Подходы китайских специалистов к определению состава общих военных расходов Турции

Специалисты Китайского института международных стратегических исследований Народно-освободительной армии Китая (КИМСИ НОАК, организация осуществляет подготовку дипломатических сотрудников и повышение квалификации командного состава НОАК) в первом за 2020 год выпуске научного издания «Стратегические международные исследования» опубликовали статью «Подходы к определению состава общих военных расходов Турции». Специалисты КИМСИ НОАК в предисловии к статье отметили, что исследования структуры и объемов финансирования строительства вооруженных сил, особенностей и подходов к распределению финансовых ресурсов на военные цели имеют важное значение для комплексной оценки текущего состояния и перспектив развития военной экономики зарубежных стран.

В статье отмечается, что основным документом, регламентирующим и отражающим военные расходы государства, является закон (законопроект) о государственном бюджете на определенный финансовый год. Его структура и представление конкретных показателей соответствует принятой в стране бюджетной классификации государственных расходов. Зачастую в предоставляемых к широкому ознакомлению документах детализация используемого в стране классификатора исключается в интересах сохранения конфиденциальности в отношении подробностей распределения государственных средств, что существенно затрудняет проведение исследований финансирования вооруженных сил. Вместе с тем в различных странах отмечается использование оригинальных подходов к классификации, изучить которые в условиях ограниченной информации не предоставляется возможным. Учитывая вышеперечисленное, при изучении состава общих военных расходов зарубежных стран, в том числе Турции, представляется целесообразным проводить тщательный анализ данных национальных бюджетных публикаций и материалов международных организаций, в чью компетенцию входит мониторинг финансирования вооруженных сил стран регионов и мира. В данном случае требуется разработать и обосновать методику определения состава общих военных расходов на основании конкретных документов.

Ежегодными официальными бюджетными публикациями правительства Турции являются проект бюджета и закон о государственном бюджете на очередной финансовый год («Yili merkezi yonetim butce kanunu tasarisi»), который принимается парламентом, Великим национальным собранием Турецкой Республики, в конце года и вступает в силу с 1 января. В данных документах отражен официальный военный бюджет страны. Он представлен расходами по разделу «02-Оборона» функциональной классификации государственного бюджета.

Структура общих военных расходов Турции (по данным издания «Стратегические международные исследования»)

 

Отмечается, что основным получателем финансирования по указанному разделу является Министерство обороны, помимо которого средства направляются еще Министерству внутренних дел, Министерству по чрезвычайным ситуациям, Министерству науки, Министерству связи и транспорта, а также другим министерствам и ведомствам. В бюджетных документах на 2019 год расходы официального военного бюджета составляют 26,6 млрд. тур. лир, из них расходы Министерства обороны (только по функциональному разделу «02-Оборона») равны 25,8 млрд. тур. лир, а расходы других министерств и ведомств – 0,8 млрд тур. лир. При этом среди расходов других министерств и ведомств наибольший объем средств выделен Министерству внутренних дел (0,6 млрд тур. лир) и Министерству по чрезвычайным ситуациям (0,1 млрд тур. лир). Преимущественно эти средства предназначены для финансирования нужд гражданской обороны. Вместе с тем Министерство обороны получает средства не только по официальному военному бюджету (разделу «02-Оборона»), но и по другим разделам государственного бюджета, таким как «01-Государственная деятельность», «06-Жилищно-коммунальное хозяйство» и «10-Социальная защита». Все суммы учитываются в разделе «Министерство обороны» ведомственной классификации турецкого государственного бюджета.

Специалисты КИМСИ НОАК отмечают, что в интересах перехода к унифицированной бюджетной классификации, принятой в исследованиях военно-экономического потенциала зарубежных стран, показатель официального военного бюджета Турции требует корректировки, так как не учитывает часть расходов МО, проходящих вне раздела «02-Оборона» функциональной классификации. Для этого за расходы МО следует брать итоговую сумму расходов всех функциональных разделов, проходящих по Министерству обороны, либо общий показатель расходов Министерства обороны ведомственной классификации. Получается, что скорректированный показатель военного бюджета  будет включать расходы по разделу «Министерство обороны» ведомственной классификации госбюджета и расходы других министерств и ведомств по разделу «02-Оборона» функциональной классификации.

Так, в бюджете 2019 года расходы МО ведомственной классификации составляют 26,1 млрд тур. лир и соответствуют расходам министерства по четырем разделам функциональной классификации («02-Оборона», «01-Государственная деятельность», «06-Жилищно-коммунальное хозяйство» и «10-Социальная защита»). Расчетным путем определяем скорректированный показатель военного бюджета, прибавив к расходам МО ведомственной классификации  расходы других министерств и ведомств по разделу «02-Оборона» функциональной классификации. Получаем, что скорректированный военный бюджет равен 26,9 млрд. тур. лир.

