установки. На новой модификации вертолета устанавливают двигатель модификации WZ-9C, который обладает максимальной мощностью 1200 кВт, а тяга на постоянном режиме составляет 935 кВт. Подобное стало возможным за счет применения новой электронной системы управления двигателем.
В данном аспекте необходимо отметим, что в настоящее время на заводе компании «Дунань» в г.Харбин налажен выпуск более эффективного мотора под обозначением WZ-16, который является лицензионной копией двигателя Ardiden 3G от французской компании Safran. Достоверно известно, что мощность WZ-16 на постоянном режиме составляет 1100 кВт Для выполнения взлета двигатель обеспечивает мощность в 1243 кВт, а в аварийном режиме (30 секунд) данная силовая установка обеспечивает тягу до 1500 кВт.
Двигатель WZ-16 позволит повысить количество бронированных элементов, скорость и дальность полета, а также положительно повлияет на массу полезной нагрузки
Во-вторых, для защиты двигателя от попадания посторонних частиц на воздухозаборниках установили специальные сетки, а также сделали специальный перепускной канал, который отводит мелкие частицы, проникшие сквозь сетку.
В-третьих, снижена тепловая заметность вертолета. Китайские конструкторы «повернули» выхлопные коллекторы вверх и тем самым винты смешивают выхлопные газы с окружающим воздухом.
В-четвертых, китайские специалисты разместили на вертолете тревожную систему сигнализации о радиолокационном облучении, которая предупреждает экипаж о том, что противник намерен выполнить пуск зенитных управляемых ракет. Кроме того «Учжи-10МЕ» дополнительно оснастили пусковыми устройствами тепловых ловушек, которые «уводят» зенитные ракеты с тепловыми головными частями наведения.
В-пятых, китайские конструкторы улучшили защиту экипажа и силовой установки за счет размещения бронированных элементов (изготовлены из графена) в районе кабины и двигателя. Модифицирована система боепитания пушки – исключено заклинение и перекос боеприпасов при интенсивном ведении огня.
Основной положительный момент для ВС Пакистана при обретении китайских «Учжи-10» заключается в том, что все компоненты вертолета производятся на территории КНР, а значит контракт будет однозначно реализован. Для сравнения отметим, что турецкая компания TAI не может выполнить контракт на поставку 36 ударных вертолетов Т-129 «Атак», поскольку США приостановили поставку двигателей серии LHTEC для этих вертолетов, а также оказали влияние на другие страны-члены НАТО, производящие комплектующие для данного вертолета.
По данным китайских источников, в 2019 г. конструкторы турецкой компании TАI приступили к работам над собственным газотурбинным двигателем с максимальной мощностью 1400 кВт под обозначением TS-1400, однако для создания такого мотора потребуется не менее пяти лет, а для проведения полного комплекса испытаний необходимо еще около трех лет.
Китайские специалисты отмечают, что турецкая сторона предлагает Пакистану разделить стоимость всей НИОКР по двигателю TS-1400 в пропорции 65/35, однако официальный Исламабад не может ждать семь лет, поскольку национальным ВС необходим ударный вертолет «еще вчера».
В данной ситуации единственным рациональным выходом для Пакистана является приобретение необходимого количества вертолетов в КНР, поскольку российские вертолеты стоят дороже, а кроме того, официальная Москва может резко изменить свою позицию под влиянием Нью-Дели.