Ликвидация Имада Мугнии: индивидуальный террор против террориста

12 февраля в сирийской столице в результате взрыва заминированной автомашины — излюбленного приема многих террористов — был убит человек, к которому также легко отнести этот термин. Ведь речь идет об одном из руководителей действующего в Ливане шиитского движения «Хизбалла» Имаде Мугнии, который в 80-х годах ХХ столетия стоял за серией терактов и похищений иностранцев в этой стране. Прежде чем рассказать о том, кто мог стоять за ликвидацией террориста и какие последствия он вызвал, несколько слов о Мугнии.

Имад Мугния родился в 1958 г. в деревне Таир Дебба на юге Ливана в очень религиозной семье, из которой вышли несколько шиитских улемов. Получил религиозное образование. В возрасте 20 лет присоединился к Народной революционной социалистической партии, которая была близка к движению ФАТХ Ясира Арафата. Позднее вошел в единую палестинскую службу безопасности, которую возглавлял Абу Айяд (убит в Тунисе в 1991 г.). На убеждения Мугнии большое влияние оказали исламская революция в Иране и состоявшаяся позднее встрече с будущим главой Корпуса стражей исламской революции /КСИР/ Рафиком Дустом. Он принял активное участие в создании «Хизбаллы» и параллельно прошел курс военной подготовки в Иране.

За 49-летним ливанцем давно охотились США, Израиль и Интерпол. У них были причины для этого. Имада Мугнию подозревали в организации множества убийств, похищений людей и терактов, в частности, в угоне авиалайнера компании TWA в 1985 г., теракте против Общества дружбы Израиля и Аргентины в Буэнос-Айресе в 1994 г. (тогда погибли 85 человек), похищении выходцев из западных стран в 80-е годы. Среди них был, в частности, французский социолог Мишель Сейрат, убитый в 1986 г. Как заявил один из бывших французских заложников, пожелавший остаться неназванным, Мугния играл «очень важную роль во всех делах, связанных с заложниками». «Он регулярно приходил в наши камеры. И хотя у меня на глазах была повязка, я всякий раз узнавал его голос среди тысяч других». Его имя также прозвучало в связи с двойным терактом против американского штаба и поста французского контингента многонациональных сил в октябре 1983 г. в Бейруте, когда погибли 299 человек из числа военнослужащих двух стран.

После 11 сентября 2001 г. он попал в составленный американцами список 22-х самых разыскиваемых террористов в мире. Одно время израильская военная разведка АМАН даже выдвинула гипотезу, что Мугния совершал эти теракты при помощи Ирака, однако она не подтвердилась. В то же время, по данным западных спецслужб, одной из функций Мугнии было поддержание связи между «Хизбаллой» и Ираном, где он проживал с 1980 по 1982 гг. Показательно, что на похоронах Мугнии присутствовал глава МИДа Ирана Манучехр Моттаки.

Со своей стороны, Израиль считает Мугнию причастным к атаке против израильской армии в Тире в ходе войны 1982 г. в Ливане. Тогда погибли 75 человек. Еще одно обвинение касается активной поддержки «второй интифады», начавшейся в августе 2000 г.

Стоит напомнить и то, что в 80-х годах в Ливане в заложники попадали и советские граждане, один из которых погиб.

Во всех этих перипетиях Мугния, как правило, действовал из тени и даже получил титул «министра обороны» при генеральном секретаре «Хизбаллы» Хасане Насралле. Еще одной функцией Мугнии являлась разведка и контрразведка.

Сразу после 12 февраля различные ближневосточные радикальные организации, а также Иран обвинили Израиль в уничтожении Мугнии.

Со своей стороны, Израиль в серии заявлений утверждал, что он не причастен к этой акции. «Израиль отвергает попытки террористических организаций обвинить его в какой-либо причастности к этому делу. Нам нечего добавить к этому», — заявило бюро премьер-министра Эхуда Ольмерта. Министр обороны Израиля Эхуд Барак отметил, что его страна не имеет ни малейшей заинтересованности в эскалации напряженности. «Я думаю, что Сирия, «Хизбалла» и Иран прекрасно знают, кто стоит за убийством Мугнии», — подчеркнул он, не вдаваясь в детали.

Самым тревожным стало то, что из уст радикалов тут же посыпались самые резкие заявления, не обещающие спокойной жизни Израилю и вынудившие его привести в повышенную готовность свою армию. Так, уже 14 февраля лидер «Хизбаллы» Насралла объявил «открытую войну» Израилю. 22 февраля Насралла заявил, что Израиль обречен на исчезновение. «Израиль не может существовать сам по себе. Он есть только благодаря международной конъюнктуре, которая резко изменится в ближайшие годы», — утверждал он.

