Иран: почему остановили работу Бушерской АЭС

В воскресенье 12 апреля  неожиданно была остановлено работа расположенной на юге Ирана АЭС в г.Бушере (перс. Бушеhр). Первым об этом сообщил иранский интернет-портал Mizan Online, аффилированный с судебной системой ИРИ. Среди многих обсуждаемых в СМИ причин – серьезная поломка, которая, не будучи вовремя исправлена, может привести к взрыву или грандиозной экологической или гуманитарной катастрофе.  Директор станции Реза Банназаде в интервью иранскому сайту «Тасним» поспешил заверить СМИ, что закрытие никоим образом не связано с эпидемией коронавируса и заболеваниями части персонала. «Все оборудование станции  продезифицировано»,-  пишет «Тасним».

Правительственные инстанции объясняют закрытие станции необходимостью ремонтных работ и рутинной заменой примерно трети стержней, используемых  при сжигании ядерного топлива. Сразу же был объявлен и срок остановки АЭС — три месяца. Среди аналитиков бытует мнение, что все очень серьезно и требуется экстренное вмешательство, которое способно предотвратить катастрофу.

Слова «Иран» и «Бушерская АЭС» (ассоциирующиеся у многих в мире с возможностью использования исламским режимом ИРИ двойных технологий  для выхода на обладание атомным оружием)  впервые появились в единой связке в начале 1970 гг. В последние десятилетия они все время всплывают в дискуссиях о продолжающейся конфронтации Ирана с мировым сообществом, утверждениях Тегерана, что иранская ядерная программа имеет исключительно мирный характер, а потому мировому сообществу не стоит всерьез воспринимать мечты аятолл о вступлении в клуб ядерных государств.  Отметим сразу, что Бушерский проект достаточно протяжен по времени и имеет почти полувековую историю. Первым шагом к его реализации  стало присоединение Ирана 2 февраля 1970 г. к Договору о нераспространении ядерного оружия.  Это создало последнему иранскому монарху Мохаммаду-Резе Пехлеви благоприятные условия для привлечения к строительству АЭС иностранных фирм. Германия, подписав в 1974 г., контракт, обязалась построить два энергоблока. Тогда же в проект вступила и Франция, которая должна была строить сразу до шести атомных станций. Несколько контрактов по сотрудничеству было подписано и с американскими компаниями. В частности, США  предлагали построить в центральном Иране опытный реактор.  В 1977 г. начались работы по строительству двух первых станций, но спустя очень короткое время события Исламской революции вынудили все свернуть. К этому моменту создание двух первых атомных реакторов  с немецким участием  вступало в завершающую стадию: готовность первого энергоблока оценивалась в 85 %, а второго — в 50 %.,  но  в условиях  начавшейся в Иране конфронтации с Западом специалисты из ФРГ вынуждены были покинуть страну.

Когда в 1980 г. началась война с Ираком, район Бушера попал в центр бомбардировок иракской авиации, а заметные издалека корпуса  АЭС стали излюбленной мишенью летчиков. Многим сооружениям АЭС был нанесен частичный ущерб либо они совсем были выведены из строя. Однако с самого начала ирано-иракской войны, и особенно после уничтожения Израилем в 1981 г. иракского ядерного реактора, клерикальное руководство Ирана, в том числе и сам аятолла Хомейни, стали активно выступать за создание исламской атомной бомбы. В кругу сторонников Хомейни окрепло убеждение, что это возможно на основе ядерной технологии, переданной шаху Пехлеви Западом. После смерти в июне 1989 г. Хомейни в Иране наступила эра исламских прагматиков. О создании атомной бомбы  перестали говорить вслух,  зато началась активная работа по поиску стран, способных оказать помощь Ирану в реализации давнишнего плана обзаведения атомной энергетикой. Запад от продолжения сотрудничества в этой сфере категорически отказывался, но зато свои услуги предложили сразу три другие страны, — Россия, Индия и Китай. Контракт подписали в январе 1995 г. с Россией, причем в нем обязательства Москвы именовались завершением строительства АЭС. Это делалось с дальней оглядкой: противникам ядерного сотрудничества с Ираном, который прочно стоял к тому времени в списке террористических государств, можно было всегда сказать, что Россия помогала  завершить дело, начатое Западом.

В январе 1995 г. российско-иранский договор по Бушерской АЭС был подписан. Вот что писали в этой связи израильские специалисты Роман Цванг и Зеэв Вольфсон: «В 1995 г. перед подписанием контракта…российское правительство запросило соответствующие органы: каковы настоящие цели иранцев? «Атомное оружие, а электростанция – прикрытие»,-  коротко и внятно ответили из ФСБ». Видный российский военный эксперт генерал-майор Белоус сказал этому вопросу: «У аятолл не может быть иной цели, кроме бомбы. Те, кто думают договориться с Ираном, закрывая глаза на его ядерные амбиции, получат в конце концов тех же аятолл и с Кораном, и с атомной бомбой в руках». В сентябре 2011 г., с неоднократным переносом сроков завершения строительства, первый энергоблок  АЭС был пробно подключён к сети и в июне 2013 года введён в промышленную эксплуатацию. При этом предусмотренные проектом затраты в 800 млндолларов были перекрыты на 50%, что, по объяснениям российской стороны,  объяснялось инфляцией за долгое время строительства.

Как пишут аналитики, вероятно, нынешняя остановка работы связана с тем, что обнаружилось несоответствие стыковки западного и российского оборудования. Указывают и на то, что часть оборудования производилась субподрядчиком – Украиной, и тоже могла не соответствовать единому проекту. Такие мнения давно высказывались, но иранское руководство их постоянно игнорировало. В этой связи директор Бушерской АЭС Реза Банназаде, в беседе с иранскими СМИ 12 апреля акцентировал внимание на том, что необходимо провести осмотр подразделений станции и частичный ремонт с заменой большого количества стержней.  Однако никаких пояснений к тому, что именно нужно осмотреть, директор не дал. При этом,  фарсиязычные  СМИ указывают на три беспокоящие обстоятельства,  связанные вообще с работой станции, на которые в Иране абсолютно не обращают внимания.

Во-первых, как мы уже ответили, нестыковка оборудования, произведенного разными странами. Следующее обстоятельство связано с тем, что Россия вместо 5 лет реализовывала проект в течение 19 лет, и, естественно, кое-какие детали первоначального проекта устаревали, но все равно устанавливались, так что общая реализация монтажа оборудования выглядела мозаичной и отдельные компоненты могли   между собой не стыковаться полностью. Еще одно беспокоящее обстоятельство связано с недостаточной квалификацией иранского персонала по обслуживанию российского оборудования, особенно – керамической облицовки самого реактора, на которой могут появиться трещины, исследование которых требует самого современного оборудования.

Как уже объявлено, АЭС останавливается на три месяца. Вряд ли следует думать, что это окончательный срок необходимых ремонтных работ. Учтем при этом, что остановка  выработки производимой станцией электроэнергии придется на лето, которое, в условиях жаркого иранского климата, связано с большим потреблением электричества на кондиционирование жилых и служебных помещений. Думаем, что вокруг остановки  такого важного объекта могут выявиться новые обстоятельства, которые станут известны в самые ближайшие дни.

62.85MB | MySQL:102 | 0,486sec