О коптской диаспоре

Феномен коптской диаспоры приобрел актуальность в течение последних десятилетий. Данная тема никогда еще не освещалась в исследовательских работах российских авторов. В представлении большинства ученых-востоковедов копты являются христианским меньшинством, проживающим на территории современного Египта и претендующим на звание «коренных жителей» этой страны.

Многие ученые приводят доводы в пользу того факта, что копты ведут свое происхождение от древней египетской цивилизации, а их язык помогает современным ученым в расшифровке древнеегипетских рукописей. С распространением христианства в мире копты одними из первых приняли новую религию. По преданию, основал коптскую церковь сам св. Марк Евангелист. Он прибыл в Африку в 47-48 гг. и проповедовал в Александрии в бытность ее столицей Египта. Копты считают св. Марка своим первым патриархом. Но, по общепринятому в науке мнению, христианство проникло в Египет в I в. из Иудеи. «В Александрии в то время проживала довольно многочисленная иудейская община, среди членов которой в первую очередь и получила распространение новая вера» [1]. Египет с 31 г. н.э. был присоединен к владениям Римской империи, а впоследствии находился под покровительством Византии вплоть до эпохи арабских завоеваний. К седьмому веку копты уже в полной мере утвердились в Египте как православная ветвь христианства, но в 639 г. в страну пришло новое вероучение – вероучение пророка Мухаммада, ислам. Четкая и категоричная религия стремительно охватила весь Египет, и многие копты обратились в ислам еще до официального захвата государства. И постепенно превратились из доминирующего этноса в национальное меньшинство.

На данный момент, по официальным данным, в Египте насчитывается порядка 10 млн коптов, при этом сами копты утверждают, что данные очень занижены, а в действительности их население составляет около 15 млн. Но с каждым годом эти цифры уменьшаются по объективным причинам. Это связано с характерными для всего региона Ближнего Востока тенденциями исторического процесса. История развития региона наложила свой отпечаток и на христианское население Египта. Организатор Международного коптского симпозиума, проходящего регулярно в Цюрихе, Адли Йоссеф выделяет пять фаз в истории своего народа [2]. Первая фаза продолжалась почти три столетия, начиная с прихода в I в. св. Марка в Александрию и обращения коптов в христианство. Этот период был очень тяжелым и противоречивым. Коптам приходилось отдавать свои жизни в защиту религии. Следующая фаза продолжалась 300 лет и была, возможно, периодом своеобразного расцвета коптского этноса. В этот период Египет полностью принадлежал коптам. Третья фаза длилась с 640 г. до начала XX в. В течение этого времени копты занимали высокое положение в социальной структуре и пользовались значительными привилегиями. В частности, это выразилось в том, что они занимали значительное количество государственных должностей. Данный период был весьма витиеват: с одной стороны, копты активно участвовали в делах государства, а с другой — их положение всегда зависело от воли халифа или бея. В период крестоносцев позиция коптов была критической, главным образом по причинам религиозного характера, т.е. в силу подозрений в преданности исламскому государству. После французской кампании XIX в. можно отметить перелом в Египте со времен средневековых условий и институтов. В сельском хозяйстве, промышленности, в современной администрации и образовании начались движения, которые можно назвать настоящим рождением египетского национализма и формированием современного египетского общества. Пришедший к власти Мухаммад Али поддержал «египетский элемент» в своей модернизации. Это во многом и предопределило дальнейшее положение коптов Египта.

Четвертая фаза считается благоприятным периодом, продолжавшимся, однако, лишь 30 лет. С расцветом египетского национального движения в 1919 г. копты показали себя истинными патриотами, за что и были награждены полной интеграцией в национально-политическую и общественную жизнь. Пятая фаза началась в 1952 г., когда копты столкнулись с новой и неблагоприятной реальностью: расцветом движения «Братьев-мусульман». Это положение продолжало с годами ухудшаться по следующим двум причинам: 1) всесторонний упадок во всех секторах, элементах и стандартах египетского общества и 2) усиление идеологического влияния Саудовской Аравии на другие арабские страны в свете роста цен на нефть и распространение идей экстремизма и радикализма.

Саммит исламских наций в Джедде в 1956 г. принял решение о проведении мероприятий по «очистке» Ближнего Востока от христианского населения. Примерно 15–20% коптского населения эмигрировало в результате последующих гонений, унижений и плохого обращения. Численность населения ливанских христиан уменьшилась с 55 до 25%. Во время этого саммита Анвар Садат (входивший тогда в СРК) огласил правительственный 40-летний план, посвященный тому, как заставить эмигрировать образованных коптов, исламизировать большинство оставшихся коптов, а остальных превратить в рабочий класс. Этот план был выполнен в основном удачно путем назначения копта по имени Альберт Салама на пост первого министра по делам миграции [3].

