Ситуация в Турции: январь 2008 года

На внешнеполитическом направлении деятельности высшего политического и военного руководства Турции в январе преобладал американский аспект. Этому способствовал официальный визит в США 6–11 января президента Турции Абдуллаха Гюля. В ходе визита состоялись его встречи и переговоры с высшими руководителями США, включая президента Дж. Буша, вице-президента Д. Чейни, госсекретаря К. Райс, министра обороны Р. Гейтса.

Визит продемонстрировал стремление обеих сторон «переломить» негативную тенденцию в турецко-американских отношениях, которые в последние три года переживают худший период в своей истории. Все предыдущие предпринятые на самом высоком уровне попытки Анкары и Вашингтона снизить уровень антиамериканизма в турецком обществе не дали желаемых результатов. Именно поэтому обе стороны в ходе переговоров в Вашингтоне прежде всего констатировали «жизненно важную взаимную необходимость нормализовать отношения и восстановить стратегическое партнерство в полном объеме».

Это свидетельствует о том, что нынешняя американская администрация начала осознавать ущербность проведения своей региональной политики без полноправного участия Турции, которую Вашингтон по принципиальным вопросам продолжает «держать на обочине» большой политики, доверяя Анкаре лишь роль простого исполнителя. Это касается в первую очередь послевоенного обустройства в Ираке, скоординированных действий двух стран в ЦА и на Кавказе, а также в процессе ближневосточного урегулирования, где Вашингтон всегда «прохладно» реагировал на попытки Турции стать реальным посредником между двумя противостоящими сторонами.

В свою очередь, в политическом и военном руководстве Турции усиливаются позиции противников «чрезмерно самостоятельной от США политики» по целому ряду вопросов, в том числе на российском направлении, что ведет к возникновению серьезных разногласий в турецко-американских отношениях. Это создает дополнительные трудности в реализации жизненно важных для турок внешнеполитических задач, прежде всего в процессе вступления страны в ЕС в качестве полноправного члена, на кипрском направлении, во всеобъемлющем решении курдского вопроса, а также в сфере энергетики.

Другими словами, обе стороны зафиксировали обоюдную потребность друг в друге для достижения своих региональных и глобальных целей и необходимость реализовать эту острую заинтересованность через налаживание действительно стратегического партнерства на равноправной основе. Как первый шаг в этом направлении турецкие эксперты расценивают достигнутую в ходе визита договоренность между А. Гюлем и Дж. Бушем о «реанимации» двустороннего Соглашения о стратегическом партнерстве, которое было подписано в 2006 г. Вместе с тем они указывают, что задействование механизма этого соглашения позволит США в значительной степени сузить маневр Турции в ущерб ее национальным интересам на основных, включая российское, направлениях ее внешней политики.

Своеобразная проверка на прочность этих договоренностей будет иметь место в ближайшее время в северном Ираке, где Турции гарантировали сотрудничество с американскими компаниями в газовой сфере. Дело в том, что США и Евросоюз рассчитывают в будущем «закачать» природный газ из Ирака в газопровод Nabucco, который планируется проложить в Австрию из района Каспийского моря через турецкую территорию. Предварительные переговоры уже проведены в Брюсселе с министром нефти Ирака Хусейном аль-Шахристани, хотя, как известно, Ирак не является членом международного консорциума по реализации проекта строительства этого газопровода.

В США и ЕС рассчитывают, благодаря трубопроводу Nabucco, снизить зависимость от импорта российского газа. Однако, как отмечают турецкие эксперты, участники консорциума — Венгрия, Турция, Болгария, Румыния, Германия и Австрия — не заручились гарантиями поставок, а без этого им будет сложно привлечь 7 млрд долларов на строительство. Помимо Ирака, в качестве потенциальных поставщиков газа для Nabucco называются Азербайджан, Казахстан, Туркмения, Египет и Иран. Иракский министр со своей стороны сообщил, что правительство Ирака в ближайшее время даст ответ на предложение компании Shell о ее участии в разработке газового месторождения на юге страны. По словам Х. аль-Шахристани, именно с этого месторождения газ можно будет поставлять в Европу. Максимальная пропускная способность Nabucco, длина которого 3,3 тыс. километров, оценивается в 31 млрд кубометров газа. Ближайший срок поступления газа по планируемой трассе — 2012 г. В настоящее время в проекте участвуют турецкая государственная газовая компания BOTAS, болгарская компания Bulgargaz, румынская компания Transgas, OMV AG от Австрии, Mol Nyrt от Венгрии и одна из крупнейших немецких энергетических компаний RWE.

