Ликвидация неграмотности в Турецком Курдистане и ассимиляционная политика турецких властей

В этногеографическом Курдистане традиционно уровень грамотности был значительно ниже, чем в среднем по странам, в состав которых входит Курдистан. При этом, как известно, власти Турции, Ирака, Ирана и Сирии всегда рассматривали систему народного образования в качестве одного из важнейших ассимиляционных рычагов в отношении курдов.

Особенно значительным было давление на курдов в Турции, где на протяжении десятилетий властями полностью отрицалась и была запрещена курдская идентичность.

Однако в связи с сильными патриархальными устоями курдов политика ассимиляции через образование так и не привела к исчезновению курдов. Высокий естественный прирост курдов не только регулярно компенсировал демографические потери в результате отуречивания, но и обеспечивал повышение доли курдов в стране.

Основным фактором высокого естественного прироста в Турецком Курдистане была ведущая роль в семье курдской женщины, которая до последнего времени не была охвачена системой образования в Турции. Однако в последние годы правительство Партии справедливости и развития активно занялось этим вопросом.

Как отмечал в 1997 г. госминистр по делам ПЮВА Мехмет Салих Йылдырым, уровень безграмотности на «Востоке» и «Юго-Востоке» Анатолии составляет от 60 до 65%. При этом около трети школ в регионе было закрыто из-за боевых действий и ликвидации многих поселений.

В 2000 г. депутат Великого национального собрания Турции от Вана (представитель Партии верного пути) Хусейн Челик подготовил 76-страничный доклад под названием «Ситуация в Восточной и Юго-Восточной Анатолии в свете макроэкономических индикаторов», который включал, в частности, раздел, посвященный образованию. Как говорилось в докладе, «в сфере культуры и образования, как и в других областях, Юго-Восточная Анатолия является регионом, получившим наименьшую пользу от всех реформ с момента основания Турецкой Республики». Так, в Диярбакыре более 60 девочек от 7 до 13 лет не посещали школу, это самый высокий показатель в Турции. За Диярбакыром следуют Эрзурум и Урфа. В Турецком Курдистане начальную школу посещали менее 70% детей, в то время как общетурецкий показатель составляет почти 90%, а без курдского населения – почти 100%. Средние классы посещали около 30%, старшие классы – пятая часть детей (в Турции в целом почти в два раза больше).

При этом среди девочек этот показатель, как правило, всегда был значительно ниже. Трудности с получением образования в Турецком Курдистане — традиционное явление. Так, в первой половине 60-х годов более половины сел Турецкого Курдистана не имели начальных школ. Поэтому уровень грамотности в Турецком Курдистане традиционно ниже, чем в остальной части Турции. В некоторых курдских провинциях неграмотным было более половины населения.

В настоящее время уровень неграмотности в провинциях Турецкого Курдистана также высок. По официальным данным, в Батмане и Диярбакыре доля неграмотных составляет около 20%, в Сиирте и Ширнаке – 25-27%, а в Мардине – более трети [1]. По другим данным, уровень неграмотности в Турецком Курдистане значительно выше. Согласно данным доцента социологии диярбакырского Тигрисского университета (университета Диджле) Рустема Эркана, уровень грамотности в Диярбакыре составляет 69%, в том числе среди мужчин – 83%, женщин — 55% [2], т.е. более чем в 1,5 раза превышает официальную оценку.

В связи с бедностью населения в курдских районах спрос на образование низок, поскольку малоимущие семьи в первую очередь озабочены удовлетворением своих насущных потребностей. Кроме того, низкий спрос на образование в этих районах объясняется альтернативными издержками образования детей: родители могут предпочитать, чтобы их дети работали, пополняя семейный доход, либо трудились на дому. Особенно актуально подобное положение в сельских областях.