Проведенный специалистами КИМСИ НОАК анализ показывает, что есть и прочие военные расходы, выделяемые на военные цели вне военного бюджета, которые учитываются при определении общих военных расходов. Если объем военного бюджета можно рассчитать по данным национальных документов, то прочие военные расходы в бюджетных материалах не видны, следовательно, требуют дополнительной оценки. Для этого необходимо определить объем общих военных расходов. При выявлении величины общих военных расходов стран, входящих в НАТО, за этот показатель принимаются данные Defence expenditures из официального документа НАТО Defenсe Expenditures of NATO Countries. Подобный подход опробован при анализе военного финансирования других стран альянса и оправдан тем, что показатели по всем государствам-участникам взяты по одному источнику и рассчитаны по одной методике. В дальнейших исследованиях это сделает проведение межстрановых сопоставлений показателей военного финансирования в рамках НАТО более корректным. Имея данные по общим военным расходам и военному бюджету, вычисляется величина прочих военных расходов как разность общих военных расходов Турции по Defenсe Expenditures of NATO Countries и скорректированного показателя военного бюджета. В 2019 году общие военные расходы Турции равны 35,5 млрд тур. лир, следовательно, прочие военные расходы составляют 8,6 млрд тур. лир. Далее, в силу отсутствия детальных данных по составу прочих военных расходов в национальных бюджетных документах, проводится анализ международных источников.

Изучение специалистами КИМСИ НОАК международных материалов показало, что в Турции вне военного бюджета финансируются ведомства и организации, осуществляющие военную деятельность в интересах национальной безопасности. К таковым относят: комитет военной промышленности, секретную службу, муниципальную полицию, совет научных исследований и разработок, а также командование береговой охраны и командование жандармерии. Размеры финансирования первых четырех структур представлены в тематических информационных сборниках SIPRI Insights on peace and security, выпускаемых Стокгольмским международным институтом исследований проблем мира (SIPRI). Там же имеются методические пояснения, объясняющие основания для отнесения финансирования той или иной структуры к прочим военным расходам.

Например, средства выделяемые комитету военной промышленности Турции предназначаются для финансового обеспечения приоритетных программ приобретения ВВТ для национальных вооруженных сил и оказания финансовой поддержки местным предприятиям и компаниям, занятым разработками и производством оружия. Бюджетные средства направляются в специализированный фонд (Фонд поддержки военной промышленности), подконтрольный комитету. Наряду с тем данные по командованию береговой охраны могут быть отражены в материалах турецких средств массовой информации по факту представления госбюджета в парламент или принятия закона о государственном бюджете на очередной финансовый год.  Примечательно, что средства, выделяемые на командование береговой охраны, проходят по разделу «03-Обеспечение правопорядка» функциональной классификации госбюджета, но в полном объеме относятся к прочим военным расходам, так как основной функцией данного ведомства является охрана территориальных вод и морских границ страны, что рассматривается как военная деятельность.

С другой стороны, расходы командования жандармерии, в основном финансируемые по тому же функциональному разделу госбюджета, входят в прочие военные расходы не полностью, а частично. Это связано с тем, что в функционале ведомства лишь часть решаемых задач затрагивает обеспечение национальной безопасности государства и может трактоваться как военная деятельность. Отмеченная особенность затрудняет выявление точных объемов финансирования командования жандармерии по прочим военным расходам. Однако их величина может быть определена как разность между показателем прочих военных расходов и суммой расходов на комитет военной промышленности, секретную службу, муниципальную полицию, совет научных исследований и разработок, а также командование береговой охраны.

Используя рассмотренные особенности, специалистами КИМСИ НОАК был выявлен состав прочих военных расходов Турции на 2019 год. Объем финансирования Фонда поддержки военной промышленности составляет 4,4 млрд тур. лир, секретной службы – 1,1 млрд тур. лир, муниципальной полиции – 0,5 млрд тур. лир, совета научных исследований и разработок Турции – 0,4 млрд тур. лир, а командования береговой охраны и командования жандармерии – 0,6 и 1,6 млрд тур. лир соответственно. В целом представленный подход был применен специалистами КИМСИ НОАК для определения состава общих военных расходов Турции в 2014 –2019 годах и позволил проанализировать объемы выделяемых на военные нужды средств.

