Пока основные усилия мирового сообщества сконцентрированы на гуманитарной фазе немедленного реагирования на последствия коронавируса нового типа COVID-19, недостаточно внимания уделяется выработке на глобальных площадках четкой стратегии для преодоления его социально-экономических последствий. С точки зрения перспектив стран Ближнего Востока и Северной Африки, продовольственные системы являются наиболее уязвимыми и незащищенными, в том числе с учетом известного набора долгоиграющих проблем, включая дефицит водных ресурсов, климатических изменений и военных конфликтов.
Теперь к этому прибавляются спровоцированные коронавирусом существенные ограничения в мировой торговле и логистике, что грозит обернуться тотальным коллапсом для зависящих на 80-90% от импорта продовольствия стран Ближнего Востока. В свою очередь, такая ситуация на фоне растущего спроса может привести к образованию дефицита продовольствия, даже в благополучных нефтедобывающих странах региона (Саудовская Аравия, ОАЭ), которые испытывают двойную нагрузку на свои экономические системы ввиду обвалившихся цен на нефть – основной источник национального дохода.
Дополнительный фактор – закрытие границ и отмена воздушных и наземных сообщений в глобальном контексте де-факто заблокировали перемещение сезонной рабочей силы из региона в западные страны. В частности, страны Северной Африки (Марокко, Тунис, Алжир) традиционно поставляют в Южную Европу рабочую силу, особенно для сбора урожая и аграрных работ. Срыв в сроках перемещения сезонных рабочих таким образом окажет сильное влияние на поступление денежных переводов бедным и нуждающимся семьям этой рабочей силы. Доходы от трудовой миграции в этих странах доходят до 15-20% от ВВП страны, и их сокращение серьезно бьет по благосостоянию населения. В частности, с начала марта оказались полностью заблокированными потоки легальных трудовых мигрантов из Марокко, Туниса и Алжира в Испанию и Португалию, которые должны были работать в аграрном секторе с начала нового посевного сезона. Удар двойной – сокращение доходов от трудовой миграции в странах Северной Африки и падение локального аграрного производства в самих европейских странах.
В социальном секторе существенным ударом стало закрытие школ и высших учебных заведений. Во многих бедных странах региона школьное питание служило важным механизмом социальной защиты населения, что особенно актуально для традиционно многодетных семьях в мусульманских странах. Многие дети получали полноценное комплексное питание в школах, благодаря как бюджетному финансированию государством, так и проектам школьного питания по линии международных и неправительственных организаций. Это являлось важным подспорьем особенно для бедных семей. В условиях закрытия школ и карантина эта социальная программа не работает и государства вместе с международными партнерами заняты срочным поиском альтернативных путей функционирования этого механизма социальной защиты (через доставку школьных завтраков на дом). Но есть и другая сторона — с закрытием школ, даже на короткий срок, очень сложно будет впоследствии восстановить на прежнем уровне процент школьной посещаемости, которая неизбежно упадет во многих странах Ближнего Востока, особенно конфликтных.
Наконец, еще один очевидный вызов COVID-19 – приостановка или замедление программ оказания чрезвычайной помощи странам, охваченным конфликтами. Речь в первую очередь, о Сирии, Йемене, Ливии и двух Суданах. С нарушением логистических цепочек поставок ряд жизненно важных гуманитарных операций в регионе может оказаться под угрозой срыва и привести к печальным последствиям. Гуманитарные партнеры находятся в сложнейшем положении, стремясь переориентировать поставки и обеспечить стабильную логистику.
Как прогнозируют эксперты World Economic Forum, в апреле-мае следует ожидать серьезных нарушений и сбоев в цепочках продовольственных поставок, что затронет существенным образом нетто-импортирующие страны Ближнего Востока. Несмотря на достаточность производимого продовольствия, сегодня фиксируется существенное замедление объемов погрузок судов в портах и их циркуляции, что говорит о замедлении процессов в мировой торговле. В частности, коллапс наблюдается в секторе торговли зерновыми. Многие аграрные страны, которые могут себе такое позволить, и быстро переквалифицироваться на локальное производство и внутренние закупки продовольствия. Ближневосточный регион в массе своей себе такого позволить не может, поэтому весьма озабочен складывающейся тенденцией и в том числе угрозой введения странами торговых ограничений на экспорт продовольствия. Наиболее острая зависимость от импорта продовольствия в ОАЭ, Cаудовской Аравии, Кувейте, Катаре, Бахрейне и Омане, где средний рост населения составляет 2.4%, а для орошаемых земель одна из самых низких в мире — в среднем от 0.2% до 2.1% от всей площади страны (в Европе -30%, в Африке – 40%). Такие страны как Египет и Иордания на 60% зависят от импортных поставок зерновых и в первую очередь пшеницы из постсоветских стран.
Теперь что касается ответных действий правительств стран региона на COVID 19. Пока каких-либо адекватных и всеобъемлющих мер по компенсации этих потерь правительства стран региона не в состоянии предложить. Региональные подходы с учетом специфики отдельных групп стран также пока не выработаны. Страны ограничиваются отдельными краткосрочными мерами. В Марокко, например, с 15 марта правительство приняло новые меры по смягчению экономических последствий COVID-19, в том числе за счет отсрочки на три месяца платежей по ипотеке и потребительским кредитам, а также нового пакета социальных субсидий семьям пострадавших, в том числе экономически, от коронавируса. В Египте разработана социальная программа по так называемым «продовольственным банкам (резервам)», которая направлена на то, чтобы удержать дома на карантине граждан с низким уровнем дохода. В Алжире одобрено решение об отсрочке выплат подоходного налога для малых и средних предприятий, а также готовится новый законопроект по финансовой поддержке малого бизнеса, пострадавшего от коронавируса. Иордания одной из первых ввела меры по регулированию продовольственных цен с установлением «потолков» для важнейших категорий продовольственных товаров, и думается этому примеру последуют в ближайшее время и другие страны региона. Как видим, меры достаточно разнонаправленные, но каких-либо долгосрочных стратегий по смягчению последствий воздействия COVID-19 по всему комплексу национальных продовольственных систем пока нет.