Однако эта ситуация имеет и другой эффект. По словам того же М.С. Йылдырыма, по состоянию на 2000 г. по-турецки не говорили более половины женщин «Востока» и «Юго-Востока» и значительная часть мужчин старше 45 лет, что является мощным антиассимиляционным фактором. Таким образом, низкий уровень образования в условиях шовинистической и антикурдской системы образования в Турции имеет для курдов и позитивное значение. Поэтому турецкие власти в настоящее время предпринимают активные попытки вовлечения курдских девочек в систему образования Турции. Ведь этническая идентичность курдов сохранялась в основном благодаря сильной приверженности национальным традициям курдских женщин, не вовлеченных в ассимиляционные процессы. Достаточно патриархальный уклад жизни семьи удерживал курдских женщин от вовлечения в эти процессы, а в условиях, когда значительная часть мужчин уезжала на заработки в другие регионы, и без того высокая роль женщины в курдской семье становилась исключительной. Поэтому турецкие власти стремятся не только приобщить курдских девочек к образованию, но и разрушить традиционные устои курдской семьи, снизив, в частности, демографический потенциал курдов.

В науке хорошо известно, что в этнически неоднородных странах, в общинах, «выпадающих» из доминирующего общественно-экономического уклада (т.е., проще говоря, в нетитульных, подвергающихся дискриминации этносах. – Н.М.), родители часто склонны не отдавать детей в школу, в отличие от родителей в общинах мажоритарного (этнически титульного. – Н.М.) населения, которые все чаще отдают в школу и мальчиков, и девочек. Основными причинами, по которым родители не отправляют детей в школу, являются общее сопротивление переменам; желание сохранить этническую самобытность; боязнь дискриминации и плохого обращения; потребность в детском труде; ограниченные возможности занятости после школы и др. Миноритарные общины более склонны давать образование мальчикам, а не девочкам, так как у мальчиков лучшие возможности на рынке труда, а девочки, как правило, «выдаются замуж» и переходят в семью мужа [3]. Примечательно, что в статье, опубликованной Международным валютным фондом и посвященной проблемам образования девочек в различных странах, в качестве подобных групп в обширном регионе Восточной Европы, Центральной Азии и Содружества независимых государств приводятся лишь два примера: народность рома (Румыния) и «сельское население в Турции» [4]. Совершенно очевидно, что «сельское население в Турции» в данном случае является неудачным эвфемизмом Турецкого Курдистана или даже «Восточной и Юго-Восточной Анатолии». Эти проблемы характерны в первую очередь именно для населения Турецкого Курдистана, а не для этнических турок в сельских районах Западной Турции.

Эксперты Международного валютного фонда считают: чтобы девочки из подобных групп населения начали и продолжали посещать школу, необходимы подходы, связанные с определенными затратами. «Культурные и языковые (курсив мой. – Н.М.) различия, а также особые нужды девочек (например, безопасность и гигиена), повышают затраты, так как требуют новых методов, соответствующих потребностям каждой группы. При этом ключевой мерой эксперты считают повышение справедливости в области образования. Например, «политика, требующая использования мажоритарного языка в школах», «особенно невыгодна для девочек» из этих групп, так как они часто имеют меньше возможностей говорить на мажоритарном языке, чем мальчики [5].

Проводником этого турецкого ассимиляционного «образовательного» плана является курд по происхождению, министр образования Турции в правительстве Партии справедливости и развития с 2002 г. (в новом правительстве Турции, сформированным по результатам парламентских выборов 2007 г., сохранил свой пост) Хусейн Челик (Huseyin Celik). Разрушение традиционной курдской семьи в условиях глобализации, возможно, представляет собой объективный и даже неизбежный процесс и не несло бы угрозу курдской идентичности в условиях курдского государства. Однако в условиях, когда Турецкий Курдистан подвергается жесточайшей ассимиляции, эти процессы несут прямую угрозу национальной идентичности курдов и могут иметь катастрофические последствия.

