Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (10-16 марта 2008 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в Иране и зоне палестино-израильского конфликта. На прошедших в Иране 15 марта выборах депутатов меджлиса (парламента) уверенную победу одержали сторонники консервативных сил. Неофициальное перемирие между Израилем и палестинской экстремистской группировкой ХАМАС регулярно нарушается обеими сторонами, однако в целом военная напряженность в зоне конфликта значительно снизилась.

11 марта подал в отставку командующий Объединенным центральным командованием (ОЦК) ВС США адмирал У. Фэллон. По оценке экспертов, отставка адмирала связана с его несогласием с жестким курсом администрации президента Дж. Буша в отношении Ирана. В частности, У. Фэллон не был согласен с возможным проведением американской военной операцией против ИРИ. С 31 марта временно исполняющим обязанности командующего ОЦК станет заместитель Фэллона генерал М. Демпси. Как ожидается, новый постоянный руководитель Центрального командования будет назначен в мае с. г.

Предварительные неофициальные итоги парламентских выборов в Иране свидетельствуют об убедительной победе консервативных сил, получивших в новом составе меджлиса 163 из 290 мест, в то время как сторонники реформаторов смогли завоевать лишь 40 депутатских кресел. 47 мест получили независимые кандидаты, чья политическая ориентация пока точно не определилась. За оставшиеся 40 мандатов борьба продолжится во втором туре. Вместе с тем, следует отметить, что отнюдь не все представители консерваторов являются приверженцами политического курса президента ИРИ М. Ахмадинежада. Кроме того, иранский парламент не обладает слишком весомыми полномочиями, т. к. любое его решение может быть заблокировано Советом стражей исламской революции. В целом же можно утверждать, что итоги выборов вряд ли серьезным образом повлияют на политику руководства ИРИ, в т. ч. по вопросам дальнейшей реализации национальной ядерной программы.

15 марта Тегеран заявил, что не будет более вести переговоры по ядерной проблематике с международной «шестеркой» (Великобритания, Германия, Китай, Россия, США, Франция), а все связанные с этой темой вопросы станет обсуждать только с представителями МАГАТЭ. Иранцы также подтвердили намерение и далее сотрудничать с Международным агентством по вопросам освоения мирного атома.

13 марта президент США Дж. Буш продлил еще на один год действие американских санкций в отношении ИРИ, т. к. «действия и политика иранского правительства по-прежнему представляют исключительную и чрезвычайную угрозу национальной безопасности, внешней политике и экономике Соединенных Штатов». Канцлер Германии А. Меркель 15 марта заявила, что иранская ядерная программа не может продолжаться, и, что Иран, наконец, должен играть по международным правилам». По информации СМИ, европейские банки в значительной степени перекрыли финансовые потоки, которые Тегеран способен косвенно использовать в целях развития своей ядерной программы.

Президент Ирана М. Ахмадинежад заявил, что Иран, Ирак и Турция должны координировать свои усилия с целью нанесения поражения курдским повстанцам-сепаратистам, деятельность которых, по его мнению, угрожает территориальной целостности и безопасности граждан всех трех государств.

На прошедшей неделе напряженность обстановки в зоне палестино-израильского конфликта заметно снизилась. 10 марта Израиль снял блокаду с территорий на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ). Вместе с тем, палестинские экстремисты из сектора Газа продолжали время от времени обстреливать ракетами южные районы Израиля, а израильские военные наносили отдельные удары, в т. ч. авиационные, по объектам боевиков в палестинском анклаве. Кроме того, израильтяне проводили рейды против палестинских террористов на ЗБРИ. Таким образом, неофициальное перемирие между Израилем и палестинскими группировками соблюдается не полностью.

Министр обороны Израиля Э. Барак обвинил руководство палестинской администрации во главе с М. Аббасом в том, что оно не может гарантировать выполнение взятых на себя обязательств по борьбе с террором и поддержанию порядка на территории ЗБРИ. Э. Барак также заявил, что Израиль «все еще далек» от мирного соглашения с ПНА. Ранее глава ПНА М. Аббас обвинил израильского министра в затягивании переговорного процесса.

Президент Франции Н. Саркози во время встречи в Париже с президентом Израиля Ш. Пересом подчеркнул, что «Франция всегда будет на стороне Израиля». В то же время Саркози отметил, что «безопасность Израиля напрямую зависит от прекращения строительства поселений» на оккупированных территориях. По мнению главы французского государства, лучшим решением для Израиля, с точки зрения безопасности и стабильности стало бы создание независимого палестинского государства.

Канцлер Германии А. Меркель прибыла 16 марта с трехдневным визитом в Израиль. Это первый визит в страну главы германского правительства. Незадолго до этого она заявила, что, «угрозы, которым подвергается израильское государство, — это также угрозы, направленные против нас».

