Новый этап в саудовско-катарских отношениях

Наследный принц Саудовской Аравии, заместитель председателя Совета министров, министр обороны и авиации и генеральный инспектор принц Султан бен Абдель Азиз в середине марта совершил официальный визит в Катар. Шейх Хамад бен Джасем Аль Тани, занимающий пост премьер-министра и министра иностранных дел в правительстве Катара, оценивая итоги визита, отметил, что «отношения между двумя странами – особые». Он также заявил, что «Саудовская Аравия – это становой хребет Совета сотрудничества арабских государств Залива».

Накануне приема, устроенного в честь саудовского наследного принца Султана бен Абдель Азиза, шейх Хамад бен Джасем Аль Тани дал интервью главным редакторам ведущих саудовских газет. В ходе интервью он подчеркнул, что отношения между членами Совета сотрудничества становятся все более прочными. Он заявил: «Мы в Совете сотрудничества арабских государств Залива придаем особое значение взаимным визитам, которые помогают нам прояснять наши позиции. Я полагаю, что этот визит (визит принца Султана. – Е. М.) свидетельствует о сближении между государствами — членами Совета сотрудничества, прежде всего между Катаром и Саудовской Аравией».

Отвечая на вопрос о том, что омрачало отношения между двумя странами в последнее время и что удалось сделать для преодоления разногласий, шейх Хамад бен Джасем подчеркнул, что «необходимо глубоко исследовать причины разногласий» и что «позитивных моментов в отношениях между двумя странами больше, чем разногласий». Он добавил, что «необходимо опираться на позитивные моменты, развивать их и преодолевать предшествующий период».

Руководители Катара в своих заявлениях не уточняли, о каких разногласиях между Катаром и Саудовской Аравией идет речь. По всей вероятности, прежде всего эти разногласия касаются тех территориальных споров, которые были у двух стран в прошлом и которые стали причиной острого кризиса в их взаимоотношениях в 1992 г. Перестрелка в пограничном пункте Абу аль-Хфус могла бы перерасти в вооруженный конфликт, но вмешательство руководства Совета сотрудничества (ССАГЗ) предотвратило это.

Обе стороны не признавали законным территориальное размежевание, осуществленное в соответствии с заключенной в 1913 г. англо-турецкой конвенцией. В 1965 г. между двумя странами был подписан Меморандум о взаимопонимании и признании границ. Однако на район Абу аль-Хфус претендовали обе стороны, и этот спор оставался долгое время неразрешенным. Кроме того, и Саудовская Аравия, и Катар выдвигали претензии на остров Халфул. Катар также был недоволен соглашением о разграничении территорий между Саудовской Аравией и ОАЭ, заключенным в 1974 г., согласно которому Хур аль-Адайд, на который претендовал Катар, отошел Саудовской Аравии.

После обретения Катаром в 1971 г. независимости прошли прямые переговоры между этой страной и Саудовской Аравией, в результате чего в 1974 г. была начата демаркация границ между обоими государствами, которая, однако, так и не была завершена.

Для решения территориальной проблемы Катар предпринял ряд демаршей: он вывел с территории Кувейта воинские формирования, входившие в состав объединенных войск ССАГЗ «Щит полуострова», отказался от участия в фестивале молодежи государств этой региональной организации, проходившем в Бахрейне, он также бойкотировал совещание Совета министров ССАГЗ, созванного в ноябре 1992 г.

Тем не менее 3 декабря 1992 г. состоялась встреча министра иностранных дел Катара с тогдашним королем Саудовской Аравии Фахдом. Саудовский король заявил о стремлении своей страны укрепить единство ССАГЗ и решить все спорные проблемы мирным путем, учитывающим интересы всех сторон. Несмотря на эти заверения, Катар пригрозил не посылать своих представителей на совещание в верхах государств — членов Совета сотрудничества, которое должно было начаться 21 декабря 1992 г. в Абу-Даби. Проблема была разрешена при посредничестве президента Египта Х. Мубарака, который 20 декабря того же года встретился с представителями Катара и Саудовской Аравии в Джидде. В ходе этого совещания стороны пришли к взаимному признанию соглашения 1965 г., в которое были внесены некоторые изменения, расширившие катарскую территорию, что позволило удовлетворить некоторые ее требования. Однако окончательно проблема не была решена. Только в 1999 г. наконец-то была демаркирована граница между Саудовской Аравией и Катаром.

Кроме того, Саудовская Аравия неоднократно выражала недовольство по поводу тех материалов критического по отношению к политике руководителей ССАГЗ характера, которые появлялись на экранах телевизионной компании «Аль-Джазира», созданной на территории Катара при финансовой поддержке со стороны эмира этой страны.

