Пакистан после выборов

Несмотря на все черные ожидания, парламентские выборы в Пакистане прошли, как писали многие зарубежные и местные газеты, «неожиданно мирно». Контролировать ход предвыборной кампании приехали 150 наблюдателей из Евросоюза, заявившие, что состоявшиеся «выборы могут выдержать любую тщательную проверку». В целом в выборах приняли участие 49 политических партий, и результаты были неожиданны для всех заинтересованных сторон – избирателей, политических партий, победителей и побежденных, президента П. Мушаррафа и США как ближайшего союзника в борьбе против исламского экстремизма.

Процедура и процесс голосования, явка избирателей ясно показали миру «честность и открытость политической борьбы», несмотря на массированную компанию по обвинению в подтасовке данных, предпринятую еще до голосования [1]. Действительно, правительство Пакистана и Избирательная комиссия предприняли экстраординарные меры для проведения «абсолютно прозрачных» выборов.

Победа Пакистанской народной партии/ПНП имела оглушительный резонанс. 87 мест в федеральную Национальную ассамблею позволили ей вновь стать правящей, формировать коалиционное правительство и выдвинуть кандидата на пост будущего премьер-министра. Вероятной кандидатурой на один из высших государственных постов называют лидера ПНП Амина Фахима/Amin Fahim., но официально кандидатура будет представлена, как только партия будет приглашена президентом для формирования коалиционного правительства.

Асиф Зардари, занимающий в настоящее время пост председателя ПНП после смерти 27 декабря жены Б. Бхутто, погибшей в результате атаки террориста-смертника, не баллотировался в Национальную ассамблею. Официально он еще осенью 2007 г. не заявлял о своем намерении и не подавал требуемые документы в Избирательную комиссию для участия в выборах. Асиф Зардари, возглавивший избирательную кампанию ПНП уже после смерти Б. Бхутто, в настоящее время отмечает, что его деятельность будет «сконцентрирована на организационных вопросах и оказании помощи правительству».

Один из основных вопросов, волнующих как политический электорат, так и военный истеблишмент в Пакистане, – взаимоотношения партий-победителей с президентом П. Мушаррафом, который ушел в отставку с поста начальника штаба сухопутных сил только в конце ноября 2007 г. Сегодня П. Мушарраф переживает две главные потери в своей военно-политической биографии: прямой контроль над армией и над Национальной ассамблеей, где правящая Пакистанская мусульманская лига (Каид-и Азам) занимала большинство мест. Но требуемые две трети голосов в обеих палатах парламента – сенате и Национальной ассамблее – так и оказались недосягаемыми для объявления ему импичмента, а он свою очередь отказывается уходить в отставку и играть роль «церемониального президента».

Умеренную позицию по отношению к П. Мушаррафу демонстрирует Пакистанская народная партия, заявляя о неизбежности и, следовательно, о необходимости сотрудничества с президентом П. Мушаррафом «во имя продвижения демократии в Пакистане».

Противоположную позицию имеет другая оппозиционная партия – Пакистанская мусульманская лига (Наваза Шарифа)/ ПМЛ(Н), набравшая 66 мест в Национальную ассамблею. Ее лидер Наваз Шариф вернулся в страну только в конце ноября 2007 г. вопреки ожиданиям властей, но с поддержки Саудовской Аравии. Его избирательная кампания была построена на агрессивных высказываниях в адрес правящей администрации и лично президента П. Мушаррафа, который еще в 1999 г. сместил его с поста премьер-министра.

Основная деятельность ПМЛ(Н), по его мнению, должна быть направлена на восстановление юридической системы, в частности состава Верховного суда, уволенного в результате введения 3 ноября 2007 г. режима чрезвычайного положения/ЧП и освобождение из-под домашнего ареста бывшего главного судьи Ифтикара Чоудхри, а также восстановление в должности 60 судей разных инстанций, уволенных за отказ дать присягу Временному конституционному указу после введения ЧП. Подобный шаг фактически направлен на отмену всех законодательных актов, принятых ныне действующим составом Верховного суда, что в свою очередь может привести к коллапсу всей системы правосудия в стране.

Приведенные разногласия между победившими на выборах партиями носят принципиальный характер. Создание коалиционного правительства, которое, в соответствии с конституцией Исламской Республики Пакистан, должно быть сформировано в течение 30 дней после выборов, зависит от примирения позиций Пакистанской народной партии и Пакистанской мусульманской лиги (Н).