Из внешнеполитических событий января обращает на себя внимание обострение турецко-израильских отношений. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган на заседании парламентской группы правящей в стране Партии справедливости и развития (ПСР) выступил с жесткой критикой действий Израиля, который пытается ввести блокаду сектора Газы. Глава турецкого правительства обвинил Израиль в неоправданно чрезмерном применении силы, констатировал, что обстрел израильской территории, в результате которого нет пострадавших, – это лишь предлог для массового наказания двух миллионов ни в чем не виновных людей. «Мы являемся свидетелями человеческой трагедии», — подчеркнул турецкий премьер-министр и потребовал принятия мер, которые исключили бы в будущем подобные действия израильских властей.

Это заявление премьер-министра Турции и стало причиной серьезного обострения турецко-израильских отношений. Посол Турции в Израиле Намык Тан был вызван в МИД, где ему была вручена нота протеста израильской стороны. Представитель внешнеполитического ведомства констатировал «крушение представлений Израиля об отношениях с Турцией, от которой Тель-Авив не ожидал подобных высказываний». Израильская газета Haaretz, комментируя жесткий обмен заявлениями между Турцией и Израилем, делает вывод о существенном в последние дни похолодании в турецко-израильских отношениях, которое может сказаться не только на двусторонних отношениях, но и на ситуации в регионе, а также негативно повлиять на и без того буксующий процесс ближневосточного урегулирования, в котором противостоящие стороны предлагали Турции в ноябре прошлого года роль посредника.

Из вопросов внутриполитической ситуации в Турции особое внимание обращают на себя два события: политические дебаты по вопросу снятия запрета на ношение в вузах традиционных мусульманских головных уборов – «тюрбанов», а также арест спецслужбами страны 33 крайне правых националистов, которые входили в тайную организацию «Эргенекон» (по названию мифического места расселения древних тюрок). Среди арестованных «радикалов-националистов» отставные корпусной и бригадный генералы, полковник Генштаба, известные адвокат и журналист. Против них выдвинуто обвинение в «создании вооруженной террористической организации и подготовке вооруженного восстания».

Официальные власти, политические деятели и военные пока хранят молчание по поводу случившегося. Президент А. Гюль кратко прокомментировал события: «Необходимо бороться с действующими вне закона авторитетными фигурами, имеющими политические связи». Местная же пресса приписывает группировке подготовку планировавшегося на 2009 г. военного переворота, организацию покушений на известные фигуры — премьер-министра Р. Эрдогана, писателя О. Памука, главу ряда религиозных фондов и организаций Ф. Гюлена, обвиняет заговорщиков в осуществлении громких убийств журналиста Г. Динка, христианских священников в Трабзоне и Малатье, профессора Анкарского университета Н. Хаблемитоглу и других.

Вместе с тем, как отмечают некоторые наблюдатели, разоблачение «Эргенекона» вызывает различные толки в турецком обществе. Так, впервые за период «демоисламистского» руководства арестовываются высокопоставленные военные (примечательно, что начальник Генштаба в этот момент был за пределами Турции). Поднятая прессой шумиха, безусловно, нацелена, как считают здесь, на подрыв имиджа армии. Весьма противоречивы также данные о военизированном и террористическом характере организации (явных улик пока не обнаружено). Подобно нашумевшему делу «Сусурлук» (обвинение военных в проведении провокационных терактов в 1996 г.), тема «Эргенекона», вероятно, будет муссироваться еще длительное время. Однако санкционированная властью «борьба с изменниками» может повлечь за собой усиление поляризации политических сил и вызвать новый виток противостояния между правящей ПСР и армией, что приобретает особую значимость в свете предстоящих в марте 2009 г. выборов в местные органы власти.