Еще одним поводом для недовольства Саудовской Аравии было развитие отношений между Катаром и Израилем. Во время визита наследного принца Саудовской Аравии Султана бен Абдель Азиза в Катар эта тема была затронута в ходе двусторонних переговоров. Премьер-министр Катара подчеркнул, что «торговое представительство Израиля в Катаре было открыто после соглашения в Мадриде, когда начался активный процесс мирного урегулирования». Он также добавил, что «Катар не заключал с Израилем соглашений, которые бы противоречили общей политике стран Залива». Касаясь вопроса о просьбе Израиля относительно поставок катарского газа, шейх Хамд бен Джасем заявил, что «такие переговоры проводились, но все, что делает Катар, направлено на развитие мирного процесса (арабо-израильского и палестино-израильского. – Е.М.)».

Во время визита саудовского наследного принца в Доху саудовская и катарская стороны обсудили многие актуальные вопросы, в том числе и вопрос об их участии в предстоящем (дамасском) саммите арабских государств. Катарские руководители заявили, что они предполагают участвовать в саммите, как и их саудовские коллеги, однако уровень представительства каждой из сторон будет решаться ими самостоятельно.

Был поднят также вопрос, касающийся ядерного досье Ирана. Премьер-министр Катара шейх Хамад бен Джасем Аль Тани заявил, что «проблема досье относится к числу тех проблем, которые волнуют весь регион. Она должна подвергнуться серьезному изучению». В то же время он подчеркнул, что «Саудовская Аравия и Катар согласны с тем, что эта проблема должна быть решена дипломатическим путем». Шейх Хамад бен Джасем также заявил об общих интересах, связывающих Катар и Иран. По его словам, «между нами и Ираном идет прямой диалог о способах улучшения двусторонних экономических и политических отношений, а также отношений в области безопасности. При этом Хамад бен Джасем Аль Тани пояснил, что «Катар не относится враждебно к какому-либо государству».

В отношении Саудовской Аравии и Катара к Ирану также проскальзывают некоторые разногласия. Катар, как некоторые другие малые страны — члены ССАГЗ, склонен не обострять отношений со своим могущественным соседом и искать пути для взаимного сближения, тогда как Саудовская Аравия рассматривает Иран прежде всего как своего соперника за влияние в регионе.

Катарские и саудовские руководители в ходе проведенных ими двусторонних переговоров подчеркивали единство позиций по таким важным региональным проблемам, как Ирак и палестинский вопрос. Кроме того, они подробно обсудили положение в Ливане. Премьер-министр Катара шейх Хамад бен Джасем заявил, что «существует единая арабская позиция по проблеме Ливана. Мы хотим, чтобы Ливан был независимым и не было бы никаких посредников. Мы хотим создания правительства в Ливане, и мы поддерживаем последнюю арабскую инициативу, потому что проблема Ливана волнует все арабские страны». Он также добавил, что «настоящий момент не соответствует тому, чтобы ошибаться. Необходимо, во-первых, успешное проведение саммита глав арабских государств и правительств, во-вторых, решение проблемы непосредственно самим Ливаном и, в-третьих, Сирия должна сблизиться с нами». Единая позиция Саудовской Аравии и Катара по вопросу Ливана и особенно их откровенное заявление по поводу не устраивающей их позиции Сирии представляется чрезвычайно важной накануне предстоящего саммита арабских стран.

Лидеры Саудовской Аравии и Катара подчеркивали, что государства — члены Совета сотрудничества должны проводить единую политику или, по крайней мере, уровень их взаимопонимания должен быть очень высоким, учитывая те многочисленные угрозы региональной безопасности, в отношении которых должна быть ясная позиция. Они обсудили вопросы укрепления сотрудничества в рамках ССАГЗ в экономической и политической областях, а также в области обеспечения региональной безопасности. Стороны поддержали решение Совета сотрудничества о подготовке к введению единой для стран — членов этой организации валюты, об упрочении экономической интеграции и о создании единой армии государств — членов ССАГЗ. По поводу последнего пункта премьер-министр Катара пояснил позицию свой страны, заявив, что «у государств Совета сотрудничества существует потребность в современной в технологическом и техническом отношении армии, которая бы быстро развивалась, потому что мы переживаем период кризисов».

Визит саудовского наследного принца был признан катарской стороной успешным. Кроме того, была подчеркнута важность взаимных визитов для улучшения взаимопонимания между членами Совета сотрудничества и дальнейшего развития этого регионального объединения.

52.21MB | MySQL:103 | 0,497sec