Госдеп США о ситуации с правами человека в Марокко

В течение 2007 г. Марокко предприняло ряд заметных мер, в результате которых в стране улучшилась ситуация с правами человека. Такое заключение содержится в только что опубликованном ежегодном докладе Государственного департамента США о ситуации с правами человека в Марокко в 2007 г. Сделав такой в целом оптимистичный вывод, авторы доклада тут же перечислили основные проблемы, с которыми сталкиваются марокканцы в части соблюдения их прав. «Подданные (марокканского монарха) не имеют права менять предусмотренную конституцией монархическую форму правления, а также законы, касающиеся места ислама. Не прекращаются сообщения о применении пыток сотрудниками различных силовых структур. Условия содержания в тюрьмах значительно хуже международных стандартов. Судопроизводство по-прежнему зависит от исполнительной власти, т.е. не является полностью независимым. Государство ограничивает свободу слова, прессы и вероисповедания. Не решена проблема детского труда, особенно в неформальном секторе экономики», — констатировали они.

В качестве положительного момента отмечается, что в течение 2007 г. «не было сообщений о причастности государства или его агентов к политически мотивированным убийствам». Это действительно серьезное достижение, если вспомнить, что еще сравнительно недавно, в так называемые свинцовые годы — эпоху правления короля Хасана П, подобные явления если не были нормой, то нередко практиковались марокканскими спецслужбами в отношении политических противников режима.

Другим достижением марокканских властей авторы доклада называют «отсутствие сообщений о политически мотивированных похищениях людей». Они напоминают, что в 2004 г. по указанию короля Мохаммеда VI в Марокко начала работать созданная двумя годами ранее Комиссия справедливости и примирения (КСП). Ее целью было объявлено выяснение судеб политических противников режима, бесследно исчезнувших с 1956 по 1999 гг., а также оказавшихся без суда в заключении, с тем чтобы выплатить компенсации их родственникам.

КСП зарегистрировала 22 тысячи запросов, из числа которых решила удовлетворить 9779. В итоговом докладе, опубликованном в январе 2006 г., КСП указывала, что она решила проблему в 742 случаях похищений людей, 66 дела ожидают дальнейшего изучения со стороны продолжившего дело КСП Консультативного совета по правам человека (КСПЧ). Авторы доклада напоминают, что, согласно утверждениям правозащитных организаций, «КСП не признала все случаи насильственных исчезновений, в том числе многие — в Западной Сахаре». Они же справедливо указывают на то, что «мандат КСП не позволил ей обнародовать имена тех, кто нес персональную ответственность за нарушения прав человека в «свинцовые годы».

«В ноябре 2007 г. КСПЧ завершил все идентификационные процессы и компенсационные выплаты для Марокко и Западной Сахары, за исключением 24 случаев, включая дело о похищении марокканского оппозиционера Мехди бен Барки», — отмечается в докладе. Что касается пыток, то «законы запрещают подобную практику, а власти отрицают их применение». «Тем не менее, согласно марокканским и международным правозащитным организациям, а также свидетельствам задержанных и осужденных, сотрудники спецслужб применяют их», — говорится в докладе. И это при том, что «уголовный кодекс предусматривает наказание вплоть до пожизненного заключения для тех представителей государства, которые при исполнении своих служебных обязанностей используют или позволяют использовать насилие».

В докладе приводятся данные Минюста Марокко, согласно которому в течение года уголовному преследованию подверглись 17 сотрудников марокканских спецслужб за нарушения прав человека, включая пытки. «В большинстве случаев про судебные вердикты ничего неизвестно, тем не менее два офицера получили по 10 лет тюрьмы каждый за то, что в 2005 г. забили до смерти западносахарского активиста Хамди Лембарки», — отмечается в докладе.

Авторы доклада подвергают критике условия содержания заключенных в марокканских тюрьмах, которые «в целом не отвечают международным стандартам». Основными проблемами марокканских пенитенциарных заведений остаются переполненность камер, плохое питание, несоблюдение элементарных норм гигиены. В течение года завершилось строительство новой тюрьмы, еще восемь находятся в стадии строительства, несколько учреждений отремонтированы. Общая численность узников марокканских тюрем оценивается примерно в 60 тыс. человек при том, что в течение года свыше 36 тыс. человек были амнистированы. В докладе в качестве положительного момента отмечается, что власти не препятствовали представителям национальных и международных правозащитных организаций в посещении тюрем.

Достаточно много критики авторы доклада посвятили имевшимся случаям внесудебных арестов и содержания под стражей без предъявления обвинения. По их оценке, «полиция использует оба этих приема». Еще одна системная ошибка марокканских «блюстителей порядка» — они нередко не идентифицируют себя при задержаниях и арестах.

В докладе содержится четкая идентификация официальных спецслужб. Дирексьон Женераль де сюрте насьональ (ДЖСН, генеральная дирекция национальной безопасности — полиция), Дирексьон Женераль де сюрвейянс дю территуар (ДЖСТ, генеральная дирекция наблюдения за территорией — служба общей контрразведки), а также Вспомогательные силы (аналог российских Внутренних войск) действуют самостоятельно и оперативно подчиняются МВД страны. Королевская жандармерия, по версии американцев, подчиняется несуществующему Министерству обороны, на самом деле ее командующий непосредственно подчиняется монарху. Его подчиненные, по американским данным, обеспечивают безопасность в сельских районах, а также на автомагистралях. Кроме того, в их ведении находятся склады с боеприпасами. Департамент охраны монарха подчиняется дворцу.