Когда Анвар Садат занял пост президента, шариат был принят в качестве правовой системы Египта. Новый законодательный акт обеспечивал свободу вероисповедания и учитывал права религиозных меньшинств. Тем не менее спустя некоторое время правительство наложило определенные ограничения на это право. Согласно Конституции, ислам является официальной государственной религией и основным источником законодательства. Следовательно, любые верования, противоречащие шариату, запрещены. Стоит отметить, что исповедуемые в Египте христианство и иудаизм не противоречат шариату. Несмотря на это, практика сосуществования мусульманского большинства и коптского меньшинства в Египте показывает, что, начиная с 1960-х гг., притеснение христиан в Египте стало в порядке вещей.

Для того чтобы разобраться в текущей ситуации, необходимо изучить положение коптов вообще, проживающих не только на территории Египта, но и за его пределами. Это позволит, с одной стороны, выявить основные причины, заставляющие египетских христиан покидать страну, а с другой — пролить свет на реальные взаимоотношения властей Египта и коптского меньшинства.

На данный момент вне Египта насчитывается почти 1,5 млн коптов, из них около миллиона проживают в США, 60 тыс. в Кувейте, 50 тыс. в Австралии, 25 тыс. в Канаде, 5 тыс. в Германии, 2 тыс. в Австрии и 1 тыс. в Швейцарии.

Постепенно копты, выехавшие за границу, объединялись в своем стремлении помочь сородичам, оставшимся на родине в Египте. Религиозная сторона вопроса в европейских странах не стояла так остро, как в Египте, и представители коптской диаспоры начали создавать светские коптские организации с целью сплотить коптов за границей и поддержать их на родине. Одна из первых организаций была создана в Канаде. Она получила название «Ассоциация коптов Канады» и относится к одной из немногих, о которой можно найти информацию в открытом доступе. Организация была создана доктором Селимом Нагибом 2 февраля 1969 г. как политическое объединение коптов в рамках диаспоры. Нагиб является бывшим судьей и прокурором, специализировавшимся на международном праве. Он имеет две докторские степени: юридическую и политологическую. Доктор Нагиб эмигрировал из Египта в Канаду в августе 1965 г, где проживает до сих пор. Он автор не только книг по гражданскому праву, но и ряда книг и статей, посвященных защите ущемленных гражданских прав коптов.

Коптская ассоциация Канады была официально зарегистрирована канадским правительством в октябре 1992 г. Она является членом Международного союза коптов, который служит мировой площадкой для коптских организаций. Союз был основан в октябре 1997 г. В качестве своих целей ассоциация выдвигает служение интересам коптов и достижение полных религиозных, политических и общественных прав коптского меньшинства в Египте [4].

В США Коптская ассоциация была основана Майклом Мениром (Meunier) в 1996 г. как некоммерческая организация. Она издает журнал Coptic Daily Digest на английском и арабском языках в качестве образовательного источника, трактующего вопросы демократии, религиозных прав и прав человека на Ближнем Востоке, особенно фокусируя свое внимание на Египте и притеснениях коптов. Ассоциация стремится привлечь внимание общественности к тяжелому положению коптов внутри Египта. Она указывает на то, что восточные христиане всех ветвей (православные, католики или протестанты) подвергаются постоянным актам агрессии, притеснения и дискриминации, что в свою очередь является результатом намеренных действий египетского правительства (в случае с коптами) и радикально настроенных мусульманских групп [5]. Наряду с Американской коптской ассоциацией, еще одна коптская организация Америки, «The Free Copts», заявляет о том, что намерена защищать права коптов на родине с помощью единственно доступного и уместного средства, т.е. слов. Это подтверждают их действия. Год за годом Американская коптская ассоциация отсылает письма президенту США Джорджу Бушу с просьбами о содействии в разрешении коптского вопроса в Египте. Посылаются письма и президенту АРЕ Мухамаду Хосни Мубараку, в них приводятся очередные факты агрессии против коптского населения. Копты просят защитить их и уравнять в правах с мусульманами. Были отправлены послания также действующему на тот момент (апрель 2006 г.) генеральному секретарю ООН Кофи Аннану с призывами обратить внимание на грубое нарушение прав человека в Египте по отношению к коптскому населению. Адресатами стали и многие другие влиятельные лица, способные подействовать на ход событий в Египте.

