Об особенностях экономической ситуации в Ливии в условиях гражданской войны. Часть 5

 О государственном регулировании основных потребительских цен

В условиях значительного снижения нефтяного производства и экспорта, значительного настолько, что ливийская нефть стала на глобальном рынке величиной не значимой, а сама страна освобождена от квот или лимитов в рамках политики ОПЕК, поступление валюты в бюджет закономерно снизилось. Добавьте к этому военные расходы, не сопоставимые с прежними, времен М.Каддафи, но варьируемыми на уровне порядка 200-250 млн долларов в год, «на круг», что не так уж и мало в складывающейся ситуации, поддержание цен на основные товары становится одной из приоритетных задачи властей, вне зависимости от их месторасположения. Более того, и ПНС и парламент в Тобруке вынуждены зеркально отображать экономические решения, поскольку, стоит одной из сторон начать обеспечивать лучшие, в сравнении с другой, условия для населения, проживающие на другой стороне ливийцы, тут же начнут требовать от собственных властей того же. Волей неволей, приходится изыскивать резервы, что пока что, удается.

Свежим примером такого регулирования, реализованным, буквально накануне наступления месяца священного поста рамадан, являются дополнения к решению Президентского совета ПНС № 101 от 2020 года об установлении цен на некоторые товары. В них, в частности, сообщается следующее:

«В рамках отслеживания Министерством экономики и промышленности потока товаров на ливийском рынке, независимо от того, производится ли он на местном уровне или поставляется из-за рубежа, министерство отметило, что в последнее время наблюдается рост цен на некоторые виды продовольственных товаров из-за их отсутствия на рынке в результате прерывания кредитной системы Центральным банком Ливии, поскольку большинство из них поставляется извне. Даже те, которые производятся на месте, зависят от импортного сырья, поэтому спрос на них увеличился, и, следовательно, увеличилась и цена, в дополнение к тому, что некоторые из оптовых торговцев хранят их для продажи по более высокой цене в благословенный месяц рамазан в результате возросшего в этом месяце, спроса.

Принимая во внимание, что, если Закон № 23 от 2010 года о коммерческой деятельности оставляет вопрос об определении цен на товары для рынка и исходит из принципа конкуренции, основанного на правиле спроса и предложения, он, тем не менее, наделяет министра экономики и промышленности полномочиями вмешиваться, при необходимости, устанавливая цены на некоторые товары, которые он сочтет необходимыми и достаточными.

Исходя из этого, а также в целях сохранения стабильности рынка и доступности товаров, особенно с наступлением благословенного месяца Рамадан, когда спрос на конкретные товары возрастает, сегодня министр экономики и промышленности издал свое решение № 101 от 2020 года, прилагаемое к этому разъяснению»

В соответствии с решением устанавливаются следующие предельные цены на продовольственные товары, согласно списка:

Яйцо куриное, столовое                   30 шт.                    9 динар

Молоко стерилизованное                  1 литр                    4 динара

Молоко пастеризованное                  1 литр                    3.5 динара

Мука пшеничная                                50 кг                      70 динар

Мука пшеничная, фасованная          1 кг                         1. 75 динара

Сахар-песок                                             1 кг                          2.50 динара

Мясо курицы, свежее, охлажд.          1 кг                           9 динар

(тушка)

Мясо курицы, заморозка                     1 кг                           7. 50 динара

 

Мясо курицы, частями, заморозка      1 кг.                          6 динар

 

Мясо курицы, грудка, филе,

заморозка                                                     1 кг                           12 динар

 

Говядина местная на кости                  1 кг                            25 динар

 

Говядина местная или импорт.

мороженая                                                   1 кг                            20 динар

 

Баранина свежая местная                     1 кг                             26 динар

 

Ягнятина местная                                    1 кг                              38 динар

 

Баранина импортная                              1 кг                               33 динара

 

Еженедельный мониторинг цен на рынках возложен на комиссии из Министерства экономики, а нарушители могут лишиться лицензий. Срок постановления составит не менее 30 суток, с возможность продления на 3 месяца. Цена на бензин Аи 95 составит 0.2 динара за литр.

Таким образом, директивное управление потребительскими ценами, предпринимаемое ПНС и парламентом в Тобруке (там введены в действие аналогичные решения) являет собой точную кальку с прежней, джамахирийской системы дотирования ряда продовольственных товаров. Опять же, местный производитель, мяса птица и яиц, молочной продукции превалирует на рынке, а сезонный рост цен в рамадан, будучи сминусованным, оставляет цены на основные виды продовольствия практически на уровне 2011 года, с той лишь разницей, что сам динар обесценился. Если даже во время войны в частных обменных пунктах на Сук эль-Джумаа в Триполи, динар менял по курсу 1.28-1.32 в самые тяжелые дни противостояния и иностранной агрессии, сейчас его обменивают 7 динар на 1 доллар.

Что касается рыбы и морепродуктов, то эта сфера отдана на откуп частникам и государственный регулятор не вмешивается в ценообразование. Немногочисленные государственные рыболовецкие предприятия и консервные заводы в Триполи и в Бенгази, еще до войны, работали с перерывами, большей частью простаивая. В результате, Ливия, располагающая протяженной морской экономической зоной, где в прежние времена с легкостью добывалось до 100 тысяч тонн рыбы, причем ценных пород: тунцовых, пелагических, сейчас уступает по показателем вылова рыбы соседним Алжиру и Египту, а для местных жителей, рыба и ранее бывшая деликатесом, стала еще большей редкостью.

В целом же, с учетом всех факторов, продовольственная ситуация в Ливии выглядит вполне стабильной и снабжение населения продуктами в условиях гражданской войны и эпидемии коронавируса не представляется нерешаемой задачей, или чем-то, требующим вмешательства со стороны. Значительную роль в этом сыграла заложенная при прежнем режиме система государственных закупок и накопления продовольствия, а также ряд успешно реализованных сельскохозяйственных проектов, в том числе и первых частных.

52.27MB | MySQL:103 | 0,489sec