К вопросу о развитии туркмено-афганских отношений

Дипломатические отношения между Афганистаном и Туркменией были установлены в 1992 г. Ашхабад не прервал эти отношения и после прихода к власти режима талибов, с которыми туркменское руководство поддерживало нормальные отношения, и его реакция на развертывание антитеррористической операции в Афганистане была весьма сдержанной. По некоторым данным, это послужило причиной заметного охлаждения отношений между Ашхабадом и Вашингтоном. Туркменская сторона обещала содействие лишь в оказании гуманитарной помощи, отказавшись предоставить опорный пункт в стране военно-воздушным силам международного военного контингента коалиционных сил.

В связи с обострившейся в 2001 г. военно-политической обстановкой поставки гуманитарной помощи с территории Туркмении в Афганистан возобновились в конце сентября 2001 г. Эти поставки осуществлялись по линии Продовольственной программы ООН и международных благотворительных фондов. Представители Туркмении не участвовали в консультациях по проблеме обеспечения региональной стабильности и безопасности на южных рубежах СНГ. Глава Туркменистана С. Ниязов не принял участия и во встрече в Ташкенте в декабре 2001 г. руководителей государств Центральной Азии, контактируя с ними на двусторонней основе.

При рассмотрении позиции прежнего руководства Туркменистана в отношении талибов следует иметь в виду, что оно избегало критики талибов даже в тех случаях, когда на это были основания: например, репрессии талибов против представителей туркменских племен севера Афганистана, убийство религиозного авторитета афганских туркмен Абдуллы Манана и в связи с этим исход туркменских беженцев в Пакистан, поскольку талибы перекрыли им пути бегства на север, и многое другое.

Ашхабад стремился ни в коей мере не обострять отношения с талибами. В этом, несомненно, играли роль и надежды на реализацию планов строительства газопровода из Туркмении через территории, контролировавшиеся талибами. Декларируя на международной арене равноудаленность от конфликтовавших в Афганистане сторон, Ашхабад подписал с талибами несколько торгово-экономических соглашений на правительственном уровне, развивал приграничную торговлю (ее объем составлял около 100 млн долларов в год), в Герате и Кандагаре были открыты консульские учреждения Туркмении. Более того, Ашхабад стал выступать практически в роли адвоката талибов. Так, в январе 2001 г. президент С. Ниязов во время визита в Туркмению Генсека НАТО Дж. Робертсона критиковал использование «жупела исламского фундаментализма». «Пугающие им мир политики расписываются в незнании истинной обстановки в Афганистане и своей неосведомленности», заявил он Дж. Робертсону.

Во время визита в Москву в январе 2002 г. президентами двух стран была затронута тема оказания гуманитарной помощи Афганистану. Причем и здесь, как и на других встречах, туркменская сторона неизменно подчеркивала свою приверженность статусу нейтрального государства.

Ныне руководство Туркменистана придает большее значение развитию отношений с Исламской республикой Афганистан (ИРА), что обусловлено не только наличием общей границы (около 860 км), исторически сложившейся религиозной и национально-этнической общностью населения приграничных районов (туркменская диаспора, в основном проживающая в северо-западных провинциях ИРА, достигает около 400 тыс. человек), но и интересам региональной безопасности.

В совместном заявлении, подписанном президентом Туркменистана Г.М. Бердымухамедовым и президентом ИРА Х. Карзаем по итогам его официального визита в Туркмению в июле 2007 г., отмечено, что Туркменистан поддерживает внешнюю и внутреннюю политику Афганистана, который в свою очередь признает конструктивную роль туркменского государства, имеющего общепризнанный статус нейтралитета, в деле укрепления мира и безопасности на Азиатском континенте. По взаимному признанию лидеров двух стран, туркмено-афганские отношения в настоящее время развиваются в духе братства, дружбы и эффективной реализации двусторонних договоров и соглашений. Стороны признали также необходимость развивать сотрудничество в деле борьбы с распространением ОМП, терроризмом, транснациональной преступностью и незаконным оборотом наркотиков, стоящими в ряду главных угроз миру и стабильности.

Сотрудничество двух стран в экономической области базируется ныне на межправительственных соглашениях о торгово-экономическом сотрудничестве (05.07.2007) и о транзитных перевозках (05.07.2007).

Туркменские энергетики ведут работы по проведению ЛЭП, по которым постоянно наращиваются поставки электроэнергии в Афганистан. Кроме того, Ашхабад планирует увеличить энергопоставки в ИРА за счет строительства объектов электроснабжения в афганской провинции Балх и реконструкции системы электро-снабжения в провинции Герат, а также строительства новой ЛЭП «Серхетабад–Герат».

В Кабуле придают большое значение тому, что с 2003 г. Туркменистан в рамках экономической помощи продает соседу электроэнергию по льготной цене – 2 цента за 1 киловатт-час. Кроме того, Ашхабад списал Афганистану долг за поставленную энер-гию в размере 3,8 млн долл.

Перспективным направлением двустороннего сотрудничества является развитие транспортного сообщения между Туркменистаном и Афганистаном.

За счет средств Туркменистана была проведена и реконструкция железной дороги Тургунди – Серхетабад (общая стоимость работ составила 550 тыс. долл.).

Внешнеторговый оборот между двумя странами за последние годы имел стабильную положительную динамику. Основная доля товарооборота приходится на экспорт туркменских товаров, прежде всего электроэнергии, сжиженного газа, сельскохозяйственной, текстильной и химической продукции. Из Афганистана Туркменистан импортирует продовольствие, продукцию легкой промышленности.

Развиваются туркмено-афганские связи и по линии частной торговли. В Туркменистане зарегистрировано 43 предприятия с участием афганского капитала, из них 39 – с правом юридического лица.

В ходе переговоров в июле 2007 г. Г.М. Бердымухамедов и Х. Карзай отметили важность развития туркмено-афганского сотрудничества в гуманитарной сфере, «углубления связей в области науки, образования, культуры, искусства и спорта, активизации контактов между творческими и спортивными объединениями».

Однако межправительственные договоренности, предусматривающие развитие сотрудничества между Туркменистаном и Афганистаном в гуманитарных областях, пока остаются не реализованными.

52.22MB | MySQL:103 | 0,464sec