Турция и коронавирус: ситуация в стране и последствия для турецкой экономики. Часть 1

11 марта 2020 года в Турецкой Республике был официально зафиксирован первый случай заболевания коронавирусом.

Вплоть до того времени, турецкое руководство не раз выступало с заявлениями о том, что страна является «corona-virus free spot», то есть «территорией, свободной от коронавируса».

Заявления эти были тем более громкими с учетом того, что Турция — окружена со всех сторон странами, где уже к тому времени объявили о обнаружении инфекции, с Ираном имеет сухопутную границу, а поток китайских туристов в Турцию – практически внесезонен.

Кроме того, турецкая диаспора расселилась по всей Европе и поддерживает со своей родней в Турции самые тесные контакты с регулярными взаимными посещениями. Так что, появление коронавируса в Турции было практически предрешено, невзирая на звучавшие от турецкого руководства достаточно громкие заявления.

Итак, первый случай коронавируса был зафиксирован 11 марта в Стамбуле.

По состоянию же на момент написания данной статьи (30 марта, конец дня), общее число заболевших в Турции составляет 10827 человек (+1610 человек лишь только за последние сутки). Общее число умерших в Турции — 168 (+37 за последние сутки). Динамика заболеваемости и смертности в Турции ежедневно публикуется на авторском Telegram-канале: https://t.me/turkey_is

Общий вывод, который можно сделать на настоящий момент, заключается в том, что Турция, еще в самом начале инфекции, встала практически на экспоненциальный рост. В последние дни функция роста числа заболевших стремится к линейной зависимости. Ежедневный рост числа заболевших – около 1,5 – 2 тыс. человек. Что, по-прежнему, следует считать достаточно высокой динамикой. При этом не стоит путать фактическое положение с тем, что выявлено – в день выполняется пусть и растущее, но, все же, ограниченное число тестов людей с подозрением на инфицирование коронавирусом.

Накануне, президент Турции Р.Т.Эрдоган провел заседание Кабинета министров и лично обратился к населению страны с 20-минутным заявлением. Вообще, следует отметить, что в эти дни турецкие руководители довольно часто появляются с обращением перед населением страны. Упомянутое нами обращение президента является уже вторым по счету за последнее время, где он выступал именно в формате телеобращения к народу.

Кроме него, регулярные выступления на турецком ТВ происходят у министра здравоохранения Турции, министра образования и министра внутренних дел. Каждый из них, в рамках своей компетенции, очерчивает картину, связанную с коронавирусом.

Круг вопросов министра здравоохранения понятен. Министр образования разъясняет населению временный переход на практику дистанционного образования. Министр внутренних дел – режим существования страны, в прямом смысле этого слова, в период коронавирусной инфекции. Это – очень показательно, поскольку турецкое население требует от своего руководства постоянных разъяснений, поскольку плотный контакт между руководством и населением – часть игры. И в условиях политической и экономической нестабильности, турецкому руководству приходится бороться за свою репутацию в глазах населения.

Если резюмировать сказанное в ходе выступления турецкого президента накануне, то получится следующая картина:

  • Турция – это страна, которая самостоятельно справляется с коронавирусом. В частности, Р.Т.Эрдоган объявил кампанию сбора средств на борьбу с инфекцией и с её последствиями «Biz bize yeteriz Türkiyem», что переводится как «Мы — самодостаточны, моя Турция!». Сразу было заявлено о том, что в рамках этой кампании 11 млн долларов.
  • У Турции — современная система здравоохранения, которая соответствует вызову в плане количества клиник, их оснащенности и числа койко-мест. Продолжают вводиться в строй новые медицинские мощности.
  • Государством распределяются среди населения маски, перчатки, средства дезинфекции.
  • Гражданам, впрочем, не следует перегружать больницы и, без нужды, обращаться в медицинские учреждения с несрочными проблемами.
  • Турция начала принимать меры по борьбе с коронавирусной инфекцией раньше многих других стран мира.
  • Турция ежедневно увеличивает количество проводимых тестов на коронавирус и прозрачно информирует население о статистике заболевания в стране через Министерство здравоохранения страны.
  • В Турции нет нехватки продовольствия: склады, логистика и различные сервисы доставки удовлетворяют спрос населения.
  • Турция ограничила сообщение между городами на своей территории (в первую очередь, речь идет об автобусном сообщении), и при необходимости, ограничит и внутригородское.
  • Турция помогает другим странам бороться с коронавирусом. В частности, турецкая помощь оказывается, в настоящее время, Италии и Испании.
  • Разработки вакцины против коронавируса ведутся Турцией и до конца года они достигнут «серьезного результата».
  • Турция, по сравнению с ЕС и США, ближе всех к победе над коронавирусом.

На самом деле, во многом, турецкий лидер – прав.

По крайней мере в том, что касается обеспеченности страны продовольствием и товарами первой необходимости.

