Оценки китайских специалистов опыта военно-технического сотрудничества Украины и Королевства Саудовская Аравия

Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий пристально наблюдают за контактами между Украиной и Королевством Саудовская Аравия в области разработки и поставок вооружения и военной техники. Китайские аналитики отмечают, военно-политическое руководство КСА активно ищет разработчиков и поставщиков самых разных образцов ВВТ по всему миру. Особое внимание арабские военные обращают на  ОПК тех стран, которые способны предложить разработки или готовые образцы продукции, сопоставимые или лучше по характеристикам, чем поставляемое из США.

Китайские специалисты отмечают, что официальный Эр-Рияд «встал на долгий, сложный и даже опасный путь отказа от американского вооружения». С учетом сложной торгово-экономической обстановки для арабских военных большое значение имеет и стоимость ВВТ, поскольку официальный Эр-Рияд затрачивает значительный объем финансов на продолжающийся вооруженный конфликт в сопредельном Йемене.

Следует отметить, что за прошедшие пять лет аравийская коалиция не добилась победы и до сих пор не смогла нанести решающего поражения силам хоуситов, которые по мере продолжения вооруженной борьбы получают ценнейший боевой опыт и предоставляют информацию о боевом применении тех или иных образцов ВВТ в Исламскую Республику Иран. В свою очередь арабские военные постоянно теряют личный состав и боевую технику.

Единственным позитивным моментом для военно-политического руководства КСА стало обретение понимания необходимости смены подхода к формированию оборонного бюджета страны, а также созданию национального оборонно-промышленного комплекса. Китайские специалисты отмечают, что если первую задачу можно отчасти выполнить за счет закупки определенных образцов ВВТ в РФ или КНР, то создание полноценного ОПК не под силы даже Эр-Рияду. Китайские аналитики полагают, что Королевству просто не хватит денежных средств для возведения множества предприятий  и найма иностранных специалистов. Подобные затруднения не являются решающими для военно-политического руководства КСА, которое санкционировало сотрудничество компании «Taqnia Aeronautics» с украинскими самолетостроителями – Конструкторское Бюро Антонов.

Как известно, в феврале 2016 г. арабская компания подписала с украинским партнерами – КБ «Антонов» соглашение о разработке и изготовлении опытных образцов тактического турбовинтового транспортного самолета Ан-132D.  Согласно подписанных документов, после производства установочной партии в количестве шести самолетов (4 для службы  поиска и спасения ВС КСА, 2 для задач РЭБ ВС КСА) украинская сторона должна передать интеллектуальные права саудовской компании и содействовать в организации производственной линии.

Саудовские предприниматели рассчитывали выпустить не менее 200 самолетов, из которых 80 ед. планировали поставить в ВВС КСА, а еще 120 ед. продать индийским военным, которым необходимо заменить устаревшие Ан-32.  Согласно технического задания Ан-132D должен совершать взлет и посадку на аэродромы с грунтовыми ВПП, а также действовать с авиабаз, расположенных на высотах 4000-4500 метров над уровнем моря.

Очевидно, что такой самолет является идеальным средством для перевозки генеральных грузов, подкрепления и эвакуации раненных в высокогорных районах Индии.

Китайские специалисты указывают на серьезную конкурентную борьбу в данном секторе транспортных самолетов на международном рынке. Для участия в тендерах на поставки таких самолетов необходимо обладать полноценным комплексом для последующего обслуживания и ремонта самолетов.

Раcсматриваемый самолет представляет собой модернизированную версию проверенного временем Ан-32. По данным открытых источников, Ан-132D имеет длину 24,53 м, размах крыла составляет 29,2 м, а максимальный взлетный вес 28,5 тонн. В целом, украинским специалистам удалось создать самолет с большой полезной нагрузкой  — 9,2 тонны, т.е. техническое задание было выполнено.  Опытный образец самолета выполнил первый полет уже 31 марта 2017 г. Изготовление данного самолета полностью оплачено саудовской стороной.

Китайские специалисты отмечают, что саудовские военные и предприниматели совершили серьезную ошибку при выборе основного исполнителя по проекту тактического турбовинтового транспортного самолета. После событий 2014 г. украинские оборонно-промышленные предприятия утратили прочные связи с российским поставщиками комплектующих, узлов и агрегатов.

В настоящее время авиастроительный сектор Украины, который создавали усилиями всего СССР, фактически, оказался в состоянии коллапса. В настоящее время КБ Антонов не обладает специалистами, оборудованием и материалами для создания или даже ремонта самолетов, выпущенных ранее.

Поскольку украинская сторона не обладает адекватными разработками в области турбовинтовых двигателей было принято решение о комплектовании Ан-132D  двигателями PW-150A (мощность 5071 л.с.) от канадского подразделения Pratt&Whitney. Данные силовые установки в сочетании с шестилопастными винтами  обеспечивают самолету максимальную скорость 550 км/ч и дальность полета 4400 км.

Китайские специалисты отмечают, что Ан-132D это набор из импортных комплектующих, согласованная работа которых требует грамотной настройки и обслуживания. Украинские конструкторы рассчитывали комплектовать самолет вспомогательной силовой установкой от американской компании Honeywell, а комплекс бортового радиоэлектронного оборудования должны были поставлять немецкие подрядчики – компания Broetje-Automatic. Саудовские заказчики не придали особого значения этому, однако обслуживание такой «сборной солянки» требует высокой квалификации и технической смекалки.

В дополнение к конструкторским и техническим проблемам на определенном этапе саудовские заказчики столкнулись и с затруднениями в вопросе выбора места размещения сборочной площадки. По данным китайских источников, первоначально компания Taqnia Aeronautics договорилась о размещении производственной площадки в Турции.  Однако, после того как официальная Анкара приняла сторону Эмирата Катар в «внутреннее аравийском конфликте» руководству Taqnia Aeronautics пришлось договариваться о размещении производственной площадки уже в КСА.

Как известно, 29 апреля 2019 г. украинские подрядчики сообщили о приостановке проекта Ан-132D по причине отсутствия финансирования. В свою очередь компания Taqnia Aeronautics разорвала подписанное соглашение.

В дополнение к вышесказанному отметим, что по мнению китайских специалистов, у руководства КСА есть два варианта решения вопроса по поставкам тактического транспортного самолета.

В рамках первого варианта, можно обратится в КНР для проведения соответствующей ОКР и за вполне приемлемую стоимость получить необходимое количество самолетов. Однако остается вопрос сроков разработки подобного самолета силами китайских конструкторов.

Во втором  варианте аравийские предприниматели могут обратиться в РФ и профинансировать ОКР, которую могут выполнить специалисты КБ «Ильюшина», чтобы получить самолет независимый от сменно-запасных частей американского или европейского производства.

62.92MB | MySQL:105 | 0,805sec