О поставках корпорацией Lockheed Martin дополнительных комплексов THAAD в интересах ВС США и Саудовской Аравии

Обозреватели китайского специализированного военно-технического издания «Наука и техника военно-промышленного комплекса» сообщают, что 31 марта Министерство обороны (МО)  США объявило о подписании Агентством по противоракетной обороне (ПРО) США с корпорацией Lockheed Martin Missiles and Fire Control контракта на закупку ракет-перехватчиков для комплексов противоракетной обороны THAAD (Terminal High Altitude Area Defense) Вооруженных Сил (ВС) США и Саудовской Аравии (КСА). Соглашение является реализацией опциона к базовому контракту HQ0147-17-C-0032. Его стоимость оценивается китайскими обозревателями в 932,836 млн долл. При этом стоимость закупки для ВС США составит 327,498 млн долл., а для Саудовской Аравии в рамках программы «Иностранные военные продажи» – 605,338 млн долл. После подписания данного соглашения общая стоимость закупки по контракту HQ0147-17-C-0032 возросла с 5,366 до 6,299 млрд долл. Китайские обозреватели сообщают, что работы по контракту будут выполнены на предприятиях в Далласе (шт.Техас), Саннивейле (шт.Калифорния), Хантсвилле (шт.Алабама), Кэмдене (шт.Арканзас) и Трое (шт.Алабама). Срок завершения работ по контракту – 1 апреля 2026 года.

Известно, что Государственный департамент США одобрил поставку КСА в рамках программы «Иностранные военные продажи» систем противоракетной обороны THAAD, связанных услуг поддержки и оборудования в октябре 2017 года. Следует отметить, что на протяжении 2016 и 2017 гг. американские и саудовские военные обменивались различными документами – коммерческими предложениями, запросами на покупку, которые проходили правовую и политико-экономическую экспертизу в соответствующих подразделениях Сената и  Палаты представителей Конгресса США.

Китайские специалисты предполагают, что администрация Белого дома и МО не были уверены, что КСА в действительности хочет приобрести систему THAAD. Еще в 2016 г. стала появляться информация о том, что военно-политическое руководство Саудовской Аравии рассматривает возможность приобретения российской зенитно-ракетной системы С-400 «Триумф», стоимость которой значительно ниже. Американские политики, лоббирующие сделку по THAAD преодолели серьезное сопротивление внутри США ( в основном представлено законодателями от Демократической партии ) и даже ликвидация саудовского журналиста Джамаля Хашогги не повлияла на окончательное решение. Основным доводом американских лоббистов являлось само назначение системы THAAD, которая является вооружением оборонительного характера и не может быть использована в военных действия таким образом, что повлечет значительные жертвы среди мирного населения или будет использована для нарушения прав гражданских лиц, находящихся в зоне вооруженного конфликта.

В итоге, общая стоимость контракта составила 15 млрд. долл. По информации СМИ КНР, запрос КСА включал продажу 44 пусковых установок THAAD, 360 ракет-перехватчиков THAAD, 16 мобильных тактических станций управления огнем и связи THAAD, 7 РЛС AN/TPY-2, а также другого оборудования, военной техники и услуг. В марте 2019 года Агентство по ПРО в рамках программы «Иностранные военные продажи» подписало с Lockheed Martin контракт стоимостью 945,9 млн долл. на реализацию первой фазы программы поставки КСА систем THAAD. Соглашение предусматривало закупку материалов и комплектующих с длительными сроками изготовления, инструмента и испытательного оборудования, выполнение разработки, обучение персонала. Работы должны быть завершены до конца октября 2026 года.

Обозреватели китайских военно-технических изданий предполагают, что поставка комплексов обеспечит верхний уровень эшелонированной системы противоракетной обороны КСА. Ракеты-перехватчики THAAD оснащены кинетической боевой частью, обеспечивающей поражение цели методом прямого удара. Они позволяют осуществлять перехват баллистических ракет, как в космическом пространстве, так и в атмосфере. Комплекс может взаимодействовать с другими элементами эшелонированной системы ПРО, выполнять задачи совместно с зенитными ракетными комплексами (ЗРК) «Пэтриот» PAC-3, «Иджис», средствами обнаружения передового базирования и системой боевого управления, контроля и связи C2BMC (Command, Control, Battle Management, and Communications).

Как отмечают китайские аналитики, система ПВО КСА составлена из нескольких рубежей. В качестве сверхдальнего рубежа ПВО/ПРО должны выступать комплексы THAAD, наведение которых будут обеспечивать, как собственные радиолокационные станции секторного обзора, так и другие РЛС. В качестве дополнительных средств наблюдения за воздушной обстановкой ПВО КСА могут применять РЛС AN/FPS-117 (станция разведки воздушного пространства и предупреждения о ракетном нападении), а также AN/TPS-43. В дополнение к системе THAAD саудовские военные могут  рассчитывать на применение до 100 противоракет SM-3, размещенных на трех эсминцах типа «Орли Берк» из состава 5-ого флота ВМС США, которые дислоцированы в сопредельном Бахрейне.

Таким образом, официальный Эр-Рияд рассчитывает, что благодаря наличию комплексов THAAD удастся достичь стратегического паритета с Исламской Республикой Иран, которая обладает значительным количество баллистических ракет малой и средней дальности, представляющих угрозу для объектов топливно-энергетической и транспортной инфраструктуры королевства. Нефтеперерабатывающие заводы, нефтяные терминалы в портах, танкеры и т.д. является второстепенными целями для ракетных войск ИРИ, тогда как в качестве первостепенных определены военные базы и другие объекты военного назначения, используемые ВС США. С другой стороны, китайские специалисты отмечают, опыт вооруженного противостояния стран аравийской коалиции с йеменскими хоуситами показывает, что система ПВО/ПРО КСА на современном этапе своей модернизации не обеспечивает 100% защиты от воздушного нападения.

53.45MB | MySQL:103 | 0,508sec