В конце марта с.г. военная кампания, ведущаяся аравийской коалицией против движения хоуситов в Йемене вступила в свой шестой год. Впрочем, само название «аравийская коалиция» уже является неверным, так как застрельщик этой войны Саудовская Аравия осталась в одиночестве. Летом 2017 года, после начала кризиса в саудовско-катарских отношениях из военных действий вышел Катар. А в июле прошлого года о выводе своих войск из Йемена объявили Объединенные Арабские Эмираты, внесшие не меньшую чем Эр-Рияд лепту в йеменский конфликт. В настоящее время на развитие йеменского конфликта оказывают сильное влияние два фактора. Во-первых, желание Эр-Рияда выйти из войны, желательно с соблюдением своих интересов и без потери лица. Во-вторых, усугубившиеся противоречия между международно признанным правительством президента Абд Раббо Мансура аль-Хади и южнойеменских сепаратистами из Южного переходного совета (ЮПС), которые вылились в открытый конфликт. Все это может привести в появление новой политической карты Йемена и новой конфигурации противоборствующих сил.
9 апреля аравийская коалиция, ведущая в Йемене военную операцию «Буря решимости» (реально состоящая уже из одной Саудовской Аравии), объявила в одностороннем порядке о двухнедельном перемирии в качестве жеста доброй воли и ответа на инициативу генерального секретаря ООН Антониу Гуттериша о приостановке всех вооруженных конфликтов в мире в связи с пандемией коронавируса. По словам пресс-секретаря коалиции саудовского генерала Турки аль-Малики инициатива о перемирии была позитивно воспринята хоуситами и «создает благоприятные условия для проведения переговоров между законным правительством Йемена и движением «Ансар Алла» для достижения соглашения о постоянном прекращении огня». Это не совсем так. Лидер движения хоуситов Абдель Малик аль-Хоуси очень скептически отнесся к данной инициативе и сообщил специальному представителю ООН по урегулированию йеменского конфликта Мартину Гриффитсу о том, что его партия настаивает на действительно всеобъемлющем перемирии, включающем в себя прекращение всех обстрелов и авиационных рейдов по территориям занятым хоуситами, а также снятия блокады с Северного Йемена, вначале с порта Ходейда, а затем и с аэропорта в Сане.
Нисколько не сомневаясь в доброй воле саудовской стороны хочется все же привести еще две причины наметившегося миролюбия Эр-Рияда. Первая заключается в том, что в военном плане КСА потерпело в Йемене фиаско и осознание этого обстоятельства пришло к саудовскому истеблишменту уже в сентябре прошлого года, после атаки хоуситов на объекты ТЭК в Хурейсе и Абкейке. Во время международной конференции по безопасности в Мюнхене в феврале 2020 года министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Фейсал бен Фархан заявил о том, что канал связи, существующий между КСА и хоуситами «не готов к выходу на высший уровень». Положение изменилось после атак беспилотников движения «Ансар Алла» на Джиззан и Эр-Рияд в конце марта с.г. Еще за неделю до объявленного перемирия посол КСА в Йемене Мухаммед аль-Джабер пригласил хоуситов и правительство А.М.Хади к участию в переговорах в Эр-Рияде.
Помимо эффективных атак ракет и беспилотников хоуситов на миролюбивый настрой Эр-Рияда повлияли и военные успехи хоуситов в провинциях Джауф и Маариб. Провинцией Джауф хоуситы овладели в 20-х числах марта, тем самым обеспечив безопасность Саны от удара с восточного направления. 2 апреля ливанская газета «Аль-Ахбар» сообщила о военных успехах движения «Ансар Алла» в провинции Маариб, где хоуситам удалось серьезно потеснить подразделения армии правительства Хади, вооруженные формирования партии «Ислах» (йеменские «Братья-мусульмане») и отряды салафитов, подконтрольных Эр-Рияду. В частности, хоуситам удалось взять под контроль горную цепь Байир Маразик и находящийся в ее районе стратегический военный лагерь «Аль-Банат». Захват лагеря «Аль-Банат» стал существенным прорывом хоуситами оборонительных линий в провинции Маариб. После этого произошло овладение вооруженными формированиями хоуситов мудирией (районом) Рагван провинции Маариб. Одновременно хоуситы обложили Маариб и с северного направления, из района Арвах. Напомним, что именно в Маарибе находятся нефтяные и газовые месторождения Йемена. Даже в неспокойные времена гражданской войны Маариб считался оазисом благополучия в Йемене. Таким образом, потеря этой провинции станет тяжелым ударом по правительству Хади. При этом успех наступления хоуситов в районе Рагван был обусловлен соглашением, достигнутым полевыми командирами «Ансар Аллы» с племенами Аль-Марван и Аш-Шадвада. Хоуситы оьбеспечили нейтралитет этих племенных ополчений. Они пытались договориться и с другими племенами провинции Маариб, но эти попытки были пресечены Эр-Риядом, который «кнутом и пряником» убедили шейхов не заключать соглашение с хоуситами. Одновременно не удалось хоуситам договориться и с отрядами партии «Ислах», несмотря на посредничество Катара.
Интересно, что, по информации журналистов газеты «Аль-Ахбар», хоуситы на переговорах с племенными шейхами провинции Маариб не настаивали на полном подчинении этого региона своему контролю. Абдель Малик аль-Хоуси выдвинул ряд условий. Во-первых, провинция Маариб не должна быть плацдармом враждебных действий против хоуситов. Во-вторых, все провинциальные власти остаются на своих местах и провинции гарантируется самоуправление. В-третьих, районы, контролируемые «Ансар Аллой» будут снабжаться горючим из Маариба. В-четвертых, то же касается и электроэнергии.
Вторым важным фактором, способствующим миролюбию Эр-Рияда, является приближающийся финансово-экономический кризис в Саудовской Аравии, не позволяющий королевству продолжать дорогостоящую военную кампанию. По мнению обозревателя портала Middle East Eye Дэвида Херста, «с ценой на нефть по 20 долларов за баррель Саудовская Аравия рискует превратиться из страны-кредитора в страну-должника». Ситуацию усугубляют значительные затраты королевства, увеличившиеся со вступлением на престол короля Сальмана бен Абдель Азиза. Золотовалютные резервы КСА, составлявшие, по данным Саудовского казначейства, в январе 2015 года 732 млрд долларов, уменьшились к декабрю 2019 года до 499 млрд. По информации Всемирного банка, ВВП на душу населения Саудовской Аравии, составлявший в 2012 году 25243 доллара, уменьшился до 23338 долларов. Чистая задолженность КСА, составляющая в настоящее время 19% ВВП, может увеличиться в 2020 году до 27%, а к 2022 году с учетом последствий пандемии коронавируса – до 50%. Война в Йемене, поддержка египетского правительства Абдель Фаттаха ас-Сиси, закупки американского оружия на астрономические суммы и помпезные проекты вроде футуристического города Неом порядком растрясли саудовский кошелек.
Проблемы саудовской экономики проявились еще до пандемии коронавируса. Еще в 2019 году рост ВВП КСА составил всего 0,3%, а объемы строительства по сравнению с 2017 годом упали на 25%. Карантин привел к тому, что в этом году королевство не получит доходы от хаджа (10 млн паломников, которые ежегодно приносят в саудовский бюджет доходы до 8 млрд долларов).