Ситуация в зоне Сахеля: февраль 2020 г.

2 февраля военное ведомство Франции сообщило, что численность контингента «Бархан», развернутого в зоне Сахеля, будет увеличена с 4,5 до 5,1 тысяч человек. Как подчеркнула в коммюнике глава ведомства Флоранс Парли, большая часть военных, направляемых на усиление, будет развернута в районе стыка границ между Мали, Буркина-Фасо и Нигером. Другая часть будет действовать при совместном контингенте стран региона «Г5 Сахель» с тем, чтобы «сопровождать его подразделения в ходе боевых действий». Кроме личного состава планируется усилить «Бархан» примерно 100 единицами бронированной техники. В целом, французские военные поставили перед собой задачу в ближайшие несколько месяцев вместе с союзниками переломить ситуацию в регионе, которая до этого складывалась в пользу джихадистских группировок.

7 февраля в Париже было объявлено, что в ходе нескольких спецопераций контингента «Бархан», проводившихся вместе с малийскими военными в районе «трех границ» были уничтожены свыше 30 джихадистов. Одна из операций проводилась в зоне Липтако – Гурма, там были уничтожены 20 боевиков. Два удара с воздуха по целям джихадистов были нанесены с использованием БПЛА «Рипер», пары истребителей «Мираж-2000» и вертолетов «Тигр» и «Кугар».

В районе «трех границ» действуют формирования «Исламского государства в Большой Сахаре» (ИГБС, ИГ запрещено в РФ). Эту организацию недавно Париж назвал своим главным противником в Сахеле.

13 февраля Париж объявил об уничтожении нескольких джихадистов в ходе операции в центральной части Мали в районе Госси по уничтожению лагеря «террористов». Удар по лагерю наносили вертолеты и истребители «Мираж-2000». По данным малийских СМИ, в результате этого удара были уничтожены 14 джихадистов.

17 февраля в Париже было объявлено об обнаружении мертвым французского военного в полевом лагере контингента «Бархан» в Буркина-Фасо. Причина смерти старшего сержанта 54-го полка связи на то момент не была установлена.

21 февраля Генштаб французской армии сообщил о «нейтрализации» в предыдущие дни в центральной части Мали в районе г.Мопти 50 джихадистов. Тогда же стало известно о появлении в этом регионе формирований ИГБС, ранее действовавших в районе «трех границ».

27 февраля Париж объявил о «нейтрализации» 30 джихадистов в районе «трех границ». Речь шла о результатах авиаударов, нанесенных в период с 19 по 24 февраля ударными БЛА «Рипер» и истребителями «Мираж-2000».

 

7 февраля в Бамако было объявлено, что с этого дня начинается процесс возвращения малийских военных в район Кидаль на севере Мали, который до этого долгое время находился вне контроля центральных властей. Об этом сообщила Техническая комиссия по безопасности (CTS), в которой работают представители малийской армии, вооруженных групп бывших повстанцев, Миссии ООН в Мали (Minusma), различных иностранных партнеров Мали. Выдвижение на север малийских военных началось с рубежа у города Гао, что в 200 км к югу от г.Кидаль. Возвращение этого города под контроль малийских военных рассматривается как решающий шаг в деле реализации мирных Алжирских соглашений от 2015г.

13 февраля впервые с мая 2014 г. малийские военные вернулись в Кидаль (1500 км к северо-востоку от Бамако), находившийся под контролем альянса «Координация движений Азавада» (КДА). 300 малийских солдат вошли в город под охраной «голубых касок» Minusma. Их возвращение в Кидаль рассматривалось как прелюдия перед аналогичными операциями в Менаке, Гао и Томбукту.

18 февраля в Томбукту вошел батальон малийской армии, в составе которого были бывшие бойцы формирований КДА и проправительственной «Платформы». В отличие от Кидаля в Томбукту и ранее были представлены малийские военные. Но на сей раз речь шла о подразделении, сформированном по «новой формуле», с включением в его состав бывших повстанцев и бойцов проправительственных группировок.

9 февраля 3 жандарма погибли, 3 получили ранения в результате атаки джихадистов на военный блок-пост в центральной части Мали в районе н.п.Алатона (район Нионо) близ границы с Мавританией. Находящийся радом с блок-постом лес считается оплотом групп, связанных с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ). Нападавшим удалось овладеть двумя автомашинами, находившимися на посту.

В тот же день на севере Мали был убит видный полевой командир проправительственной вооруженной группы «Арабское движение Азавада» Йоро ульд Даха. Считается, что он был одним из тех, кто стоял у истоков мирных Алжирских соглашений.

10 февраля правозащитная организация «Хьюман райтс уотч» призвала малийские власти прекратить практику безнаказанности вооруженных исламистских групп и групп самообороны, сформированных по этническому принципу, которые в 2019 г. совершили рекордное число расправ в центральной части Мали, убив свыше 450 мирных жителей. Никаких приговоров, пусть и заочных, по этим поводам не выносилось. В течение года широкомасштабные атаки совершались джихадистами на полевые лагеря малийских военных, в результате которых гибли десятки солдат.

