К некоторым итогам визита министра иностранных дел Турции в Россию

19-20 февраля с.г. состоялся официальный визит главы дипломатического ведомства Турции Али Бабаджана в Москву. В рамках визита прошли его переговоры с российским коллегой Сергеем Лавровым, министром промышленности и энергетики Виктором Христенко, встреча с представителями турецких деловых кругов, работающими на российском рынке. Визит турецкого министра нарушил определенное затишье в сфере российско-турецких политических контактов на высоком уровне, а потому понятен тот интерес, с которым эксперты ожидали результатов московских переговоров. Кроме этого, это был первый визит Али Бабаджана в Россию в ранге министра иностранных дел, атмосфера которого, по сложившейся традиции в российско-турецких отношениях, может во многом определить их вектор и интенсивность.

Накануне своего отлета в Россию турецкий министр в столичном аэропорту Эсенбога заявил, что Турция придает особое значение укреплению дружбы и сотрудничества с Россией, в которой видит «не только стратегического партнера, но и важного актера на мировой арене». При этом он выразил уверенность, что переговоры в Москве будут очень полезными.

В свою очередь глава МИД РФ Сергей Лавров накануне переговоров с Али Бабаджаном в интервью турецким телекомпаниям CNN-Turk, NTV, газетам «Радикал» и «Сабах» констатировал, что «Россия придает важное значение развитию отношений с Турцией». «Мы продвигаемся к многоплановому партнерству», — подчеркнул он. По мнению российского министра иностранных дел, основой для такого продвижения стал подписанный в 2001 году главами МИД двух стран «План действий по развитию сотрудничества России и Турции в Евразии», в котором закреплены стратегические подходы к развитию двусторонних связей. «Руководители наших стран встречаются на регулярной основе, при необходимости обсуждают в телефонных разговорах общие вопросы и проблемы, затрагивающие специфические интересы двух стран», — отметил Сергей Лавров.

Одним словом, была проведена определенная работа с целью создания благоприятной атмосферы для переговоров глав дипломатических ведомств двух стран, что и было подтверждено в ходе их проведения. Министры обсудили приоритетные вопросы российско-турецких отношений в политической, торгово-экономической и гуманитарной областях, перспективы их дальнейшего развития с целью вывода двустороннего взаимодействия на уровень продвинутого многопланового партнерства. В этой связи с обеих сторон была подчеркнута важность поддержания высокой динамики политического диалога на высшем и высоком уровнях, сохранения активного межмидовского взаимодействия, включая использование механизма Группы высокого уровня в рамках «Плана совместных действий двух стран в Евразии». Так, в частности, за последние три года в различных форматах на высшем уровне состоялись восемь встреч руководителей России и Турции.

При этом Али Бабаджан особо указал на важность дальнейшего развития отношений с Россией, которая является вторым по статистическим показателям экономическим партнером Турции. Объем российско-турецких торгово-экономических связей достиг сегодня по данным турецкой стороны рекордного уровня в 27 млрд. долларов США. Объем турецких инвестиций на российском рынке составляет 5,6 млрд. долларов США. В 2007 году турецкие строительные компании получили подряды в России на сумму свыше 3 млрд. долларов США. 25 процентов всех работ, выполняемых на нынешнем этапе в мире турецкими подрядными фирмами, приходится на Россию. В денежном выражении это составляет около 22 млрд. долларов США. Все это говорит о том, что Россия, подчеркнул глава турецкого дипломатического ведомства, является важным стратегическим партнером Турции, которая после окончания «холодной войны» активно способствует расширению российско-турецких отношений, в т.ч. в энергетической сфере.

Достигнута также договоренность об активизации работы российско-турецкой Смешанной межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, что расценивается турецкими экспертами как стремление Москвы и Анкары и далее повышать объем товарооборота между двумя странами. Наряду с этим, Турция выразила заинтересованность в привлечении российских компаний к строительству АЭС. «Ядерная энергетика – предмет сотрудничества между нашими странами и мы желаем активного участия соответствующих российских структур в реализации проекта строительства в Турции атомной электростанции», — подчеркнул турецкий министр. По мнению Виктора Христенко, «договоренности по этому вопросу выходят на финишную прямую». Обе стороны зафиксировали также свою заинтересованность в сотрудничестве по реализации проектов по строительству на турецкой территории подземных газовых хранилищ и комплекса сжиженного газа на терминале Джейхан, созданию дополнительных коридоров для его транспортировки.

