Оценка китайских специалистов применения самолета Е-737 Wedgetail ВВС Турецкой Республики в рамках операции «Весенний щит» в Сирии

По оценкам обозревателей китайских специализированных военно-технических изданий в рамках операции ВС ТР «Весенний щит», проводимой на территории сирийской провинции Идлиб, проверена работоспособность и надежность системы оперативно-тактического управления межвидовыми группировками. Основным элементов данной системы являются самолеты дальнего радиолокационного дозора и наведения   (ДРДиН) Е-737 Wedgetail ВВС Турецкой Республики.

Данные летательные аппараты обеспечивают возможность наблюдения за воздушным пространством и сбора данных об активности наземных РЛС систем ПВО и радиостанций. Благодаря электронной библиотеке бортовая электронная система контроля оперативной обстановки (разработка компании Northrop Grumman, США) самостоятельно классифицирует обнаруженный объект и ранжирует его по степени опасности. Данная система также обеспечивает передачу данных на наземные командные пункты ВВС, ПВО и ВМС в зависимости от профиля выполняемой задачи и района действий самолета.

Обнаружение воздушных аэродинамических и надводных целей обеспечивает радиолокационная станция (РЛС) с активными фазированными антенными решетками (АФАР), которая функционирует в L и D диапазонах. Выбор D-диапазона обусловлен стремлением американских специалистов обеспечить приемлемую дальность обнаружения и классификации воздушной цели при плохих метеоусловиях.

РЛС расположена в фиксированном кожухе, который установлен на вентилируемом основании на высоте 1,6 м над фюзеляжем, что обеспечивает нормальное управление самолетом. Длина антенны составляет 8,5 м, а с учетом переднего и заднего излучателей этот показатель составляет более 10 м.

Программно-аппаратный комплекс самолета классифицирует все обнаруженные объекты по принципу «свой-чужой». Открытая архитектура библиотеки воздушных объектов позволяет постоянно расширять список возможных угроз.

По данным китайских источников, РЛС с АФАР, разработанная специалистами американской компании Lockheed-Martin позволяет обнаруживать единовременно до 1000 целей при условии выполнения полета на высоте 9000 м. Данная станция одновременно сопровождает до 300 воздушных целей, в т.ч. малозаметные истребители и крылатые ракеты, выполняющие полеты на предельно малых высотах.

Китайские специалисты указывают, что по мере увеличения высоты полета РЛС самолета E-737 позволяет обнаруживать более удаленные цели. Вероятно, максимальная дальность обнаружения крупноразмерной воздушной цели составляет 850 км.

По данным китайских источников, дальность обнаружения цели типа «истребитель» составляет 310 (по другим данным 370) км, тогда как надводный боевой корабль типа «фрегат» может быть обнаружен на дальности 230 км.

Практика применения данных самолетов показывает, что при наличии 10 операторов возможно эффективно сопровождать не более 180 воздушных целей. По данным китайских источников, операторы постов воздушной разведки и управления могут координировать действия 24 самолетов разных типов.  В отношении количества наблюдаемых надводных целей информация в открытом доступе отсутствует в силу секретности.

В качестве основы для данного самолета американские разработчики использовали пассажирских коммерческих узкофюзеляжный среднемагистральный самолет Boeing 737-700 в модификации с увеличенным запасом топлива. Емкость баков составляет 26020 литров.  Также, были использованы некоторые компоненты от Boeing 737-700IGW.

Использование компонентов от проверенных гражданских лайнеров, выпуск которых осуществляется большими сериями, позволил конструкторам военного отдела корпорации Boeing создать надежный, эффективный и недорогой самолет ДРДиН, который привлек внимание специалистов ВВС многих стран. В настоящее время Е-737 стоят на вооружении таких стран, как Великобритания, Австралия, Республика Корея. Следует обратить внимание, что первые два государства входят в глобальную разведывательную систему «Пять глаз», членами которой также являются США, Новая Зеландия и Канада.

Именно небольшие размеры самолета, небольшое количество оборудования и привлекательная стоимость стали основными доводами для ВВС ТР при выборе самолета ДРДиН. В настоящее время на вооружении ВВС ТР находится четыре Е-737 Wedgetail, которые были переданы в 2014 г.

По данным открытых источников, Е-737 Wedgetail имеет длину 33,6 м, размах крыла 34,3 м, высота составляет 12,6 м. Масса пустого самолет составляет 46600 кг. Максимальная взлетная масса может достигать 77564 кг.

Рассматриваемый самолет ДРДиН комплектуется двумя двигателями CFM56-7B27A – совместный продукт американской General Electric и французской SAFRAN. Указанные силовые агрегаты обеспечивают самолету максимальную скорость 876 км/ч, а крейсерская скорость составляет 853 км/ч, однако пилоты могут безопасно выполнять полет на скорости до 700 км/ч.

Двигатели CFM56-7B27A отличаются высокой топливной экономичностью, а значит регулярные полеты не будут требовать больших расходов из военного бюджета Турции.

Время нахождения в воздухе без дозаправки может достигать 9 часов, т.е. на проведение разведки/патрулирования у экипажа есть примерно 7-7,5 часов. Максимальная дальность беспосадочного полета составляет 6230 км., однако при полной дозаправке в воздухе от танкера типа КС-135  самолет E-737 может дополнительно пролететь еще 7040 км. Практический потолок для рассматриваемого самолета ДРДиН ВВС ТР составляет 13000 м.

В дополнение к вышесказанному отметим, что при безаварийной эксплуатации даже 4 самолетов Е-737 Wedgetail вполне достаточно турецким военным для организации круглосуточного наблюдения за ситуацией в воздушном пространстве Сирийской Арабской Республики. Именно эти самолеты позволяют ВВС ТР отслеживать полеты всех самолетов ВКС РФ, совершающих полеты из РФ в Сирию и обратно. Противодействие такому самолету является задачей для подразделений радиоэлектронной борьбы ВС РФ, поскольку недооценка возможностей ВВС ТР уже приводила к печальным последствиям, как для российских, так и для сирийских военных.

Как известно, именно действия экипажа Е-737 по разведке воздушного пространства Сирии позволили пилотам истребителей F-16 результативно применить управляемые ракеты AIM-120C5 и сбить в 2020 г. фронтовой бомбардировщик Су-24М, учебно-боевой самолет L-39 и один истребитель МиГ-29 ВВС Сирии. Следует отметить, что сирийские военные отрицают факт потери МиГ-29 в результате поражения ракетой.

Системы самолета E-737 Wedgetail  позволяют пилотам оперативно-тактической авиации ВВС ТР выполнять пуски управляемых ракет класса «воздух-воздух» без использования РЛС. Чрезмерная уверенность турецких летчиков выражается в размещении фотографий, которые сопровождаются подписями с вызовом российским истребителям.

Необходимо отметить, что при определенных обстоятельствах даже Е-737 не гарантирует положительного результата в воздушно бою. Известно, что в марте 2020 г. один Су-22 ВВС Сирии смог сорвать радиолокационный прицел и избежал перехвата. В силу секретности не представляется возможным установить какие приемы пилотирования или другие средства применял сирийский летчик для уклонения от ракеты с радиолокационной головной частью наведения.

Подводя итог отметим, что опыт боевого применения Е-737 Wedgetail позволит американским и турецким конструкторам получить бесценную информацию, которая будет использована  в других проектах.

52.2MB | MySQL:103 | 0,513sec