Генеральная прокуратура Турции возбудила в Конституционном суде страны процесс о роспуске правящей исламистски ориентированной Партии справедливости и развития (ПСР). Партия обвиняется в деятельности, направленной против светского характера турецкого государства, и использовании религии в политических целях. Считается, что одной из причин для возбуждения процесса стало принятие парламентом в феврале с. г. закона об отмене запрета на ношение женщинами в ВУЗах мусульманского платка. Как известно, этот законодательный акт был подготовлен по инициативе ПСР. Глава правительства Р. Т. Эрдоган на заседании руководства ПСР заявил, что действия прокуратуры представляют реальную опасность для стабильности в стране, а «требование признать незаконной деятельность правящей партии несправедливо по отношению к Турции и выгодно тем силам, которые хотят погрузить страну в пучину хаоса». Эрдоган также подтвердил намерение его правительства продолжать проведение в стране «демократических и экономических реформ».

На прошедшей неделе турецкая армия продолжала проводить в юго-восточных районах страны силовые акции против боевиков сепаратистской Курдской рабочей партии. С другой стороны, власти заявили о намерении инвестировать сумму, эквивалентную 12 млрд долл. США, на развитие этого региона, населенного преимущественно курдами. Программа развития рассчитана на пять лет и предусматривает строительство новых плотин, каналов, развитие транспортной инфраструктуры и очистку приграничных с Сирией районов от противопехотных мин. Кроме того, намечается уже в ближайшее время начать телевизионное вещание на курдском языке, а также арабском и персидском языках.

Сопредседатель Пакистанской народной партии А. А. Зардари выдвинут кандидатом на пост главы правительства страны. Его кандидатуру поддержала Пакистанская мусульманская лига-Н во главе с Н. Шарифом. Как известно, две эти партии по итогам выборов, состоявшихся в феврале с. г., имеют большинство мест в нижней палате парламента. Избранию А. А. Зардари на пост премьер-министра также благоприятствует то обстоятельство, что судебные инстанции по борьбе с коррупцией сняли с него все обвинения. Первая сессия нового состава пакистанского парламента откроется 17 марта.

Между тем обстановка в стране остается неспокойной. На минувшей неделе в различных районах Пакистана было совершено несколько терактов, приведших к большим человеческим жертвам.

Напряженная ситуация сохраняется в Ираке. В различных районах страны продолжаются вооруженные столкновения войск США и иракской армии с боевиками антиправительственных группировок, совершаются теракты, похищения людей и т. д. Растет число жертв среди мирного населения. На прошедшей неделе крупные вооруженные столкновения правительственных сил и американских войск с боевиками шиитской радикальной группировки «Армия Махди» произошли в южном городе Эль-Кут. Власти обвинили боевиков в нарушении режима прекращения огня, объявленного лидером «Армии» М. ас-Садром. Проведены массовые аресты сторонников радикального имама.

11 марта в Багдаде начались американо-иракские переговоры о будущем статусе пребывания американских войск в Ираке и основ отношений между двумя государствами.

Президент России В. В. Путин в своем послании саммиту Организации Исламская Конференция подчеркнул, что наша страна выступает против «межконфессионального и межэтнического раскола Ирака» и в дальнейшем будет поддерживать усилия, направленные «на развитие общеиракского диалога в интересах достижения национального согласия по ключевым вопросам будущего этой страны».

В Ливане дата проведения выборов нового президента республики перенесена (в 16-й раз с ноября 2007 г.) с 11 на 25 марта. Срыв голосования по-прежнему связан с тем, что ведущие политические силы страны не в состоянии преодолеть разногласия по составу будущего коалиционного правительства.

В то же время наметились некоторые подвижки в сирийско-ливанских отношениях. Сирия официально пригласила премьер-министра Ливана Ф. ас-Синьору принять участие в работе саммита государств-членов ЛАГ, который должен состояться в Дамаске 29-30 марта. Со своей стороны, «Движение 14 марта» — ведущая сила ливанского парламентского большинства — высказалось за «открытие новой страницы» в ливано-сирийских отношениях на основе арабской политической инициативы (2008 г.) и таифских соглашений (1989 г.). Для этого, в частности, от Сирии требуется уважать суверенитет Ливана, открыть свое посольство в Бейруте, провести демаркацию границы между двумя государствами, а также перестать обращаться «с Ливаном как с одной из своих провинций».

Саудовская Аравия опровергла сообщения о вероятном бойкоте королевством арабского саммита в Дамаске. Наследный принц Султан ибн Абдель Азиз заявил, что его страна «не может не принять участия на этом важном общеарабском совещании» и «будет в числе первых, присутствующих на встрече в Дамаске». Вместе с тем, принц Султан отказался ответить на вопрос, на каком уровне королевство будет представлено в сирийской столице. По имеющейся информации, некоторые арабские страны, в т. ч. Египет и Саудовская Аравия, могут направить в Дамаск «вторых лиц» по причине их недовольства сирийским вмешательством в дела Ливана.