Действительно, дефицита в стране, несмотря на возросший спрос на отдельные категории продукции, нет. Заметим, что, в первую очередь, спрос вырос на одеколон (и различные жидкие дезинфицирующие средства), макароны и изделия из бумаги (туалетная бумага и полотенца). Также в стране не возрос, а возник спрос на защитные маски, которыми турки, до сих пор, даже в период различных эпидемий гриппа в стране (в отличие от тех же стран Юго-Восточной Азии), привычки пользоваться не имели.

Сейчас же в стране многими предприятиями и даже университетскими лабораториями оперативно налажено производство средств дезинфекции, а также пошив масок. Этим удалось сбить быстро возникший и растущий спрос.

Пожалуй, только спустя две недели после первого случая коронавируса в Турции, можно говорить о том, что турецкое население стало активно пользоваться масками и соблюдать установленную приемлемую «социальную дистанцию» между людьми не менее 1 метра. Формируется новые правила поведения в обществе.

Также надо заметить, что турки, все-таки, последовали массовым призывам с телеэкранов о том, что, по возможности, следует оставаться дома (что, разумеется, не исключает полностью наличия граждан, демонстрирующих безответственное поведение): тут социальность турецкого населения вступила в противоречие с ответственностью перед старшим поколением. Победила ответственность за старших, когда стало понятно, что 99% смертей приходятся именно на лиц старше 65 лет, а молодежь является нередко невольными переносчиками инфекции. Именно этот фактор перевесил нередко откровенно шапкозакидательское настроение турок.

В Турции, по состоянию момент написания данной статьи, — следующий режим. Режим работы и жизни в Турции постепенно, поэтапно ужесточался к тому, чтобы достичь сегодняшнего состояния. Если кратко, то:

  • Турция полностью закрыла воздушное сообщение с зарубежными странами (за исключением осуществляемых по специальным согласованиям, в частности, речь идет о вывозных рейсах для граждан зарубежных стран из Турции, в частности, из России).
  • Турция ограничила междугородное сообщение – как авиасообщение, так и автобусное. Для того, чтобы перемещаться по стране самолетом или автобусом, требуется получение специального разрешения.
  • В Турции полностью закрыты все социальные точки и пространства: пункты общественного питания, места досуга (набережные, парки и скверы), культурно-досуговые места (музеи, концертные залы, спортивные комплексы и проч.).
  • Для лиц старше 65 лет предусмотрен полный домашний карантин. Выход для них из дома регулируются специальным разрешением, предусматривающим как время нахождения за пределами дома, так и маршрут следования. При этом следует обозначить уважительную причину для того, чтобы покинуть свое жилище. Допустим, даже выходы в магазин власть пытается минимизировать: доставка продуктов и предметов первой необходимости пожилым людям, помимо работников магазинов, осуществляется сотрудниками муниципалитетов, добровольцами и даже полицией.
  • Для лиц моложе 65 лет действует общий призыв оставаться дома («Evde Kal») и необходимость соблюдать социальную дистанцию в 1 метр как на улице, так и в общественном транспорте. И, разумеется, следовать запретам на то, чтобы собираться группами вместе – как за пределами домов, так и у себя.

Итогом этих решений турецкого руководства стало замораживание социальной жизни в стране.

Турция, как страна с заметной долей сектора услуг в экономике, немедленно ощутила негативные последствия эпидемии, поскольку далеко не все из оказываемых услуг, даже в том же секторе общественного питания, оказались готовыми к переходу в режим онлайн. Это касается как дорогих ресторанов, так и простых кафе, где работа на вынос изначально не предусмотрена. Зато многократно выросла нагрузка на различные онлайн магазины и онлайн доставки еды.

Март месяц стал первым месяцем эпидемии коронавируса в Турции, поэтому говорить об экономических его последствиях, опираясь на официальную статистику Турецкого комитета по статистике, пока не приходится. Впрочем, следует ожидать, что она, в самое ближайшее время, уже начнет появляться.

Однако, есть те показатели, которыми можно оперировать уже сейчас.

Прежде всего, речь идет о курсе национальной валюты – турецкой лире – которая демонстрировала все последние месяцы заметную волатильность на фоне экономического положения страны и внешнеполитической повестки. Определенный оптимизм Турция, будучи страной нетто-импортером нефти, испытала после начала нефтяного конфликта между странами ОПЕК, прежде всего, Саудовской Аравией, и Россией, результатом которого стало заметное снижение на черное топливо. Однако, коронавирус внес свои коррективы.

Если 11 марта 2020 года, когда лишь только появилась новость о первом заболевшем коронавирусом в Турции, курс турецкой лиры по отношению к доллару США находился на уровне приблизительно в 6,15 лир за 1 доллар, то к 31 марта он уже составил 6,51 лир за 1 доллар. То же касается и евро: 11 марта – около 6,97 лир за 1 евро, 31 марта – уже около 7,22 лир за 1 евро. Иными словами, по отношению к доллару турецкая лира, менее чем за 1 месяц, «полегчала» приблизительно на 5,8%, по отношению к евро – на 3,6%.

Турецкое руководство, своими регулярными появлениями перед турецкой публикой, стремится вселить ей уверенность в том, что ситуация в Турции – далеко не худшая и принимаемые меры – начали показывать свою эффективность.

