Израильские оценки политики Ирана в условиях пандемии коронавируса

Секретарь Высшего совета по правам человека Ирана Али Багери Кани, заместитель секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана (2007 – 2013), заявил, что поведение США во время пандемии COVID-19 демонстрирует всем, что это действительно «великий сатана», и что европейцам, которые говорят о правах человека, должно быть стыдно подчиняться «репрессивной» политике США. По его словам страны, отказывающиеся сотрудничать с Ираном в борьбе с пандемией, несут ответственность за ее распространение по всему региону и миру. Он также высмеял неназванную европейскую страну, которая отправила Ирану помощь в виде 100 пар сапог[i].

Китай и Исламская Республика Иран (ИРИ) возглавили группу стран, обратившихся с просьбой к ООН оказать давление на Вашингтон с целью отмены санкций, которые препятствуют международной борьбе против COVID-19. «Мы настоятельно призываем вас потребовать полной и немедленной отмены таких незаконных, принудительных и произвольных мер экономического давления (…), чтобы обеспечить полную, эффективную и действенную реакцию всех членов международного сообщества на коронавирус», – говорится в письме на имя генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша. The Times of Israel отмечает, что в письме конкретно не упоминается Вашингтон, но в настоящее время американские санкции наложены на все восемь стран-подписантов письма. Помимо Ирана и Китая, наиболее пострадавших от коронавируса, в число подписавших вошли Россия, Венесуэла, Северная Корея, Никарагуа, Куба и Сирия[ii].

На фоне этого Министерство финансов США 26 марта с.г. ввело новые санкции против 15 человек и 5 компаний, обвинив их в поддержке и действиях «от имени Корпуса стражей исламской революции», который Вашингтон внес в список террористических организаций. В список включены три строительные компании, нефтехимическая фирма и религиозная организация. Санкции введены в условиях, когда в Иране число погибших от коронавируса Covid-19 превысило 2000 человек. Не менее 30 000 человек заражены, что делает ИРИ одной из наиболее пострадавших стран в мире от этой болезни[iii].

По мнению Симы Шайн, специалиста по Ирану Института исследования национальной безопасности (INSS) Тель-Авивского университета, Иран переживает одну из самых тяжелых депрессий, которые он когда-либо испытывал – это связано не только с эпидемией коронавируса, но и сложной экономической ситуацией из-за санкций, падением цен на нефть и растущим недоверием общества к режиму.

Израильский эксперт полагает, что Тегеран пытается использовать эту пандемию для оказания давления на Соединенные Штаты, чтобы они отменили санкции или, по крайней мере, ослабили их. Однако администрация США не только не намерена снимать санкции, но ввела новые. Она отмечает, что «шиитские боевики, по-видимому, в координации с Ираном», продолжают атаковать американские силы, дислоцированные в Ираке, чтобы ускорить решение администрации США вывести войска из региона. Американская реакция до сих пор сводилась к ударам по базам ополченцев в Ираке, но продолжающиеся атаки, особенно если будут американские жертвы, приведут к усилению американского ответа, даже против самого Ирана. Что касается ядерной проблемы, то МАГАТЭ обвиняет Иран в отказе его специалистам в доступе к объектам, где может вестись деятельность в рамках ядерной программы в нарушение ДНЯО[iv].

Коронавирус продолжает стремительно распространяться в Иране, им поражены и высокопоставленные члены иранского руководства. С.Шайн, ссылаясь на официального представителя ВОЗ, который предположил, что реальное количество жертв пандемии в Иране в пять раз превышает официальные данные, пишет о том, что Иран является мировым лидером по числу жертв. Она отмечает, что режим не способен блокировать районы с множественными случаями заражения COVID-19 и не планирует вводить ограничения по всей стране. Это вызвано экономическими соображениями, а также оппозицией со стороны религиозных лидеров и даже части общества, которые не готовы пойти на такие меры.

В то же время, пишет С.Шайн, режим развернул широкую кампанию, пытаясь заставить Соединенные Штаты отменить санкции в отношении Ирана. Тегеран попросил МВФ предоставить срочную ссуду в 5 млрд долларов, чтобы помочь ему справиться с эпидемией коронавируса. Президент ИРИ Хасан Роухани направил мировым лидерам письма с осуждением «жестокости американских санкций», которые, по его словам, наносят ущерб способности его страны эффективно бороться с пандемией. Министр иностранных дел ИРИ Мохаммад Джавад Зариф выступил с резкой критикой механизма, используемого Швейцарией, с одобрения Соединенных Штатов, для приобретения Ираном продовольствия и лекарств, утверждая, что он неэффективен. Кроме того, посольство ИРИ в Лондоне обратилось к британскому правительству с просьбой отменить санкции, объяснив серьезность их воздействия на систему здравоохранения Ирана. «Изюминкой дипломатических усилий», по словам эксперта INSS, «стало трогательное и уважительное открытое письмо президента Роухани американскому народу». В письме, написанному 2 марта 2020 года по случаю Новруза, иранского Нового года, отмечается отсутствие границ в распространении вируса, необходимость сотрудничества в борьбе с ним, а также сила и выносливость Ирана во время войн – от борьбы с Чингисханом до ирано-иракской войны. Кульминацией письма стало прямое обращение к американскому народу с призывом оказать давление на Конгресс и администрацию США с целью отменить санкции.