Подобные ассоциации существуют и в Великобритании (Коптская ассоциация Великобритании основана доктором Хелми Гиргисом в 1999 г.), Германии, Швейцарии, Франции и Австралии. Все они занимаются информационной поддержкой и благотворительностью. Их действия также направлены на образование новых поколений коптов, выросших вне Египта. Огромную проблему составляет самоидентификация коптов в диаспоре. Обычно они имеют двойное гражданство, но духовная связь с родиной почти утеряна, т.к. даже в самом Египте копты давно не обладают полным набором традиционных национальных ценностей. Утерян коптский язык, на котором многие столетия коптам запрещалось разговаривать под страхом лишения языка. Сами представители коптской диаспоры говорят том, что они становятся «потерянным поколением». Они теряют контакты со своими семьями, традицией и родной землей. Они также теряют своих детей, подпадающих под влияние европейской культуры и местных обычаев, и считают, что возобновить связь с родной культурой и страной почти невозможно и не имеет смысла. И, несмотря на то что копты в диаспоре вполне успешны в финансовом плане, многие испытывают неудовлетворенность и пытаются хоть как-то изменить данную ситуацию [6].

Но проблему самоидентификации коптов некоторые исследователи изучают и в другом ключе. По их мнению, сами копты рассматривают себя, с одной стороны, как аутентичных египтян, а с другой стороны — как арабов, разделяющих общую историю и культуру с мусульманскими египтянами [7]. Национальная особенность коптских христиан заключается в том, что они привязаны к арабскому миру со всеми их целями настолько же, насколько и к христианскому, с которым мы их чаще всего ассоциируем. Копты представляют свою историю как длинную цепочку гонений, преследований, травли, насильственных обращений и разрушений церквей. Мученичество и страдания приобрели высокое символическое значение для коптов, чувствующих себя постоянным объектом угрозы [8]. Канадский ученый Пол Роу (Rowe) пишет о том, что именно эта особенность подтолкнула коптов, покинувших родину и переселившихся в Америку, Канаду, Новую Зеландию и Европу, к созданию организаций, постоянно жалующихся на плачевную и несчастную судьбу их сородичей в Египте. Он приводит массу фактов, подтверждающих тот факт, что вся информация о притеснениях коптов просачивается в СМИ лишь благодаря стараниям «трех–четырех парней с факсом» [9]. А как только копты на Западе стали более многочисленными и втянулись в политику западного общества, они тут же заняли центральные позиции в серьезных западных движениях. Одно из основных таких движений ратует за предоставление религиозных свобод, лоббируя эту позицию через институты власти. Ученый подводит итоги, говоря о том, что коптская диаспора приобрела на Западе новый опыт политической агитации и особые лоббистские стратегии, которые были недоступны для них на родине. Также у них возникла возможность работы с новыми технологиями, обеспечивающими безопасность и эффективность коптского протеста [10]. Конечно, новая арена позволила коптам включиться в политическую и религиозную борьбу, но не надо забывать о том, что новые технологии и стратегии не объясняют природы самого протеста, а кровавые события в Ал-Кошехе и других городах Египта не придуманы «тремя–четырьмя парнями с факсом».

В заключение можно лишь выразить надежду на то, что коптский вопрос не перерастет из проблемы национального меньшинства в проблему национального самоопределения со всеми вытекающими из этого последствиями.

1. Толмачева Е.Г. Копты: Египет без фараонов. М., 2003. С. 38.

2. Youssef, Adly A. Unite the Coptic Diaspora against Discrimination! // Copts in Egypt. A Christian Minority under Siege. Zurich: G2W, 2006, p. 15.

3. Ibid, p. 16.

4. Who Are We // http://www.copticnews.ca/e_whoarewe.htm, сайт Канадской коптской организации.

5. About // http://copts.com/english1/index.php/about/, сайт Американской коптской ассоциации.

6. Demian, Saba. Coptic Identity and Views in the Diaspora. June 2006 // Ibn Khaldun Center for development studies. http://www.eicds.org/english/publications/civilsociety/06/june/coptic.htm

7. Henderson, Randall. The Egyptian Coptic Christians: the conflict between identity and equality // Islam & Christian-Muslim Relations. April 2005, Vol. 16, Issue 2, p. 163.

8. Karas, F. Shawky. The Copts since the Arab Invasion: Strangers in their Land. Jersey City. NJ, 1985, p. 63.

9. Rowe, Paul S. Four Guys and a Fax Machine? Diasporas, New Information Technologies, and the Internationalization of Religion in Egypt // Journal of Church & State. Winter 2001, Vol. 43, Issue 1, p. 86.

10. Ibid, pp. 88–90.

52.3MB | MySQL:103 | 0,571sec