Турецкий президент со специальными обращениями выступил уже дважды. Министр здравоохранения выступает практически с ежевечерней частотой, докладывая населению про число заболевших и умерших. Однако, в последнее время, от такой практики начали постепенно уходить – открыв постоянно действующий сайт, где можно получать самую последнюю информацию.

Вселяет ли риторика и действия турецких властей уверенность в турецкое население? Допустим, в экономическом плане…

На сей счет, Турецким комитетом по статистике (TUIK) постоянно рассчитывается такой показатель, как индекс экономической уверенности. Не будем углубляться в достаточно запутанную методику расчета, которая учитывает настроения населения по отношению к самым разным отраслям турецкой экономики. Просто укажем на то, что величина индекса свыше 100 свидетельствует об оптимистичном настрое опрошенных, а ниже 100 – об их пессимизме.

Последний по времени индекс экономической уверенности опубликован Турецким комитетом по статистике 27 марта 2020 года.

Его величина составила 91,8 баллов. Для сравнения, в конце февраля месяца, он был на уровне 97,5. С другой стороны, годом ранее, в 2019 году, индекс экономической уверенности находился на уровне в 85,8. А в 2018 году – 103,3. Заметим, что начало 2018 года – это был последний раз, вплоть до настоящего времени, когда индекс экономической уверенности был на оптимистичном уровне свыше 100. С тех пор, он успел заметно просесть (дно пришлось на октябрь месяц 2018 года) и лишь в начале 2020 года начал постепенно восстанавливаться. Февральский показатель этого года – 97,5 – наилучший за два года.

Из чего же складывается индекс экономической уверенности и какие изменения каждый из слагаемых претерпел?

Индекс уверенности в реальном секторе экономики снизился на 7,6% и достиг величины в 98,6. В секторе услуг, он упал на 6,0% и достиг 92,5. В розничной торговле было отмечено снижение на 1,2% до 101,7. Индекс потребительской уверенности вырос на 1,7% и достиг 58,2. Индекс уверенности в строительном секторе вырос на 3,7% — до 77,2.

Итак, как мы видим, единственная отрасль, где было можно наблюдать оптимистичные настроения в марте месяце 2020 г. в Турции – это розничная торговля, что, в общем-то логично, с учетом того, что потребительский спрос в стране не только не упал, но и, по определенным позициям, вырос. Естественно, что люди стали делать запасы на случай, если режим карантина ужесточится и если в стране будут наблюдаться перебои с теми или иными товарами первой необходимости. Впрочем, подчеркнем, что массового ажиотажа в стране нет.

Что же до макроэкономических показателей Турции, то здесь следует дождаться хотя бы середины апреля месяца с тем, чтобы первые экономические последствия (разумеется, речь идет о потерях) были бы выражены языком официальной статистики, когда будут опубликованы данные 1-го квартала 2020 года.

24 марта с.г. министром казначейства и финансов Турции, зятем президента Р.Т.Эрдогана, Бератом Албайраком было объявлено о налоговых каникулах для 16 отраслей турецкой экономики.

Эти отрасли включают в себя следующее:

  1. Розничная торговля и торговые центры.
  2. Металлургическая промышленность.
  3. Автомобильная промышленность.
  4. Логистика и транспорт.
  5. Кино и театры.
  6. Ресторанный бизнес.
  7. Легкая промышленность.
  8. Отрасль размещения (гостиницы).
  9. Медицинские услуги.
  10. Мебельная промышленность.
  11. Отрасль развлечений (проведение мероприятий).
  12. Горнодобывающая промышленность.
  13. Строительно-подрядный сектор.
  14. Аренда автомобилей.
  15. Производство оборудования для промышленных кухонь.
  16. Типографский бизнес.

Кроме того, воспользоваться возможностью переноса оплаты налогов смогут различные лица «свободных» профессий, включая адвокатов, портных, лавочников и т.д.

Необходимо отметить, что Турция – это страна с развитым малым и средним бизнесом. Если оценивать очень приблизительно, то 70% занятости страны обеспечивается именно индивидуальным предпринимательством, малым и средним бизнесом. Мы не раз говорили о том, что именно малый и средний бизнес является фундаментом турецкой экономики, обеспечивая ей устойчивость. И именно малый и средний бизнес, опять же, говорим приблизительно, обеспечивает создание около 30% добавленной стоимости. И именно на эту категорию предпринимателей сейчас пришелся первый удар коронавируса. Следует ожидать, что может последовать череда банкротств.

С тем, чтобы этого избежать турецким руководством предусматривается целый ряд прочих мер, связанных с реструктуризацией различных кредитов, отсрочками по платежам аренды, поддержке на выплату минимальных заработных плат. В туристическом секторе, выплаты с 1 апреля по 30 июня, включая арендные платежи, переносятся на период в полгода. Помимо всего прочего минимальная пенсия в стране увеличивается до 1500 турецких лир. Кроме того, обсуждается объявление в стране широкой амнистии.

52.31MB | MySQL:103 | 0,587sec