Как писала в феврале 2005 г. английская «Гардиан» со ссылкой на данные UNICEF (детский фонд ООН), около половины всего женского населения Турции не посещает школы. При этом, отмечала газета, школы не посещает и неграмотно почти все женское население «курдского востока», в целом турецким языком не владеет «значительная часть из 12 млн этнических курдов» [6]. В 2003 г. Министерство образования Турции начало кампанию под названием «Haydi K?zlar Okula» («Девочки, идите в школы!») «в 10 наиболее отсталых провинциях» страны. В 2004 г. эта кампания была распространена на 33, в 2005 г. – на 53 провинции [7]. Несмотря на то, что формально в 2005 г. этой кампанией было охвачено большинство провинций Турции, в действительности упор был сделан на реализацию программы именно в районах, населенными курдами. Турецкие власти предлагают семьям, которые будут отдавать своих дочерей учиться в школы, ежемесячное вознаграждение. Как заявил министр образования Турции Хусейн Челик, «мы должны убедить родителей в добродетели образования», при этом «в тех частях Турции, которые бедны, находятся на уровне Средневековья, чиновники должны целенаправленно проводить эту работу». Активно используются в этом процессе турецкие муллы, находящиеся, как известно, под строгим контролем государства. Турецкий министр также лично обратился к сельчанам «Юго-Востока» отдавать своих дочерей в школы. Как признал Х. Челик, вопрос вовлечения в образование женщин «Востока» имеет для него личный характер. Ни одна из сестер Х. Челика, родившегося и выросшего в провинции Ван, не окончила школу, а все четыре брата стали «образованными людьми». Х. Челик заявляет, что обязанность правительства — «ввести население [«Востока» и «Юго-Востока»] в цивилизованный мир. Правительство намерено прекратить все формы дискриминации, особенно в отношении женщин. Образование для девочек является основным из прав человека». При этом особенно подчеркивается, что в 2004 г. впервые за все время расходы Турции на образование (5,5 млрд фунтов стерлингов) превысили военные расходы страны. Часть средств образовательного бюджета была израсходована на вознаграждение родителям, которые согласились отправить своих дочерей в школы. Как признался турецкий министр, «это официальная взятка. Для того чтобы подвигнуть бедных людей отправить своих дочерей в школы, мы даем им 20 млн турецких лир (около 10 долл. США) в месяц – за начальную школу и 35 млн турецких лир – за среднюю школу. За последние 1,5 года в школах начали учиться 140 тыс. девочек в возрасте от 7 до 13 лет. Следует отметить, что, как писали турецкие СМИ, турецкие власти разработали проект, согласно которому курдские дети до начала обучения в школе будут проходить курс турецкого языка [8]. Эти подготовительные курсы для курдских детей будут открыты почти во всех областных центрах Турецкого Курдистана – в Адиямане, Агри, Батмане, Бингёле, Битлисе, Джуламерке, Диярбакыре, Дерсиме, Газиантепе, Элязыге, Ардагане, Эрзинджане, Эрзуруме, Игдире, Килисе, Малатье, Мардине, Муше, Карсе, Урфе, Сиирте, Ширнаке и Ване [9]. Турецкие власти весьма деятельно взялись за процесс ассимиляции курдских детей через вовлечение в турецкую систему образования. При этом, как отмечал министр Х. Челик, турецкие власти не могут игнорировать тот факт, что на «Востоке» и «Юго-Востоке» проживают около половины всех детей Турции. Таким образом, Турция пытается ответить на курдский этнодемографический вызов.