Иранская дипломатическая кампания, пишет С.Шайн, возымела действие на международной арене. Министр иностранных дел Китая призвал США снять все санкции против Ирана. Министры иностранных дел Великобритании и Ирана провели переговоры по ряду вопросов, включая ядерное соглашение и антииранские санкции, и Лондон объявил, что можно рассмотреть вопрос о некотором их ослаблении. Госсекретарь США Майк Помпео ответил на обвинения Ирана в открытом письме и пояснил, что санкции не были введены в отношении гуманитарной помощи, которая беспрепятственно поступает в Иран. Он также заявил, что иранский режим отклонил предложения помощи от Вашингтона через ВОЗ. В американской администрации дали понять, что не намерены отступать от своей политики «максимального давления» и в доказательство ввели новые санкции. В то же время в Вашингтоне есть и те, кто поддерживает ослабление санкций. Но пока продолжает реализовываться политика, направленная на то, что в конечном итоге санкции заставят Иран изменить свое поведение и вернуться за стол переговоров.

На фоне решения в Иране освободить около 85 000 заключенных из тюрем из-за пандемии (из них 10 000 помилованы), М.Помпео призвал Тегеран освободить заключенных с двойным гражданством по гуманитарным соображениям. Похоже, отмечает эксперт INSS, переговоры ведутся по швейцарскому каналу, который является связующим звеном между Ираном и Соединенными Штатами, и который действовал в декабре прошлого года для организации обмена заключенными между Тегераном и Вашингтоном. М.Помпео даже потребовал, чтобы любая страна, предоставляющая Ирану помощь в борьбе с коронавирусом, обусловила свою помощь освобождением заключенных с двойным гражданством. С тех пор, по мнению С.Шайн, произошел ряд событий, который мог быть истолкован как иранские жесты в отношении требований М.Помпео: журналист Reuters с британским и иранским гражданством был освобожден на две недели из-за опасения заражения коронавирусом в тюрьме; американский гражданин с гражданством Ливана, который ранее был командиром в Армии Южного Ливана и был арестован около шести месяцев назад, был освобожден и возвращен в Соединенные Штаты – об этом президент Д.Трамп упомянул на пресс-конференции; другой американский гражданин, который был арестован два года назад в Иране и приговорен к 13 годам тюремного заключения, был освобожден при условии, что он останется в Иране и в настоящее время находится в посольстве Швейцарии. Франция и Иран также обменялись заключенными. Однако израильский эксперт сомневается, что эти шаги могут проложить путь к более серьезным переговорам, учитывая новые санкции и заявления администрации США о том, что Вашингтон не намерен их ослаблять.

Между тем, отмечает С.Шайн, в Ираке усиливается военная напряженность между проиранскими ополченцами-шиитами и американскими силами, дислоцированными в этой стране. Несмотря на то, что 13 марта американские военные самолеты атаковали шиитское ополчение «Катаиб Хизбалла» в ответ на убийство двух американцев и гражданина Великобритании, продолжается стрельба вокруг американского посольства в Багдаде. По мнению эксперта INSS, все это на фоне заявлений президента Х.Роухани о том, что продолжится месть за убийство генерала Касема Сулеймани, являются подтверждением координации шиитскими ополченцами действий с Тегераном.

С.Шайн полагает, что соглашение, подписанное США с талибами, согласно которому планируется постепенный вывод всех американских военных, дислоцированных в Афганистане, вселяет в иранское руководство надежду на то, что президент Д.Трамп выполнит свое предвыборное обещание и выведет военных с Ближнего Востока. По факту американцы объявили, что они вносят изменения в свое военное присутствие в Ираке, в частности, эвакуируют три небольшие базы и переводят дислоцированных там военных на крупные базы, защищенные системами ПВО. База Аль-Каим была передана иракской армии 19 марта, и представитель армии США объявил, что «это первый этап в процессе ухода американских войск из Ирака».

