О последствиях решения Германии полностью запретить «Хизбаллу»

Федеральное правительство Германии приняло решение о полном запрете ливанской шиитской группировки «Хизбалла». Официальный представитель министра внутренних дел ФРГ С.Альтер в твиттере сообщил о проведении в нескольких землях, включая Берлин, Бремен и Северный Рейн-Вестфалия, полицейских мероприятий по выявлению активности группировки, которым, не могут помешать даже «кризисные времена», под которыми он, судя по всему, подразумевал борьбу с COVID-19. Меры, предпринятые правительством ФРГ, основываются на позиции Бундестага, обнародованной в конце прошлого года. Утверждено решение было в конце марта 2020 г., а 30 апреля официально опубликовано. Также в германских СМИ сообщается, что копия 30-страничного документа была также передана лидеру «Хизбаллы» Х.Насралле, однако, по каким именно каналам, не уточняется.

Бескомпромиссную позицию в адрес ливанской организации, которую в Германии ранее было принято разграничивать на боевое и политическое крыло, федеральный министр внутренних дел Х.Зеехофер объяснил подстрекательствами среди шиитского населения страны, которые «Хизбалла» планомерно ведет, главным образом, против Израиля. При этом особенно символично, что обнародование запрета фактически совпало с 55-летием установления отношений между государствами, отмечаемым 12 мая. Иерусалим, со своей стороны, разумеется, приветствовал  названную меру, а И.Кац, исполняющий обязанности главы МИД ближневосточной страны, назвал его «важным моральным шагом в глобальной войне против терроризма».

Кроме того, израильские СМИ со ссылкой на официальных лиц опубликовали данные, согласно которым, Моссад участвовал в сборе данных, свидетельствующих о враждебной активности ливанской шиитской группировки на территории ФРГ. В частности, сообщается об обнаружении складов, связанных с «Хизбаллой», где ее сторонники хранили материалы для производства взрывчатки. Также были собраны сведения о каналах поступления средств на нужды террористов. Названные факты подтверждают ранее сделанные выводы о том, что на запрет ливанской организации ФРГ могла пойти только в случае осознания серьезной опасности для внутренней ситуации в стране. В частности, проведенные в федеральных землях мероприятия,  о которых упоминалось выше, были организованы на объектах, принадлежащих четырем ассоциациям в Берлине, Бремене, Мюнстере и Дортмунде, связанным с «Хизбаллой», за которыми ранее пристально следило Федеральное ведомство по защите конституции. В действительности, как полагают в МВД, таких структур на территории Германии может  оказаться порядка  30. Таким образом, речь идет не просто об угрозе антисемитизма и критике в адрес Израиля, как его неотъемлемой составляющей, но и о существенных рисках для самого государства и его конституционных основ. Об этом в твиттере упомянул и С.Альтер.

Поддержали правительство ФРГ в его решении и германские неправительственные организации, занимающиеся продвижением двустороннего сотрудничества. К примеру, Общество дружбы Израиль-Германия увидело в запрете «Хизбаллы» сигнал, свидетельствующий о стремлении федерального правительства и МВД гарантировать безопасность еврейского населения и его общинной жизни в государстве. Схожие взгляды выразили представители ряда еврейских общинных структур, к примеру, Центральный совет евреев Германии и община Мюнхена. Уполномоченный федерального правительства по еврейской жизни и борьбе с антисемитизмом Ф.Кляйн счел, что предпринятые меры позволят, в том числе запретить символику организации и связанные с ее использованием акции, такие как день «Аль-Кудс». Также Ф.Кляйн не забыл сказать о рисках для конституционных основ Германии, о которых упоминалось выше.