Стороны провели также откровенный обмен мнениями и по ряду актуальных вопросов региональной и международной повестки дня, включая ситуацию в Ираке и на Ближнем Востоке, положение в Черноморском регионе, Закавказье, Центральной Азии, проблематику ДОВСЕ, кипрского и косовского урегулирования, а также некоторым другим вопросам, представляющим взаимный интерес. При этом была особо отмечена важность усиления взаимодействия двух стран в Черноморском регионе в рамках ОЧЭС, «Блэксифор» и операции «Черноморская гармония», которое уже продемонстрировало свою эффективность с точки зрения обеспечения региональной безопасности. Схожесть и совпадение позиций по послевоенному обустройству Ирака и иранской ядерной программе предполагает целесообразность и далее координировать действия Москвы и Анкары на этих направлениях внешней политики.

Что касается острой проблемы Косово, то стороны, выступая за мир и стабильность на Балканах, пути достижения этой цели видят по разному и занимают здесь диаметрально противоположные позиции. Турция буквально перед прибытием Али Бабаджана в Москву объявила о своем признании Косово. Турецкий министр в качестве одного из доводов, объясняющих такую позицию Анкары привел тот факт, что в Турции в настоящее время проживает больше косовских албанцев, чем в самом Косово.

Это, конечно, аргумент, однако основную роль сыграла все же солидарность с НАТО и, прежде всего, с США, которые после длительного игнорирования требований Турции о содействии в борьбе с курдскими сепаратистами, пошли сегодня на определенную активизацию взаимодействия с Анкарой на этом направлении. Турция, несмотря на противодействие курдов Северного Ирака, получила все же от США «добро» на проведение не только воздушных военных операций против боевиков, но и наземных с использованием воинского контингента численностью от 10 до 20 тысяч военнослужащих.

Не исключена и надежда турок /хотя официально это и не подтверждается/ на использование Косово в качестве прецедента для решения самой застарелой проблемы Средиземноморья – кипрской, то есть для снятия эмбарго с ТРСК с последующим ее признанием. По имеющимся сведениям, госсекретарь Кондолиза Райс вынуждена была давать официальные гарантии Афинам, что Вашингтон никогда не допустит подобного развития событий. Кроме этого, существенным препятствием на пути такого варианта признания ТРСК является для Анкары курдский вопрос. Ведь, в таком случае, полагают эксперты, вполне реально и обоснованно будет выглядеть стремление курдов Северного Ирака поставить, с использованием прецедента Косово, заключительную точку в набирающем сегодня силу процессе создания своего независимого государства. Турция выступает категорически против, так как считает это прямой угрозой своей территориальной целостности.

Тем не менее, министры не заостряли внимания на расхождении позиций по Косово, отметив, что если бы решение проблемы зависело только от Москвы и Анкары, она была бы быстро решена в интересах обеих противостоящих сторон и в интересах стабильности и мира на Балканах.

Эксперты обратили внимание на благодарность, которую в ходе московских переговоров выразил Али Бабаджан российской стороне за поддержку в зимний период последних двух лет, когда Россия «подстраховывала» Турцию дополнительными поставками газа в связи с перебоями подачи «голубого топлива» из других стран, прежде всего из Ирана. Эти поставки дали возможность турецкой экономике функционировать без ощутимых перебоев и еще раз продемонстрировали надежность Москвы как поставщика энергоресурсов своим партнерам.

В дипломатических кругах ряда стран, давая оценку состоявшимся в Москве переговорам, в ходе которых был согласован совместный план на ближайшую перспективу по всему комплексу двусторонних отношений, актуальным региональным и глобальным проблемам, говорят о том, что российско-турецкие отношения по многим направлениям выходят на уровень продвинутого, многопланового партнерства. Это соответствует задачам, зафиксированным в совместной Политической декларации, принятой президентами двух стран в декабре 2004 года.