По мнению С.Шайн, несмотря на то, что эти шаги подбадривают иранский режим и шиитские ополчения к выдавливанию американских войск из Ирака, продолжающиеся прямые удары по американским военным и гражданским лицам заставят президента Д.Трампа ответить, особенно когда он борется с серьезными последствиями пандемии коронавируса на американскую экономику (до вспышки вируса экономические достижения его администрации были центральным пунктом его президентской избирательной кампании). Госсекретарь М.Помпео уже заявил, что США считают Иран ответственным за атаки, хотя в ходе дискуссий о том, как на них реагировать было принято решение не действовать против Ирана, страдающего от экономического кризиса и коронавируса, опасаясь негативного имиджа США в мире.

Что касается ядерного аспекта, то, по мнению эксперта INSS, Иран столкнулся с серьезной проблемой после публикации специального доклада МАГАТЭ, в котором утверждается, что Иран не ответил на вопросы и запретил доступ на два из трех объектов, где якобы хранится неучтенный ядерный материал. Это утверждение МАГАТЭ С.Шайн называет равнозначным нарушению Ираном своих обязательств по ДНЯО. Тогда как в Тегеране пояснили, что не допустят какого-либо надзора и что они не обязаны это делать, поскольку обвинения основаны на лжи, а именно, на информации из «иранского ядерного досье», добытого Израилем. Поэтому, считает эксперт INSS, Иран может оказаться в ситуации, когда Соединенные Штаты потребуют вынести этот вопрос на рассмотрение СБ ООН, в том числе о введении санкций СБ ООН. Однако на данном этапе складывается впечатление, что и Иран, и Соединенные Штаты воздерживаются от решительных шагов.

Делается вывод, что Иран в течение последних нескольких недель пытается использовать распространение коронавируса на своей территории, чтобы заставить США ослабить санкции или, по крайней мере, добиться того, чтобы европейские страны к ним не присоединились. В Тегеране рассчитывают на то, что президент Д.Трамп сосредоточен на внутренних проблемах с эпидемией и не решится нанести ущерб Ирану в его нынешнем уязвимом положении из-за пандемии. Однако если будет нарушен тонкий баланс между продолжающимся давлением на американцев в Ираке и необходимостью Д.Трампа сдержать свое слово и нанести жесткий ответный удар в случае жертв среди военных США, со стороны американцев вполне могут последовать серьезные действия. Режим в Тегеране сегодня, по мнению эксперта INSS, столкнулся с одной из самых серьезных проблем. С одной стороны, пандемия является своего рода «щитом», защищающим его от гнева иранского народа, который не может выйти на демонстрации протеста, но с другой – режим также понимает, что ему мешают ограниченные средства, имеющиеся в его распоряжении. Иранское руководство обдумывает вопрос о том, чтобы в нынешних обстоятельствах пойти на переговоры с Соединенными Штатами, чего хотел бы президент Д.Трамп. Однако на данный момент позиция верховного лидера Али Хаменеи заключается в том, что Иран не должен вступать в переговоры с позиции слабости. Поэтому делается заключение, что вряд ли стоит ожидать возобновления американо-иранских переговоров без ощутимого жеста со стороны Вашингтона в отношении Ирана.

В качестве постскриптума отметим, что 26 марта появились сообщения о том, что американские военные начали покидать аэродром в районе Каяра в 50 км от Мосула. Эта база полностью перейдет под контроль армии Ирака. В СМИ отмечается, что вывод войск носит запланированный характер и производится в рамках продолжающегося сокращения присутствия сил коалиции в Ираке[v].

[i] ‘Those who do not cooperate with us are responsible for spreading the virus’ // JNS. 26.03.2020 — https://www.jns.org/those-who-not-cooperate-with-us-are-responsible-for-spreading-the-virus/

[ii] China, Iran lead UN push for US sanctions relief during pandemic // The Times of Israel. 26.03.2020 -https://www.timesofisrael.com/liveblog_entry/china-iran-lead-un-push-for-us-sanctions-relief-during-pandemic/

[iii] US puts NEW sanctions on Iran, despite calls for relief amid massive coronavirus outbreak // RT. 26.03.2020 -https://www.rt.com/news/484178-us-treasury-more-sanctions-iran/

[iv] Iran’s Efforts to Promote its Interests in the Shadow of the Coronavirus // INSS. 26.03.2020 — https://www.inss.org.il/publication/iran-interests/?offset=1&posts=2344

[v] Американские военнослужащие покинули очередную часть в Ираке // МК. 27.03.2020 — https://www.mk.ru/politics/2020/03/27/amerikanskie-voennosluzhashhie-pokinuli-ocherednuyu-chast-v-irake.html

52.34MB | MySQL:106 | 0,653sec