Так, в рассматриваемый период отмечается рост общих военных расходов. Наиболее интенсивный рост  в номинальном исчислении наблюдается в 2016 году (на 2,8 млрд лир, 10,9%), что связано с началом процесса оптимизации структуры ВС в рамках реализации «Долгосрочного плана развития ВС до 2033 года». В реальном исчислении (постоянных ценах) при общем росте показателя, в 2017 году отмечается незначительное сокращение (на 0,3%), а в 2018 – 2019 годах показатель увеличивается в среднем на 2,3% в год.

 

Показатели общих военных расходов Турции (по данным издания «Стратегические международные исследования»)

 

Показатели 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Общие военные расходы, млн тур. лир 22 807 24 956 27 670 29 953 32 689 35 453
Расходы по военному бюджету, млн тур. лир: 17 156 18 416 20 571 22 112 23 503 26 902
Министерства обороны 16 975 18 229 20 359 21 815 22 764 26 117
Других министерств и ведомств 181 187 212 297 739 785
Прочие 5 651 6 540 7 099 7 841 9 186 8 551
Изменение общих военных расходов, %:
в текущих ценах 7,4 9,4 10,9 8,3 9,1 8,6
в постоянных ценах 1,1 2,4 4,4 0,3 2,0 2,7
Доля общих военных расходов. %
в валовом внутреннем продукте 1,8 1,8 1,8 1,7 1,6 1,6
в государственном бюджете 6,8 6,5 6,2 6,2 6,3 5,9

 

В 2018 году общие военные расходы Турции составили 32,7 млрд лир, что в номинальном исчислении (текущих ценах) на 9,1% больше, чем в 2017 год, а в реальном исчислении на 2%. Данная тенденция сохраняется и в 2019 году. Общие военные расходы составляют 35,5 млрд лир,  что в номинальном исчислении на 8,6% больше чем в 2018 году. В 2014 – 2019 годах доля военного бюджета в общих военных расходах составляла в среднем 74,5%. С 2016 по 2018 год отмечается тенденция к ее уменьшению. В 2018 году расходы по военному бюджету составляли 71,9% общих военных расходов (23,5 млрд лир), а прочие расходы – 28,1% общих военных расходов (9,1 млрд лир). В 2019 году доля расходов по военному бюджету в общих военных расходах страны заметно увеличилась и составила 75,9%. По мнению китайских специалистов, данное увеличение обусловлено тем, что руководство Турции планомерно ужесточает контроль за распределением финансирования министерствам и ведомствам, что обусловливает сокращение объема прочих расходов.

В среднем за период 2014 – 2019 годов доля общих военных расходов в ВВП страны составила 1,7%. Доля общих военных расходов в государственном бюджете на данный период составила в среднем 6,4%,  при минимуме в 6,2% в 2016 и 2017 годах. В 2018 году доля общих военных расходов в бюджете страны составила 6,3%. Доля общих военных расходов в ВВП снизилась по отношению к предыдущему году и составила 1,6%  (в 2017 году – 1,7%). В 2019 году доля общих военных расходов в государственном бюджете сократилась и составляет 5,9%,  а их доля в ВВП остается на прежнем уровне. Рассмотренные показатели подтверждают, что Турция является страной с умеренной милитаризацией экономики. В целом ежегодное увеличение доли общих военных расходов, военного бюджета и расходов МО является свидетельством постепенного выполнения руководством Турции задач «Долгосрочного плана развития ВС до 2033 года», заключающихся в наращивании и укреплении мощи национальных ВС.

Таким образом, предложенный специалистами КИМСИ НОАК подход  позволил разграничить показатели военного бюджета и бюджета МО, определить состав общих военных расходов.  Использование методики при анализе военных расходов Турции за период 2014 – 2019 годы показало: доля общих военных расходов в ВВП и госбюджете Турции находится на среднем уровне стран–членов НАТО. В 2014 – 2019 годах общие военные расходы Турции увеличивались в среднем на 8,9%. Значительную долю в них составляют прочие военные расходы – 25% в среднем за период. Доля военного бюджета в общих военных расходах Турции составляет в среднем за период – 71,2%, в 2019 году на долю военного бюджета приходится 75,9%. В военном бюджете преобладает доля бюджета МО – 98,2% в среднем за период. В 2019 году этот показатель составляет 97,1% военного бюджета Турции.

 

Примечание:

Китайский институт международных стратегических исследований (КИМСИ) НОАК является информационно-аналитическим подразделением Центрального военного совета (ЦВС) КНР. Институт осуществляет анализ и обобщение информации, подготовку информационно-аналитических документов для руководства КНР и командования НОАК. Каждые десять дней выпускается бюллетень «Обстановка в иностранных армиях» для старшего офицерского состава, ежеквартально публикуется журнал «Стратегические международные исследования», регулярно организуются конференции и семинары.

52.42MB | MySQL:108 | 0,463sec