Как отмечают авторы доклада, «коррупция и безнаказанность полицейского произвола» остаются главными проблемами марокканской полиции. Они считают, что наиболее проблемными являются первые 96 часов после задержания, в течение которых к клиентам марокканской полиции не допускаются адвокаты и родственники. Согласно новому закону о борьбе с терроризмом, этот срок может продлеваться дважды.

Формально марокканские законы не отделяют политические дела, а также дела, связанные с терроризмом, от общеуголовных дел. Это дает основания властям утверждать, что в стране нет политических заключенных. «Тем не менее некоторые правозащитные и берберские организации обвиняют власти в том, что они бросают в тюрьмы людей за их политическую деятельность, как это было с активистами Марокканской ассоциации по правам человека, арестованными за скандирование антимонархических лозунгов», — отмечается в докладе.

Американские эксперты отмечают, что «закон предусматривает свободу слова и прессы» и «правительство в целом уважает эти права на практике». При этом «закон не позволяет критиковать ислам, монархический режим и марокканскую принадлежность Западной Сахары», эти запреты неукоснительно соблюдаются и под каток санкций попадают как отдельные журналисты, так и целые издания. Всего в Марокко в настоящее время насчитывается 17 ежедневных газет, 90 еженедельников, 33 издания выходят один раз в две недели, 192 — один раз в месяц, а также имеется шесть электронных газет. В докладе приводится оценка международной организации «Репортеры без границ», согласно которой «ситуация со свободой прессы в Марокко за последние несколько лет ухудшилась».

Конституция Марокко гарантирует свободу собраний и создания ассоциаций в рамках, предписанных законами. «На практике власти разгоняют демонстрации и запрещают ассоциации, которые выходят за рамки, обусловленные законом в части свободы слова и прессы», — отмечается в докладе. Этот вывод подтверждается рядом примеров применения «излишней силы» для разгона манифестаций исламистов и берберов. 13 декабря власти объявили вне закона проберберскую Демократическую партию под предлогом того, что она якобы нарушила конституционный запрет на создание этнических политических партий.

Что касается политических прав марокканцев, то авторы доклада справедливо замечают, что «законы предусматривают регулярные, свободные выборы на базе всеобщего избирательного права, однако марокканцы не вправе менять их правительство». Это прерогатива их монарха. Без ведома последнего не может меняться и основной закон страны, предусматривающий, в частности, незыблемыми монархическую систему и место ислама в марокканском обществе.

Относительно проблемы берберов авторы доклада полагают, что к этой категории относятся до 60% марокканцев, «включая королевскую семью». Одна эта цифра показывает условность определения Марокко в качестве «арабской» страны. Авторы доклада постарались не обострять вопросы, связанные с деятельностью берберских общественных организаций, ограничившись констатацией того, что власти увеличили число часов вещания на берберском языке в электронных СМИ, а также число классов в начальной школе с обучением на языке тамазиг.

Для Марокко остается острой проблема использования детского труда. В докладе приводятся данные марокканских властей, согласно которым в 2005 г. вынуждены были работать до 600 тыс. маленьких марокканцев. От 1,5 до 2 млн детей не были зарегистрированы в школах. Из детей в возрасте от 12 до 14 лет вынуждены были трудиться 18%. В сельской местности работали 19% детей в возрасте от 7 до 14 лет. В городах дети составляют 2% общего числа работников. Широко распространена практика использования девочек из сельской местности в качестве домработниц у городских жителей. Их численность оценивается от 66 до 88 тыс.

В целом, авторы доклада упомянули с той или иной степенью полноты большинство проблем, существующих в Марокко в сфере прав человека. Вне их поля зрения, как представляется, остались целиком либо частично вопросы неравенства марокканцев перед законами, доступа к образованию, проблемы, связанные с разным уровнем социально-экономического развития регионов. Совершенно не упоминается проблема прав военнослужащих, а она существует. Авторы, как представляется, сознательно не упомянули проблемы развития политической надстройки. В этом контексте стоит напомнить, что еще в феврале 2007 г. достоянием гласности стал доклад двух неправительственных организаций — базирующейся в Берлине «Демокраси репортинг интернэшнл» (ДРИ) и «Транспаренси Марок» о ситуации в стране перед парламентскими выборами. С некоторыми положениями доклада марокканцев познакомил влиятельный еженедельник «Журналь эбдомадэр» (ЖЭ). Сами авторы доклада осторожности ради признали, что он представляет собой «оценку рамок, в которых будут проведены выборы». Эти рамки, указали они, созданы в условиях достаточно противоречивых марокканских реалий, для которых характерным является «реальный либерализм, сочетающийся с находящимся под опекой демократическим правлением». Под опекой подразумевалось влияние монархии, которая не является конституционной, т.е. ограниченной, как это, по крайней мере по названию, предусмотрено конституцией, а монархией «исполнительной», т.е. сосредоточившей в себе все реальные нити управления марокканским обществом. Авторы доклада критически отнеслись к марокканским политическим партиям, которые, по их мнению, никоим образом не могут повлиять на процесс выработки тех или иных решений. Это стало возможным потому, что «Марокко теперь платит цену за долгую историю поощрявшейся дворцом политики дробления и расщепления партий, главной целью которой было не допустить появления сильной оппозиционной партии».

52.25MB | MySQL:103 | 0,575sec