Аналогичными по тону были и заявления иранских официальных лиц. Так, военный советник духовного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи генерал Яхья Рахим Сафави предсказал, что убийство Мугнии повлечет за собой «неизбежную смерть» Израиля. «Кровь шахида Мугнии возбудит гнев и ненависть в сердцах тысяч молодых сторонников «Хизбаллы», и этот гнев повлечет за собой неизбежную смерть Израиля», — предсказал он. Кроме Израиля генерал обвинил в причастности к уничтожению Мугнии США и «одну из арабских стран». Сафави до недавнего времени командовал КСИР, под эгидой которого в 80-е гг. прошлого столетия создавалась «Хизбалла». Действующий командующий КСИР генерал Мохаммад Али Джафари также предсказал предстоящее «разрушение Израиля» силами ливанской «Хизбаллы». «В ближайшем будущем мы будем присутствовать при разрушении ядовитого микроба, каким является Израиль, сильными руками бойцов «Хизбаллы», — утверждал командующий идеологической армией иранского режима.

Нашлось немало бывших сотрудников спецслужб и простых людей, которые искренне порадовались смерти Мугнии. «Я не знаю, кто ликвидировал Имада Мугнию. Но это — успех разведывательного сообщества. Он был одним из самых главных террористов в мире, такого же уровня, как Усама бен Ладен», — заявил Дани Ятом, возглавлявший «Мосад» с 1996 по 1998 гг. «Это — большой успех в международной борьбе против терроризма. Это — послание, адресованное террористам, которое дает им понять, что никто из них не является неуязвимым», — заявил бывший шеф ШАБАКа и министр без портфеля Ами Аялон.

Убийство Мугнии — это «хорошая новость», сказал, в частности, бывший французский заложник в Ливане журналист Рожер Окю, проведший в плену у исламистов десять долгих месяцев. «Я полагаю, что то, что случилось, это хорошо. Это означает, что справедливость существует. Как военный руководитель «Хизбаллы» Мугния был ответственным за похищения граждан западных стран в то время», — отметил он. Вдова погибшего в Ливане Мишеля Сейрата Мари Сейрат заявила, что «почувствовала огромное облегчение, увидев, что этот убийца уничтожен». «Наконец правосудие свершилось, хотя я предпочла бы увидеть его на скамье подсудимых международного трибунала за совершенные им преступления», — сказала она.

Кто мог осуществить операцию по уничтожению террориста? Ответ на этот вопрос остается открытым. У него было много врагов. Западной прессе известны, по меньшей мере, две попытки уничтожить Мугнию, которые предпринимал «Мосад» в 1985 г. По большому счету, Мугния очень мешал ливанскому антисирийскому парламентскому большинству, которое из-за сопротивления шиитов никак не может избрать президента страны.

Со своей стороны, глава МИДа Сирии Валид Муаллем уже пообещал, что его страна в ближайшие дни представит «убедительные доказательства» того, кто стоял за этим «грязным преступлением». При этом он не стал упоминать Израиль и, возможно, имел для этого основания. Уже 17 февраля проправительственная «Аль-Ватан» со ссылкой на «информированный источник» сообщила о задержании нескольких выходцев из некоторых арабских стран. «Сирия открыта для жителей арабских стран. Тысячи арабов ежедневно пересекают ее границы. Полтора миллиона иракцев и тысячи арабов живут в стране. Некоторые из них могут быть связаны со спецслужбами иностранных государств», — отметил источник. Он же сообщил интересную информацию, связанную с Мугнией. Во-первых, по его версии, сирийские спецслужбы не занимались его безопасностью. Во-вторых, в день гибели Мугния прибыл в Сирию из Ливана, где, возможно, его машина и была заряжена взрывчаткой. И наконец, в-третьих, он опроверг информацию, согласно которой расследование убийства Мугнии ведет совместная группа следователей из Сирии, Ирана и «Хизбаллы». По его словам, этим делом занимаются только сирийские спецслужбы.

Шеф американской разведки Майк Макконнел считает, что за убийством Мугнии могли стоять либо его собственное движение, либо Сирия. «»Хизбалла» обвиняет в этом убийстве Израиль, но существуют доказательства того, что эта акция может быть внутренней разборкой в «Хизбалле», — заявил он в интервью американскому телеканалу «Фокс Ньюс». — Это могла быть также Сирия. Мы пытаемся разобраться в этом вопросе». Макконнел исключил возможность того, что Мугнию могли «заказать» США.

Возможно, еще на один «след» невольно указала Мари Сейрат. 22 мая 2002 г. она и еще пять других бывших заложников подали в суд иск «против неизвестного, совершившего преступления, связанные с похищениями людей». Этот иск был поручен в производство известному судье Жану-Луи Бругюэру, специализирующемуся на делах, связанных с терроризмом. «Бругюэр мне говорил, что он вышел на «норы» Мугнии», — заявила для АФП М. Сейрат. Если это действительно так и об этом стало известно руководству «Хизбаллы», у него мог появиться весомый мотив для того, чтобы избавиться от нежелательного и опасного свидетеля.

По мнению французского военного эксперта полковника Жана-Луи Дуфура, высказанному через марокканскую газету «Экономист», «ответ «Хизбаллы» неминуем и он последует самое позднее до 15 марта». При этом «Хизбалла» скорее всего не будет копировать приемы, используемые «Аль-Каидой».

52.28MB | MySQL:103 | 0,457sec