Вместе с тем, нельзя не отметить определенное замедление темпов расширения и углубления российско-турецкого сотрудничества на базовых основополагающих направлениях этого процесса. Это касается как двусторонних отношений, так и взаимодействия по региональным и глобальным проблемам. Анализ стабильного развития отношений России и Турции за последние десять лет говорит о том, что этот процесс был во многом определен реализацией уникального проекта «Голубой поток» и последующей его грамотной и эффективной эксплуатацией. Именно этот проект сыграл роль своеобразного стержня, вокруг которого формировались и укреплялись новые направления и сферы российско-турецких связей, в т.ч. на региональном и глобальном уровне. Именно этот процесс позволил дипломатам обеих стран ввести в обиход термин о «продвинутом многоплановом партнерстве» двух стран.

Однако сегодня объем наших взаимовыгодных связей уже достиг определенного уровня, поднимать и далее который с помощью только этого стержня становится все труднее. В российско-турецких отношениях назрела острая необходимость в новых глобальных проектах, сопоставимых по своей значимости с «Голубым потоком». Таким проектом могли стать победа России с вертолетом Ка-50-2 «Эрдоган» в многострадальном тендере, который продолжался в Турции без малого 10 лет, и создание турецкой национальной вертолетной промышленности.

Условия российской стороны, среди которых передача турецкой стороне соответствующих технологий, рынка третьих стран, отсутствие ограничений по боевому применению машин, ценовые параметры оказались намного выгоднее американских. Так, предложения российской стороны позволяли создать в Турции экспортно-ориентированную вертолетную промышленность при меньшей стоимости программы по сравнению с американским предложением. Это значит, что Турция получила бы возможность производить вертолеты турецкой уникальной конфигурации, проводить их модернизацию, экспортировать боевые машины в третьи страны, организовать в стране производство элементов авионики вертолета, включая боевой компьютер и другие подсистемы. По мнению экспертов, таких выгодных предложений в вертолетных тендерах в мировой практике еще не было. Однако, к сожалению, последнее слово в проекте сказали политики, а не военные и экономисты. США, для которых был приемлем любой победитель в тендере, за исключением российского, сумели все же «вытеснить» Россию с вертолетного рынка своего союзника.

Аналогичная ситуация складывается сегодня и с реализацией проекта строительства в Турции первой атомной электростанции, в котором предполагается участие и российской компании «Атомстройэкспорт». В деловых кругах Турции констатируют, что взаимодействие именно в этой сфере может вывести российско-турецкие отношения на качественно новый уровень. Осуществление проекта строительства в Турции АЭС имеет большое значение не только для национальной экономики страны, но и, учитывая острую ситуацию вокруг иранского ядерного досье, окажет существенное влияние на расстановку сил на региональном энергетическом рынке. Это очень хорошо понимают США, которые уделяют этому вопросу повышенное внимание. Об этом свидетельствует поддержка президентом США Джорджем Бушем проекта соглашения с Турцией по сотрудничеству в области атомной энергетики. Он направил текст этого документа на рассмотрение в конгресс, назвав его «законодательной основой для ядерного экспорта из США в атомную энергетику Турции». «Я одобряю данное соглашение и принял решение, что его реализация будет способствовать общей обороне и безопасности», — говорится в распоряжении главы американской администрации на имя госсекретаря США Кондолизы Райс и министра энергетики Сэмюела Бодмана.

Все это говорит о том, что США прекрасно понимают значимость подобных проектов для долгосрочной перспективы позитивного развития российско-турецких отношений и сделают все, чтобы не допустить Россию, как это было с вертолетным тендером, и на турецкий рынок ядерной энергетики. В таких условиях жесткого со стороны Вашингтона лоббирования американских политических и экономических интересов необходимо оперативно и профессионально противопоставить четкую программу координации действий в Турции российских государственных ведомств и ведущих частных энергетических компаний. Арсенал их сегодняшних возможностей при грамотном использовании позволяет эффективно отстаивать российские интересы на турецком энергетическом рынке. Такой программы, и это показал визит в Москву А. Бабаджана, пока что не просматривается, что и наталкивает турецких экспертов, при внешнем благополучии цифр и фактов, на вывод об определенном замедлении формирования мощной основы для качественного расширения российско-турецких отношений на длительную перспективу.

52.32MB | MySQL:103 | 0,639sec