В феврале стало очевидным, что президент Мали Ибрагим Бубакар Кейта готов к немыслимому ранее – диалогу с некоторыми джихадистскими  группировками. Похоже, это стало возможным после того, как Париж назвал ИГБС своим главным противником в зоне Сахеля. Глава Мали сообщил, что его эмиссары были направлены к Амаду Куфа и Айяду аг Гали (последний – главарь группировки «Группа поддержки ислама и мусульман» (ГПИМ),в которую входит формирование А.Куфы. Их группировки не связаны с ИГБС, но имеют определенные связи с «Аль-Каидой» (обе запрещены в РФ). Франция ранее категорически была против подобных контактов.

14 февраля очередной атаке подверглась деревня Огоссагу в центральной части Мали. В результате атаки погибли по меньшей мере 20 мирных жителей, 28 пропали без вести. 23 марта 2019г. в результате атаки на деревню бойцов из числа формирований традиционных охотников народности догон погибли около 160 выходцев народности пель.

В новой атаке участвовали до 30 человек. Она была совершена несколько часов спустя после того, как из деревни вышло находившееся там подразделение малийских военных. Нападавшие сожгли часть деревни.

14 февраля 8 малийских солдат погибли, 4 получили ранения в засаде, устроенной джихадистами в районе Бинтиа (регион Гао, центральная часть страны).

17 февраля неизвестные атаковали деревню Гуэмето-Терели в центральной части Мали близ границы с Буркина-Фасо. В результате атаки погибли 6 человек – 5 гражданских и 1 жандарм. 20 человек пропали без вести. Нападавшие перемещались примерно на 40 мопедах, что говорит о том, что их могло быть до 80. По некоторым данным, нападавшие были выходцами из народности пель.

23 февраля джихадисты атаковали блок-пост малийских военных в населенном пункте Бамбара Мауде, что в 100 км к югу от Томбукту. При отражении нападения погибли по меньшей мере 3 солдат, 5 получили ранения. Как утверждалось в коммюнике военных, они сохранили контроль над постом.

 

В Буркина-Фасо в ночь на 2 февраля 20 человек из числа мирного населения были убиты в результате атаки джихадистов на деревню Ламдамоль в северной части страны в провинции Сено.

16 февраля джихадисты атаковали протестантскую церковь в деревне Панси на севере Буркина-Фасо. В результате атаки, совершенной в ходе воскресной молитвы,  погибли по меньшей мере 24 человека, ранены 18. Среди убитых был настоятель храма.

17 февраля в результате подрыва на самодельном взрывном устройстве армейской машины на севере Буркина-Фасо в провинции Лорум погибли 5 буркинийских солдат.

18 февраля на севере страны в Келбо нападению подверглось подразделение буркинийской армии. В результате атаки погибли 3 солдата.

24 февраля на автодороге между населенными пунктами Писсила и Гибга в провинции Санматенга на севере страны в засаду попал полицейский патруль. В результате нападения погибли 4 человека, в том числе 3 полицейских, 5 человек получили ранения.

29 февраля джихадисты одновременно атаковали в административном центре провинции Ягха городе Себба на севере Буркина-Фасо дислоцированное там подразделение буркинийских военных и блок-пост полиции. Итог двух атак – погибли 9 солдат и полицейских, главным образом – из числа последних. В атаках приняли участие несколько десятков боевиков.

 

В Нигере 8 февраля было объявлено, что в период с 6 по 7 февраля по меньшей мере 11 мирных жителей были убиты в регионах Диффа (юго-восток страны, соседствующий с Нигерией) и Тиллабери (запад, граничащий с Мали).

21 февраля Министерство обороны Нигера сообщило, что в ходе операции, проводившейся начиная с 1 февраля нигерскими военными  совместно с контингентом «Бархан» на юго-западе страны, были уничтожены 120 «террористов». Район Тиллабери соседствует с районом «трех границ».

 

25 февраля в Нуакшоте, к которому перешло председательствование в «Г5 Сахель», прошел саммит регионального объединения. По его итогам было указано на необходимость интенсифицировать по всем направлениям борьбу против расползания джихадизма и насилия в регионе. Как заявил председатель Комиссии Африканского Союза Муса Факи Махамат, «мы остро нуждаемся в конкретных победах против терроризма, главная задача этого саммита — найти ответ на эту экзистенциональную необходимость».

27 февраля Африканский союз объявил о намерении направить в Сахель 3 тысячи солдат с целью противостояния разрастанию угрозы со стороны джихадистов. При этом условия пребывания этого контингента в странах Сахеля и календарь его развертывания не были объявлены.

В целом, несмотря на присутствие в Сахеле национальных вооруженных сил 5 стран региона, присутствие африканских миротворцев и миротворцев ООН, а также иностранных контингентов, и в частности французского «Бархан», по данным ООН, в результате действий джихадистов и межобщинных столкновений в регионе в 2019 году погибли 4 тысячи человек, что в 5 раз превышает показатель 2016 г., сотни тысяч стали вынужденно переселенными лицами. Во многом это связано с очевидной недееспособностью национальных армий Мали, Буркина-Фасо и Нигера, в которые ряд стран продолжает вкладывать средства в надежде хоть что-то изменить.

52.21MB | MySQL:103 | 0,582sec