Оценки китайских специалистов колесной бронетехники ВС Турецкой Республики, применяемой в операции «Весенний щит» в Сирии

Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса» и «Танки и бронемашины» внимательно наблюдают за всеми операциями, которые Вооруженные Силы Турецкой Республики проводят на территории Сирийской Арабской Республики. Военная операция «Весенний щит» это уже четвертое по счету комплексное долгосрочное мероприятие, которое, фактически направлено на захват части территории Сирии, необходимой военно-политическому руководству Турции из военно-политических и экономических соображений.

Основную нагрузку по перемещению подразделений обеспечивают мотострелковые подразделения Сухопутных войск ВС Турецкой Республики, которые преимущественно укомплектованы колесными бронированными автомобилями типа «Кирпи». Данные бронемашины разработаны специалистами автомобильной компании ВМС на основе колесной БМ NAVIGATOR от израильской компании HATEHOF.

Китайские специалисты отмечают, что турецкая компания ВМС в основном выпускает гражданские грузовые автомобили, однако благодаря изучению продукта ОПК Израиля появилась возможность создать взрывостойкий бронеавтомобиль класса MRAP под обозначением «Кирпи-1».

Первый прототип БМ турецкого производства был представлен военным специалистам в 2008 г., а уже в 2009 г. компания ВМС получила заказ на 468 бронемашин. Обозреватели китайских изданий связывают такое быстрое подписание контракта с участием президента Реджепа Тайипа Эрдогана. В настоящее время компания ВМС входит в оборонно-промышленную «империю» президента Турецкой Республики. К настоящему моменту компания ВМС выпустила около 1500 БМ модели «Кирпи-1».

По данным китайских источников, в конструкции бронемашины «Кирпи» использовано значительное количество компонентов от грузовика ВМС235-16Р, что позволило создать достаточно надежный и недорогой бронированный автомобиль в двух модификациях, а именно с колесными формулами 4х4 и 6х6 соответственно. В  большинстве случаев западные производители колесной бронетехники создают свои продукты именно с использованием компонентов от гражданских машин, что позволяет удерживать себестоимость производства и конкурировать на международном рынке, который отличается жесткой конкурентной борьбой.

По данным китайских источников, длина бронемашины «Кирпи-1» с колесной формулой 4х4 составляет 6 м, а модель с колесной формулой 6х6 имеет длину 7,07 м. Очевидно, что ширина машины остается без изменений вне зависимости от модификации и составляет 2,5 м. Высота «Кирпи-1» достигает 2,86 м., что обусловлено несколькими аспектами.

Во-первых, турецкие конструкторы старались создать однообъемный корпус, который позволил бы разместить в комфортных условиях не менее 10 военнослужащих десанта, стрелка, командира и механика-водителя.

Во-вторых, большая высота обусловлена конструкцией цельносварного бронированного корпуса, нижняя часть которого выполнена в форме «широкая V». Турецкие конструкторы предприняли попытку создать тяжелую взрывостойкую бронированную машину, снаряженная масса которой составляет 18 и 20 тонн в зависимости от модификации.

В-третьих, высокое расположение бронированного корпуса было обусловлено «пристрастием» курдских ополченцев к самодельных взрывным устройствам высокой мощности, которые они постоянно закладывают на маршрутах движения колонн турецких военных.

В-четвертых, большая высота корпуса обусловлена требованиями ВС ТР по размещению стрелка с пулеметным вооружением в проеме крыши. В настоящее время существует вариант телеуправляемого модуля,  который позволяет применять пулеметы калибра 7,62 или 12,7 мм.

Следует отметить, что турецким специалистам удалось создать достаточно прочный цельносварной корпус, который даже в базовой версии удовлетворяет требованиям стандарта НАТО STANAG 4569 по классу 3, т.е. защищает экипаж и десант от обстрела бронебойными пулями калибра 7,62 мм. с дистанции 30 м и от осколочного поражения при разрыве снаряда калибра 155 мм на удалении 60 м. от машины.  Нижняя часть машины выдерживает подрыв устройства эквивалентного  по мощности 8 кг тротила.

Все военнослужащие размещаются на подвесных креслах с пятиточеными ремнями безопасности.  Бронемашина оборудована системой вентиляции, кондиционер и автоматическая система пожаротушения.

Одновременно с положительными моментами китайские специалисты выделяют негативные аспекты в применении БИ «Кирпи-1» в современном вооруженном конфликте.

Во-первых, недостаточный угол V-образной нижней части автомобиля недостаточно эффективно рассеивает ударную волну от СВУ, что приводит к перевороту БМ. Китайские наблюдатели активно собирают любую информацию о подрывах БМ «Кирпи-1» на СВУ и особое внимание уделяют количеству переворотов машин в связи с массой/мощностью взрывного устройства.

По данным  открытых источников, в рамках одной из операций ВС ТР на севере Сирии в 2016 г. курдский отряд самообороны применил СВУ мощностью 1000 кг тротила. При срабатывании корпус БМ «Кирпи-1» был разорван пополан. Колеса были отделены от корпуса взрывной волной и отброшены на несколько сотен метров.

Как показало расследование, 5 военнослужащих погибло на месте и еще 8 тяжелораненных впоследствии скончались по пути в госпиталь. Справедливости ради нужно отметить, что даже тяжелая бронетехника не способна выдержать подрыв на СВУ такой мощности.

Во-вторых, большая высота корпуса делает БМ «Кирпи-1» достаточно простой целью противотанковых управляемых ракет, которые получили широкое распространение. Попадание одного противотанкового боеприпаса в корпус в любой проекции приводит к гибели экипажа и десанта. Китайские конструкторы отмечают, что даже установка дополнительных металлокерамических бронепакетов не повысит защищенность в современных условиях.

В-третьих, повышение класса бронезащиты приведет к росту массы машины, что негативно скажется на скоростных и маневренных характеристиках, поскольку двигатель будет работать под повышенной нагрузкой с увеличенным расходом топлива.

Достоверно известно, что модификация «Кирпи-1» с колесной базой 4х4 комплектуется турбированным дизельным двигателем мощностью 275 л.с. серии ISBE от американской компании Cummins  Машины с колесной формулой 6х6  комплектуют силовым агрегатом ISL9E3 мощностью 375 л.с (рабочий объем 8,9 литра).

Оба мотора передают крутящий момент через автоматическую коробку переключения передач Alisson-3000 (пр-во США). Указанная АКПП обеспечивает максимальную скорость 100 км/ч при движении по дорогам с твердым покрытием. Запас хода по топливу составляет 800 и 1000 км. соответственно.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласится с китайскими специалистами, в том, что БМ серии «Кирпи» это машина, предназначенная для «второй линии» по причине слабой бронезащиты и отсутствия более мощного вооружения, которое позволило бы экипажу поражать противника на больших дистанциях. Для создания адекватной БМ «первой линии» турецким конструкторам необходимо повысить уровень бронезащиты за счет установки модулей ДЗ, мощность двигателя, установить системы РЭБ, датчики лазерного облучения и пусковые установки дымовой защиты.  Размещение такого количества компонентов приведет к увеличению массы, минимум на 3 тонны.

47.72MB | MySQL:107 | 0,816sec