В местных политических кругах задаются вопросом, кто все же стоит на вершине пирамиды «глубинного государства», структуры которого время от времени сотрясают политический истеблишмент Турции. Ведь явление «глубинного государства» для Турции не ново. Эта традиция уходит корнями в движение младотурок. Османская империя в 1908-1918 гг. фактически управлялась ЦК младотурецкой партии, имена членов которого держались в секрете. Верхушка этого «государства» состоит из группы лиц, представляющих политические, военные и деловые круги страны. Имена этих людей неизвестны, однако они имеют возможность принимать решения и обладают механизмами для их исполнения. Этих людей объединяет стремление сохранить в неприкосновенности основы кемалистской республики, фундамент которой, кроме принципа отделения религии от государства, составляет также государственная идеология турецкого великодержавного национализма. Турецкие исследователи не исключают, что именно «глубинное государство» направляет деятельность в стране ряда организаций «радикалов-националистов».

Что касается острой полемики в связи с решением правящей Партии справедливости и развития и Партии националистического движения (ПНД) внести изменения в Конституцию страны и законодательно снять запрет на ношение традиционного мусульманского платка «тюрбана» в вузах страны, то она, по мнению экспертов, может стать причиной дальнейшей поляризации сил на внутриполитическом поле страны. В Анкаре состоялось чрезвычайное заседание Межуниверситетского совета ректоров. Его председатель ректор Средиземноморского университета (г. Анталья) профессор, доктор наук Мустафа Акайдын назвал нынешние попытки правительства снять запрет на «тюрбаны» в вузах «переломным моментом в турецкой истории и самой серьезной атакой с 10 ноября 1938 г. (дата смерти М.К. Ататюрка) определенных сил против принципов основателя Турецкой Республики». Он также отметил, что снятие «вето» на «тюрбан» в университетах – «это лишь начало, которое неминуемо приведет не только к подрыву светских устоев республики, но и к превращению Турции в шариатское государство».

Профессор напомнил, что нынешние действия правящей партии ведут к значительному усилению в обществе происламских настроений, которое наблюдалось в 1996-1998 гг. при правительстве Н. Эрбакана. Тогда в госучреждениях женщинам было разрешено носить «тюрбан», а ведущие политики демонстрировали в обществе свои связи с лидерами различных радикальных религиозных «тарикатов», внешняя политика в значительной степени была переориентирована на развитие отношений с исламскими странами, в частности, с Суданом и Ливией. Председатель Межуниверситетского совета ректоров процитировал заявление Н. Эрбакана: «Мы еще заставим ректоров отдавать честь «тюрбанам». Все это, отметил ректор, закончилось «процессом 28 февраля», так называемым постмодернистским военным переворотом, в результате которого правительство Н. Эрбакана вынуждено было уйти в отставку, ему самому было запрещено в течение десяти лет заниматься политической деятельностью, а возглавляемая им партия была закрыта по решению Конституционного суда.

В этой связи эксперты отмечают удовлетворение подавляющей части профессорско-преподавательского сообщества Турции «кратким, но жестким» заявлением по этой проблеме начальника Генштаба ВС Турции армейского генерала Я. Бююканыта. В нем, по словам М. Акайдына, все услышали «скрытую угрозу», что свидетельствует о большом значении, которое ВС страны придают этой острой проблеме.

В сфере российско-турецких отношений в январе политические наблюдатели обратили внимание на заявление министра иностранных дел Турции Али Бабаджана. В рамках официальной программы международного экономического форума в Давосе состоялось заседание, посвященное Турции. Глава турецкого дипломатического ведомства констатировал, что главная цель правительства Турции – активный и стабильный экономический рост страны вопреки международным кризисам. Реформы последних пяти лет оказали позитивное влияние на политическую, экономическую, социальную и юридическую системы государства, стали стимулом для поступательного развития Турции. Так, в 2007 г. Турция заняла 17-е место в списке крупнейших экономик мира. В 2023 г. по этому показателю страна войдет в первую десятку.

Министр иностранных дел Турции, отметив эти успехи, указал, что они стали возможными во многом благодаря взвешенной внешней политике Анкары, направленной на установление стабильных и дружеских отношений с мировым сообществом. При этом Али Бабаджан особо отметил важность развития отношений с Россией, которая является вторым по статистическим показателям экономическим партнером Турции. Объем российско-турецких торгово-экономических связей достиг сегодня рекордного уровня в 25 млрд долларов. Объем турецких инвестиций на российском рынке составил в этом году 5,6 млрд долларов. В 2007 г. турецкие строительные компании получили подряды в России на сумму свыше 3 млрд долларов. 25% всех работ, выполняемых на нынешнем этапе турецкими подрядными фирмами в мире, приходится на Россию. В денежном выражении это составляет около 22 млрд долларов.