Победа оппозиции была ожиданно-неожиданной для администрации президента П. Мушаррафа. Конечно, такое падение для правящей Пакистанской мусульманской лиги (Каид-и азам), занявшей только третье место в избирательном списке в Национальную ассамблею, трудно было предположить, но факт остается фактом. «60 из 63 членов бывшего правительства потеряли свои места в НА», и для них и партии это, конечно, определенный шок» [2].

Провал на выборах ПМЛ(К) стал началом развала правящей политической коалиции. Многие члены партии стали покидать ее. Процент бегства в стан победителей был естественным для каждой избирательной кампании для каждой страны. Но поражение ставит вопрос об ошибочности предыдущего курса как внутри страны, так и на международной арене или же демонстрирует непросчитанные политические риски в предшествующий период ее деятельности – введение чрезвычайного положения, возвращение бывших экс-премьеров, лидеров оппозиционных партий Б. Бхутто и Н. Шарифа, убийство Бхутто, и в целом уверенности в партийной зрелости правящей ПМЛ (К), которая была создана лишь за несколько месяцев до выборов 2002 г.

Выборы также продемонстрировали закономерную тенденцию роста числа женщин, принявших участие в выборах. Многие из них не только сохранили свои места, но и в целом повысили рейтинг в законодательных органах власти страны. 15 из них сохранили свои места в НА, из них 11 — представители провинции Пенджаб и 4 – провинции Синд; а также девять мест в провинциальных ассамблеях Пенджаба и Синда, семь и два соответственно.

Неправительственная организация The Researchers/TR, следившая за ходом избирательной кампании в Пакистане, полагает, что подобный результат стал возможен благодаря нескольким факторам:

— «многие политические партии включали в предвыборные манифесты требования, направленные на защиту основных прав женщин», что и обеспечило их победу, а соответственно, и «участие в процессе принятия государственных решений»;

— практически две трети политических партий оказывали всестороннюю поддержку и помощь в организации предвыборных мероприятий своим кандидатам-женщинам.

Согласно исследованию The Researchers/TR, средний возраст женщин-кандидатов — 35-40 лет, свыше 50% из них имеют высшее образование, 75% представляют обеспеченные слои общества, 60% женщин имеют «собственное место в политике» [3].

Следующей неожиданной новостью была победа Awami National Party в Северо-Западной пограничной провинции, где, собственно, и разворачивался основной театр военных действий подразделений регулярной пакистанской армии против исламских экстремистов. Афганские движения «Талибан» и «Аль-Каида» главным опорным пунктом выбрали зону пуштунских племен, населяющих пограничную с Афганистаном пакистанскую территорию.

Многие обозреватели восприняли победу ANP не только как победу над представителями правящей ПМЛ(К), но и как победу над исламскими партиями. После выборов 2002 г. федеральные власти согласились с формированием в СЗПП коалиционного правительства, в состав которого вошли как представители ПМЛ(К), так и альянс религиозных партий «Муттахида маджлис-е-амаль» (ММА), которые также приняли участие в работе правительства Белуджистана. Вымывание из властных структур провинции местных пуштунов не свойственно политической истории региона. Сегодня налицо усиление националистических настроений в зоне пуштунских племен в Северо-Западной пограничной провинции, а в дальнейшем, вероятно, и сепаратистских устремлений. Сегодня пуштунские племена отказываются поддерживать экстремизм и терроризм, но в то же время настойчиво ищут мир и спокойствие для своего народа. Окажет ли данная позиция значительное влияние на ход военной кампании федеральных властей против исламских экстремистов в регионе, вопрос будущего, но при ее проведе

нии центральные власти должны будут учитывать настроения местного населения и позицию провинциальной ассамблеи.

В целом политическая структура Пакистана вся в ожидании – что будет и что делать, если… Но уже ясно, что на социальной арене вновь сходятся традиционные политические силы – широкий альянс политических партий, жаждущих власти, и президент П. Мушарраф.

1. Pakistan Times 25.02.08.

2. Pakistan Times 25.02.08.

3. Pakistan Times 25.02.08.

52.27MB | MySQL:103 | 0,370sec