Политическое значение транспортного проекта, утвержденного министром обороны Израиля Н.Беннетом

Министр обороны Израиля Нафтали Беннет (лидер тесно связанного с поселенческим движением религиозно-сионистского блока «Ямина») утвердил в понедельник планы строительного проекта, уже получившего с легкой руки министра неофициальное название «шоссе суверенитета». На первый взгляд это название выглядит неоправданно помпезным. Речь идет всего лишь о прокладке объездной дороги, которая должна соединить арабского село Аль-Заим (3977 жителей, согласно данным Центрального Статистического Бюро Палестинской национальной администрации за 2016 год), расположенное в непосредственно к северу от шоссе, соединяющего еврейский город Маале-Адумим (38193 жителя по данным ЦСБ Израиля на конец 2018 года; на этот город не распространен суверенитет Государства Израиль и потому он имеет статус поселения) с Иерусалимом, с находящимися, как и Аль-Заим под контролем ПНА, арабскими населенными пунктами  Аната (14085 жителей по данным ЦСБ ПНА на 2016 год), Хизме (7311 жителей по данным ЦСБ ПНА на 2016 гол) и Аль—Рам (по данным ЦСБ ПНА за 2006 год в этом поселке проживало 25595 человек, однако сейчас оценки численности его населения колеблются от 58 до 70 тысяч).

Упомянутое шоссе должно будет обслуживать исключительно жителей ПНА. Израильтяне (за исключением арабов Восточного Иерусалима, имеющих статус постоянных резидентов Государства Израиль, но не израильское гражданство, — при этом такой же статус имеют и очень многие из нынешних жителей поселка Аль—Рам, переселившиеся туда из Восточного Иерусалима в поисках более дешевого жилья) им пользоваться не будут. В то же время жители перечисленных населенных пунктов ПНА будут избавлены от необходимости пользоваться шоссе Иерусалим – Маале-Адумим, где они подвергаются проверкам на блок-постах израильской Пограничной стражи (МАГАВ). Таким образом, предполагается разделить израильский и палестинский арабский транспортные потоки в данном стратегически важном районе.

В коммюнике, опубликованном в данной связи Министерством обороны Израиля, подчеркивается, что реализация упомянутого проекта «ослабит транспортную нагрузку» на шоссе Иерусалим – Маале-Адумим, уменьшит пробки на нем «и существенным образом повысит качество жизни жителей Маале-Алумим и его окрестностей» (имеются в виду более мелкие еврейские поселения данного района – Кейдар, Кфар-Адумим, Веред-Ерихо и др., жителеи которых, направляясь в столицу, пользуются тем же шоссе). Однако представляется особо важным обратить внимание на тот факт, что упомянутый проект имеет отнюдь не только сугубо транспортное значение. Несомненно, намного важнее его политическое значение, поскольку прокладка объездного шоссе из Аль—Заима в Анату, Хизме и Аль—Рам позволит превратить шоссе, соединяющее Маале-Адумим с Иерусалимом в чисто израильскую дорогу, а также начать еврейское жилищное строительство в так называемом районе Е-1 (включенный в пределы муниципальных границ города Маале-Адумим большой участок земли между Маале-Адумим и Иерусалимом).

Министерство обороны Израиля, выступающее в роли суверена на контролируемых ЦАХАЛом территориях, которые не были включены в состав суверенной территории Государства Израиль, занималось этим проектом на протяжении десяти лет, каждый раз откладывая его утверждение по указанию высшего военно-политического руководства еврейского государства, и лишь теперь, с приходом в канцелярию министра обороны лидера религиозных сионистов этот проект был утвержден. На практике это означает, что теперь его доработка и реализация передаются в ведение гражданских специалистов из Министерства транспорта. Министр обороны Нафтали Беннет, занявший этот пост лишь в ноябре прошлого года и уже успевший сделать на этом посту немало для укрепления еврейского поселенчества в Иудее и Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией), сделал в связи утверждением проекта «шоссе суверенитета» специальное заявление для прессы, в котором в частности было сказано: «Мы даем сегодня зеленый свет для шоссе суверенитета и начинаем работу по реализации этого проекта, которые соединит Иерусалим с Маале-Адумимом. Этот проект повысит качество жизни жителей данного района, избавит их от излишних контактов с палестинским населением и самое главное – обеспечит возможность продолжения строительства в поселениях. Распространение суверенитета – в действиях, а не на словах. Мы продолжим идти по этому пути».

Представляет необходимым разъяснить, в чем же состоит стратегическое значение утвержденного министром Нафтали Беннетом транспортного проекта, оправдывающее до определенной степени патетическое название «шоссе суверенитета»:

После того, как американская администрация президента Дональда Трампа обнародовала чуть более месяца назад разработанный ею новый план мирного урегулирования арабо-израильского конфликта, получивший название «сделка века», тема распространения израильского суверенитета на Иорданскую долину, северное побережье Мертвого моря и все без исключения еврейские поселения Иудеи и Самарии стала одной из основных тем внутриизраильского политического дискурса. Как показывают результаты опросов общественного мнения, подавляющее большинство израильтян поддерживает такой шаг в условиях, когда американская администрация готова его открыто поддержать. При этом распространение израильского суверенитета на Маале-Адумим, самый крупный еврейский восточный пригород Иерусалима, представляется гражданам Израиля наиболее естественным шагом. Такая возможность обсуждалась в Израиле задолго до обнародования «сделки века».

При этом шоссе Иерусалим – Маале-Адумим и расположенный вдоль него участок Е-1 имеют стратегическое значение потому, что они фактически отделяют северную часть контролируемых ПНА территорий (Самарию) от южной части этих территорий (Иудеи). Иными словами, сплошная полоса еврейской жилой застройки между Иерусалимом и Маале-Адумимом окончательно ликвидирует возможность создания в Иудее и Самарии палестинского арабского государства со сплошной территорией. Именно поэтому против реализации такой возможности упорно борются власти ПНА и поддерживающий их Европейский союз. В частности, при финансовой поддержке ЕС ПНА осуществляет незаконное арабское строительство в районе Е-1, стремясь создать таким образом «факты на местности».

Одним из доводов, используемых противниками еврейского строительства в районе Е-1 и аннексии данного района Государством Израиль, является утверждение о том, что шоссе Иерусалим – Маале-Адумим пользуются не только израильтяне, но и палестинские арабы. Утверждение министром Нафтали Беннет упомянутого проекта имеет своей целью подготовить почву для распространения израильского суверенитета на город Маале-Адумим и территорию, отделяющую его от столицы Израиля. Именно поэтому израильский министр обороны мог позволить себе назвать план прокладки объездной дороги «шоссе суверенитета».

52.2MB | MySQL:103 | 0,487sec