В докладе генерального секретаря ООН Пан Ги Муна говорится, что уровень террористической активности в Афганистане значительно возрос. Так, в 2007 г. в этой стране ежемесячно совершалось более 560 терактов и вооруженных нападений (в 2006 г. – 420) и погибли 8 тыс. человек. По информации командования международной коалиции в Афганистане увеличилось число вооруженных столкновений: с 550 в январе–феврале 2007 г. до 595 в этот же период 2008 г. Однако усиление вооруженного противостояния командование коалиции связывает не с деятельностью боевиков движения «Талибан», а с ростом активности международных сил. При этом указывается, что число районов, где в Афганистане происходят вооруженные столкновения, за год сократилось со 101 до 88.

13 марта президенты Судана О. аль-Башир и Чада И. Деби подписали в Дакаре очередное мирное соглашение, предусматривающее прекращение действий вооруженных группировок в районе границы между двумя государствами. Соглашение также обязывает обе страны реализовать в полном объеме прежние договоренности. По оценке экспертов, нет особых надежд на то, что новый документ будет выполняться, т. к. ни у Хартума, ни у Нджамены нет для этого необходимых сил, да и особого желания.

Приложение

Объединенное центральное командование вооруженных сил США

Соединенные Штаты имеют долгосрочные экономические, политические и военно-стратегические интересы в регионе Ближнего и Среднего Востока, Северо-Восточной Африки и Центральной Азии. Они обусловлены наличием здесь крупнейших запасов углеводородного сырья, необходимостью противодействия базирующимся в ряде стран этого района мира экстремистским организациям, использующим терроризм для достижения враждебных США целей, проявляющимся стремлением отдельных государств к обладанию ОМУ, неустойчивостью политической обстановки, вызванной перманентными межгосударственными и внутренними конфликтами. Кроме того, в этот район является перекрестком важнейших коммуникаций, соединяющих Европу и Средиземное море с Азией, Африкой и Индийским океаном. Исходя из этого, США, по мнению официального Вашингтона, должны участвовать в обеспечении безопасности региона с использованием не только политических и экономических, но и военных средств.

Именно для решения указанных задач было создано Объединенное центральное командование (ОЦК) ВС США (USCENTCOM), которое начало официально функционировать с 1 января 1983 года. Сегодня ОЦК является одним из девяти объединенных командований (ОК) ВС США, которые представляют собой группировки войск (сил), решающие широкий круг задач и включающие соединения, части и подразделения, выделенные двумя или более видами вооруженных сил. Общее руководство ОК ВС США осуществляет президент через министра обороны. Председатель Комитета начальников штабов ВС США выступает в качестве советника политического руководства страны по вопросам деятельности объединенных командований, а также в роли связующего звена между президентом и министром обороны с одной стороны, и командующим ОК, с другой.

В зону ответственности ОЦК в настоящее время входят 25 государств: Афганистан, Бахрейн, Джибути, Египет, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Казахстан, Катар, Кения, Киргизстан, Кувейт, ОАЭ, Оман, Пакистан, Саудовская Аравия, Сейшельские острова, Сомали, Судан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Эритрея, Эфиопия.

В начале 2007 г. администрация США приняла решение о создании нового объединенного командования – Африканского (AFRICOM). В зону его ответственности должен войти весь Африканский континент и прилегающие к нему острова, за исключением Египта, который останется в регионе ОЦК. Таким образом, Джибути, Кения, Сейшельские острова, Судан, Эритрея и Эфиопия окажутся в зоне ответственности нового командования.

Штаб USCENTCOM расположен на авиабазе Мак-Дилл, Тампа, Флорида. Передовые органы управления ОЦК находятся на территории Катара на военной базе Эс-Салия. К задачам штаба относятся: непрерывное отслеживание и оценка военной, политической и экономической ситуации в странах зоны ответственности, планирование и руководство операциями с участием выделенных в распоряжение ОЦК войск (сил), организация их оперативной и боевой подготовкой, в т. ч. совместными учениями с армиями стран региона, работа по совершенствованию военной инфраструктуры и созданию запасов вооружения, военной техники и материальных средств. В настоящее время ОЦК осуществляет руководство операциями в Ираке и Афганистане.

В оперативном подчинении командующего USCENTCOM находятся пять командований: сухопутных войск (штаб в Форт Мак-Ферсон, Виржиния), ВВС (Шоу, Южная Каролина), ВМС (Манама, Бахрейн), морской пехоты (Кэмп-Смитс, Гавайи), сил специальных операций (Мак-Дилл, Флорида).