С другой стороны, с критикой германских властей выступили Иран и сама «Хизбалла». Так, Х.Насралла усмотрел в действиях ФРГ уступки не только Израилю, но и США. Тегеран,  в свою очередь, упрекнул Берлин в том, что он вновь следует принципу исторической ответственности перед еврейским народом за Катастрофу, а потому, продолжает отдавать свой моральный долг таким образом. Впрочем, от подозрений в потакании Вашингтону и Иерусалиму иранский МИД также воздерживаться не стал. На основании приведенных точек зрения, немецкие обозреватели не исключили ухудшения отношений между Германией и Ливаном в силу позиции «Хизбаллы» в его политической системе. В частности, было сообщено о том, что ливанский МИД пригласил германского посла в Бейруте Г.Биргелена для разъяснений, в ходе которых дипломату было поручено Берлином дать понять, что на межгосударственных отношениях новые обстоятельства негативно сказываться не будут. О характере воздействия запрета ливанской прокси ИРИ на германо-иранский диалог пока предположений выдвинуто не было.

Впрочем, важнейший вопрос, волнующий многих в связи со сложившейся ситуацией, заключается в том, может ли запрет «Хизбаллы» распространиться на всю территорию Евросоюза. Задаются им по разные стороны. Так, Х.Насралла в своем комментарии относительно решения МВД ФРГ отметил, что оно, во-первых, было ожидаемым, а во-вторых, что «другие европейские страны последуют этому примеру». На развитие событий по такому сценарию на различных уровнях рассчитывают и в США. К примеру, American Jewish Committee (AJC) в рассылке от имени руководителя своего берлинского офиса д-ра Р.Лимхуиса обратился с просьбой поддержать призыв к лидерам европейских государств последовать примеру Германии, а также Великобритании и Нидерландов, которые пошли на это ранее. Американский посол в ФРГ Р.Гренелл увидел в шаге федерального правительства «решимость Запада противостоять глобальной угрозе «Хизбаллы».

В целом, несмотря на то, что решение о полном запрете «Хизбаллы» на территории ЕС по различным причинам назрело давно, в краткосрочной перспективе более вероятными кажутся шаги, аналогичные германским, на уровне отдельных государств, а не Брюсселя. Пример ФРГ может стать показательным для Австрии, где риторика, направленная против ливанской шиитской группировки, за последние дни заметно усилилась, а у власти находится дружественное Израилю правительство канцлера С.Курца. Вместе с тем для ряда европейских лидеров данная мера может оказаться неприемлемой из-за опасений негативно повлиять на свои позиции на Ближнем Востоке. По данным французских источников, предпринимаются попытки оказания воздействия на Париж через Р.Гренелла, однако власти страны, чьи интересы в Ливане только усиливаются на фоне тамошнего кризиса, не склонны отступать от своих традиционных позиций, ссылаясь именно на общий курс ЕС. А потому радикальная трансформация единой европейской линии может быть потенциально невыгодной для Парижа. Вместе с тем именно изменение подхода Франции во многом воспринимается как один из основных рычагов воздействия на группировку, также исходя из связей Пятой Республики с Ливаном.

Впрочем, сказанное не уменьшает значимость решений Германии. Запрет в отношении всей «Хизбаллы» без дробления на боевое и политическое крыло демонстрирует готовность страны осознать ее действительную опасность, связанную не только со сбором средств на поддержку террористов за рубежом, но и организацией атак на ее территории. Более того, названные риски в глазах германских властей перевесили потенциальную возможность ухудшения отношений с Ираном и Ливаном, а также то, что ранее призывы запретить ливанскую группировку звучали преимущественно со стороны оппозиции, а точнее партии «Альтернатива для Германии». Представители последней, такие как заместитель председателя фракции в Бундестаге Б. фон Шторх и член комитета по иностранным делам от П.Быстрон сочли происходящее «уступкой федерального правительства под давлением парламентской группы АдГ». Основываясь на позиции Министерства внутренних дел, в дальнейшем партия намерена усилить противодействие «Хизбалле» с особым акцентом на партийных фондах и университетах.

62.83MB | MySQL:102 | 0,659sec