Все это красноречиво говорит о том, что Россия, подчеркнул глава турецкого дипломатического ведомства, является важным стратегическим партнером Турции, которая после окончания «холодной войны» активно способствует расширению российско-турецких отношений, в том числе в энергетической сфере.

Турецкие эксперты отмечают в связи с этим, что важным шагом в процессе поступательного развития многопланового взаимодействия России и Турции станет запланированный на вторую половину февраля визит Али Бабаджана в Москву. Это будет его первый визит в Россию в ранге министра иностранных дел страны. В рамках московских переговоров планируется детальное обсуждение всего комплекса двусторонних российско-турецких отношений, а также направлений углубления взаимодействия Москвы и Анкары при решении основных региональных проблем, по которым позиции двух стран близки или схожи. При этом в турецких политических и дипломатических кругах указывают на налаживание эффективной координации действий Москвы и Анкары в Черноморском регионе, Закавказье, в процессах ближневосточного урегулирования и послевоенного обустройства Ирака, мирного решения проблемы иранского ядерного досье.

Своеобразным тестом на практическую эффективность такой координации действий двух стран, прежде всего в энергетической сфере, станет, по мнению экспертов, турецкий атомный тендер, запланированный на конец февраля с.г. О своем намерении участвовать в нем заявили пять иностранных компаний. Это американские фирмы «General Electric» и «Westinghouse», канадский холдинг AECL, южнокорейская компания «Kepco» и российский Атомстройэкспорт. Ожидается, что тендерные предложения будут подготовлены участниками в течение четырех месяцев, и в конце июня текущего года правительство и заинтересованные ведомства Турции получат возможность изучить их и назвать победителя торгов на реализацию одного из самых значительных проектов в истории турецкой экономики. Вашингтон прилагает значительные усилия, чтобы не допустить российскую компанию на атомный энергетический рынок Турции. Эксперты обращают внимание на детальную проработку этого вопроса в ходе турецко-американских переговоров на всех уровнях, включая самый высокий, и делают вывод, что политическая конъюнктура будет играть значительную роль при принятии окончательного решения о победителе предстоящего тендера.

Представляет интерес еще одно событие в российско-турецких отношениях. В турецком городе Гелиболу, что в 270 километрах от Стамбула на северо-западе страны, заложен первый камень мемориала в память о воинах-белогвардейцах и российских эмигрантах, скончавшихся в Турции от болезней и голода в начале 20-х годов прошлого столетия. Памятник российским воинам был торжественно открыт и освящен здесь еще 16 июля 1921 г. Именно сюда, гонимые революцией и Гражданской войной, прибыли около 150 тыс. россиян. Среди них солдаты, офицеры, генералы, члены их семей… В тяжелейших условиях изгнания они прожили здесь около трех лет. В 1949 г. этот памятник был разрушен землетрясением.

И вот в январе 2008 г. в Гелиболу состоялась торжественная церемония закладки первого камня восстанавливаемого памятника всем россиянам, прошедшим через трагический галиполийский этап. В ней приняли участие представители властей и общественности России и Турции. Была заложена капсула с обращением к потомкам, которое подписали министр иностранных дел Сергей Лавров, министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов, председатель попечительского совета Центра национальной славы России, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. «Убеждены, что после состоявшегося в 2007 году объединения двух ветвей Русской Православной Церкви восстановление этого памятника будет способствовать врачеванию ран, нанесенных русскому обществу революцией и Гражданской войной».

Мэр города Гелиболу Джихат Бингель, выступая на торжественной церемонии, подчеркнул, что местные жители тепло встретили российских эмигрантов, и выразил уверенность, что восстановление памятника – это напоминание грядущим поколениям о важности добрососедских отношений между странами. Чрезвычайный и полномочный посол России в Турции Владимир Ивановский обратил особое внимание участников церемонии на то, что восстановление памятника стало возможным благодаря «стабильно развивающимся российско-турецким отношениям, которые переживают сегодня этап процветания, укрепления взаимного доверия и уважения». Представители Турции заверили, что все пожелания российской стороны будут учтены и торжественное открытие памятника состоится в мае текущего года. К этому событию посольство РФ в Анкаре готовит книгу о российских соотечественниках в Турции, один из очерков которой будет посвящен событиям, связанным с их пребыванием в Гелиболу.

52.31MB | MySQL:103 | 0,522sec