В 2002 г. в рамках ОЦК создано Объединенное тактическое командование ВС США в районе Африканского Рога (ОТКАР, Combined Joint Task Force – Horn of Africa — CJTF-HOA). В зону ответственности ОТКАР вошли Джибути, Йемен, Кения, Сомали, Судан, Эритрея и Эфиопия. Штаб ОТКАР расположен в Кэмп-Лемонере (Джибути). По оценке военно-политического руководства США, этому региону отводится третье по важности место (после Ирака и Афганистана) в шкале приоритетов ОЦК. Американцы считают, что территория стран зоны ответственности ОТКАР активно используется для создания и деятельности различных вооруженных и террористических группировок, в т. ч. связанных с террористической сетью «Аль-Каиды». В первую очередь, это относится к территории Сомали. Главной задачей ОТКАР является защита безопасности США от террористической угрозы, исходящей из региона Африканского Рога.

ОЦК не имеет в подчинении постоянных войск (сил). При возникновении кризисных ситуаций в зоне ответственности и принятия руководством США политического решения о применении вооруженных сил в распоряжение командующего ОЦК передаются заблаговременно подготовленные соединения и части из состава всех видов ВС. При этом необходимый потребный состав группировки сил и средств определяется в зависимости от вида предстоящей операции (преимущественно наземной или преимущественно воздушной) и ее масштаба.

Командование располагает на территории стран зоны ответственности разветвленной сетью военных баз, пунктов управления, узлов связи и складов.

Организационная структура соединений и частей сухопутных войск, выделяемых в состав ОЦК, не статична и зависит от обстановки и характера задач, а также поступления нового вооружения.

Главным органом управления ВВС ОЦК является Центр управления воздушными операциями (ЦУВО), развернутый в Катаре. ЦУВО считается основным инструментом реализации процедуры многовариантного планирования боевого применения авиации в оперативно-стратегической глубине во взаимодействии с мобильными и экспедиционными силами, включая войска (силы) союзников США. Для обеспечения действий авиации в зоне ответственности ОЦК созданы и действуют КП в Катаре, Бахрейне, Омане, ОАЭ, Кувейте, ПУ в Киргизстане и Таджикистане. В Кандагаре (Афганистан) расположен тактический центр боевого управления авиацией.

Основой морского компонента ОЦК является 5-й оперативный флот ВМС США и приданные ему соединения и группы боевых кораблей и вспомогательных судов. В зону ответственности флота входят Персидский залив, Аравийское море и северо-западная часть Индийского океана. В случае необходимости для оперативного руководства действиями корабельных группировок создаются походные штабы.

В мирное время в составе 5-го флота, как правило, находится до 20 боевых кораблей, в т. ч. авианосец во главе авианосной ударной группы, амфибийно-десантная группа, минно-тральные силы. Подобный боевой состав объединения позволяет, по мнению американского командования, оперативно реагировать на возникающие в регионе кризисные ситуации. Для базирования и временной стоянки кораблей и судов используется порт Манама. При ведении морских операций в Персидском заливе и Аравийской море ВМС США в большинстве случаев действуют совместно с кораблями флотов союзных стран: Великобритании, Австралии, Италии, Испании, Канады, Германии, Франции и др.

В восточной части Средиземного мора в интересах ОЦК может действовать 6-й оперативный флот ВМС США. В случае необходимости его корабли могут быть быстро переброшены в Красное море.

При проведении операций в зоне ответственности ОЦК американское командование широко использует экспедиционные силы морской пехоты, включая их авиационный компонент.

Формирования Сил специальных операций (ССО) ВС США в регионе располагают передовым пунктом управления в Манаме и ПУ передовых групп непосредственно в районах действий.

При организации и проведении транспортных операций по переброске войск, вооружения и материальных средств в район предстоящей операции, командование ОЦК взаимодействует с Объединенным командованием стратегических перебросок ВС США, в первую очередь с такими его структурными подразделениями как Командование морских перевозок и Командование воздушных перебросок. При этом личный состав соединений и частей, часть материальных средств перебрасывается по воздуху, а вооружение, военная техника и основная часть тыловых грузов по морю.

Командование ОЦК взаимодействует с Объединенным стратегическим командованием ВС США в вопросах обеспечения воздушных, наземных и морских операций космическими средствами разведки, связи и навигации. Для обеспечения управления силами, действующими в составе ОЦК, используются каналы стратегической спутниковой системы связи МО США DSCS (Defense Satellite Communications System).

Вооруженные силы США регулярно проводят совместные учения с армиями стран зоны ответственности ОЦК. Ежегодно проводится до 20 таких учений.

52.33MB | MySQL:103 | 0,430sec