Попытки турецких властей, кроме экономических, подкрепляются рекламно-пропагандистскими методами. Влиятельная турецкая газета Milliyet развернула с 23 апреля 2005 г. широкомасштабную кампанию о необходимости обучения в школах «девочек Востока» под названием: «Папа, отправь меня в школу!» Milliyet обратилась к общественным деятелям, ученым, политикам, бизнесменам, деятелям культуры и искусства, спортсменам и всем известным людям страны активно участвовать в этой кампании, многие из которых присоединились к этой кампании, предлагая на страницах газеты свои проекты решения проблемы. Курдские СМИ весьма настороженно относятся к этому процессу, утверждая, что реальной подоплекой этой кампании является желание разрушить антиассимиляционные воспроизводящиеся курдские родственные структуры. Как писала газета Peyama Kurd, «под маской кампании Milliyet» скрывается именно это обстоятельство, так как курдские дети будут насильно включаться в турецкую образовательную систему, исторически направленную на жесткую ассимиляцию этнических нетурок. Ранее турецкие власти не обращали особого внимание на проблему вовлечения курдских девочек в систему образования Турции, так как упор делался на выселении курдов из этногеографического Курдистана в западные районы страны. Турецкие власти предлагали, что вырванные из курдистанской среды курды подвергнутся естественной ассимиляции, а оставшаяся мизерная часть населения курдов не сможет играть какую-либо роль в судьбах Курдистана. Хотя немалая часть курдов ассимилировалась в западных районах Турции, значительный воспроизводительный демографический потенциал курдов воспрепятствовал воплощению в жизнь планов турецких властей. Курды в западных районах Турции не только полностью не ассимилировались, но и стали значительной частью населения и проблемой для турецких властей. Если ранее турецкие власти имели проблему курдов в Курдистане, то теперь, так и не решив проблему в Курдистане, они распространили ее за пределы Курдистана, в центральные и западные районы страны. Поэтому неудача с миграционным решением курдской проблемы вынудила турецкие власти обратиться к вовлечению курдских девочек в систему турецкого образования [10].

За первое полугодие 2005 г. лишь в городе Ване турецкие власти заставили 5,4 тыс. курдских девочек пройти курсы турецкого языка. Примечательно, что этот турецкий проект приобщения к турецкому языку курдских девочек (кампания называется по-турецки: «haydi kizlar okula», что в переводе на русский означает: «давайте, девочки, идите в школу!») под предлогом образования финансирует UNICEF, таким образом игнорируя один из основополагающих своих принципов, согласно которому каждый ребенок имеет право получать образование на родном языке [11].

1. См. по: Ilisu Dam and HEPP Project Update of Resettlement Plan. Final Report. Main Text. / Republic of Turkey, Ministry of Energy and Natural Resources, Real Estate abd Expropriation Department, Ilisu Consortium. – Ankara: Encon, September 2005, с. 17.

2. Politics based on ethnicity and religion. // TDN, 13.07.2007.

3. Льюис, Морин; Локхид, Марлен. Школьное образование для всех девочек. // «Финансы & развитие». / Международный валютный фонд. Июнь 2007, с. 16.

4. Там же, с. 17.

5. Там же, с. 18.

6. Helena Smith in Ankara. Turkey pays families to get girls into the classroom. // The Guardian, February 22, 2005.

7. Millenium development goals report. Turkey 2005. T.R. Prime Ministry Undersecretariat of State Planning Organization. – Ankara, 2005, с. 21.

8. Medyaya Tirkan Angast dike ku zaroken Kurdan de seratayi hini zimane Tirki bin. // Peyamner, 25.04.2005. http://www.peyamner.com/article.php?id=6934&lang=latin (курд. яз.).

9. Tirk programa asimlasyone li Kurdistane bi lez dixin. // KK-Nuce, 27.04.2005 (курд. яз.).

10. Bavo min bisine dibistane! (Папа, отправь меня в школу!) // Peyama Kurd, 06.05.2005, № 35. (курд. яз.).

11. Kampanyayen tirkizekirina kecen kurda dom dike. (Продолжается кампания отуречения курдских девочек.) // http://www.netkurd.com/nuce.asp?id=1422, 17.07.2005 (курд. яз.).

52.24MB | MySQL:103 | 0,369sec