По данным совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня, в течение прошедшей недели было зафиксировано 40 известных нарушений режима прекращения огня. Это немного ниже показателя предыдущей недели (45). В зоне деэскалации Идлиб действует очередной режим прекращения огня, установленный Россией и Турцией, и этот режим в целом соблюдался.
В последующих данных учитывались максимальные показатели из представленной двумя частями комиссии информации. В частности, в провинции Латакия было зафиксировано по меньшей мере 9 нарушений (в течение предыдущей недели – 18), в провинции Алеппо – 15 нарушений (12), в провинции Хама – 3 (1), в провинции Идлиб – 10 (11).
15 марта российские и турецкие военные начали первое совместное патрулирование трассы М4 в сирийском Идлибе в рамках договоренностей между лидерами России и Турции, достигнутых 5 марта в Москве. В первом совместном патрулировании от России принимал участие взвод военной полиции на бронетехнике. Организация патрулирования осуществлялась совместным российско-турецким координационным центром. Первое совместное российско-турецкое патрулирование участка трассы М4 было сокращено из-за провокаций боевиков из неподконтрольных Турции джихадистских формирований.
16 марта коалиция джихадистских группировок отвергла российско-турецкое соглашение по Идлибу, которое, в частности, предусматривает отвод всех формирований из района к югу от автотрассы М4. Она пообещала продолжить боевые действия против сирийских войск и их союзников.
20 марта боевики одной из группировок, причем, похоже, протурецкой, несогласные с российско-турецкими договоренностями, на некоторое время перекрыли трассу М4.
Данных о полетах в течение недели летательных аппаратов ВКС России для нанесения ударов по целям боевиков не имеется.
17 марта российские военнослужащие провели учения по противодействию диверсантам в ПМТО ВМФ РФ в сирийском порту Тартус. В учениях приняли участие шесть катеров типа «Грачонок» и «Раптор» и порядка 50 военнослужащих.
18 марта появились данные, что российская группировка в Сирии осваивает новый для себя аэродром в Камышлы (провинция Хасеке). Там в настоящее время развернуты ЗРПК «Панцирь-С1», ЗРК «Тор» и несколько вертолетов.
Данных о полетах самолетов сирийских ВВС в течение недели не имеется.
В течение недели боевые действия низкой интенсивности наблюдались в ряде провинций страны.
На юге провинции Идлиб 17 марта боевики запрещенной в РФ группировки «Хайат Тахрир аш-Шам» нарушили режим прекращения огня. Бандформирования атаковали позиции сирийских войск в Кафр-Нобуле и Хазарине. Обстрел велся из реактивных систем залпового огня и пулеметов. Артиллерия сирийской армии открыла ответный огонь по противнику и нанесла боевикам потери.
18 марта в западной части провинции Идлиб неизвестные убили главаря группировки «Харакат Ахрар аш-Шам» Алаа Абу Ахмада. Ни одна из других группировок не взяла на себя ответственность за это нападение.
19 марта 2 военнослужащих турецкой армии погибли в провинции Идлиб. Об этом сообщил телеканал Эн-ти-ви со ссылкой на заявление губернатора провинции Сивас, откуда были родом погибшие. Отмечалось, что на военных было совершено нападение. Позднее Минобороны РФ сообщило, что 19 марта в ходе инженерной разведки трассы М4 в районе населенного пункта Мханбель турецкие военнослужащие подверглись нападению со стороны боевиков одной из неподконтрольных Турции террористических группировок. В ходе боестолкновения 2 турецких военнослужащих погибли.
19 марта террористы из запрещенной в РФ группировки «Хайат Тахрир аш-Шам» атаковали позиции сирийских войск в районе Хазарин на юге провинции Идлиб. Как сообщило агентство САНА, в этой вылазке участвовало большое количество боевиков, которые пытались вернуть под контроль утраченные ими позиции. По его информации, сирийским военнослужащим удалось отбить все атаки противника, банды террористов понесли потери и отступили к населенному пункту Эль-Футейра.
На севере провинции Хасеке 16 марта артиллерия турецкой армии обстреляла поселки, расположенные в окрестностях города Телль-Тамер. Под огонь попали жилые дома в населенном пункте Умм-эль-Кейф, в результате три женщины получили ранения.
В провинции Алеппо 18 марта артиллерия турецкой армии и воюющие на ее стороне вооруженные формирования обстреляли населенные пункты, расположенные к северу от провинциального центра Алеппо (360 км от Дамаска). В результате обстрела нанесен материальный урон в поселках Мираназ, Эль-Маликия, Менег и Улькамия, сведений о пострадавших оттуда не поступало. Огонь велся из пограничного района Аазаз, который входит в «зону безопасности», созданную турецкими войсками на севере Сирии в 2017 году после военной операции «Щит Евфрата» против курдских отрядов «Сил народной самообороны». Сирийские военнослужащие не открывали ответного огня по турецким позициям в пограничной местности.
В целом можно констатировать, что пока очередной режим прекращения огня, установленный 6 марта в зоне деэскалации «Идлиб», в основном соблюдается. Однако из этой зоны никуда не делись джихадистские группировки, а значит, конфликтный потенциал там сохраняется.