Король Aбдалла в саудовском консультативном совете: вызовы и будущее развитие страны

15 марта саудовский монарх произнес тронную речь перед членами национального Консультативного совета по случаю начала (по мусульманскому календарю) четвертого года работы нынешней сессии этого органа. Как и в истекшем году (о чем автор этих строк писал на страницах сайта Института Ближнего Востока), речь короля Абдаллы включала, собственно, его устное выступление перед назначаемыми им депутатами национального протопарламента, а также письменный текст тронной речи, предварительно распространенный между королевскими избранниками.

Обратимся к каждому из этих двух вариантов речи. Важны уже первые слова, обращенные монархом к членам Консультативного совета: «Уважаемые братья! Передо мной был выбор: или обсудить вместе с вами достижения истекшего периода, связанные с проводимой политикой, а также вновь принятые законы, программы и проекты развития, отвечающие интересам родины и ее граждан, или же обратиться к вам со словами, идущими от сердца к сердцу, далекими от перечисления цифр и достижений, известных каждому гражданину и каждой гражданке». Король выбрал второе – «слова, идущие от сердца к сердцу».

Политическая практика его страны, которой он последовательно следует, предполагает опору на принцип, обычно называемый в королевстве «совещательностью». Этот термин включен в название саудовского протопарламента, его постоянно и широко используют все высшие сановники национального политического истеблишмента. Этот принцип религиозно окрашен («и совещайся с ними по делам их» — гласит один из коранических айятов, предполагающий, что «благочестивый» правитель обязан советоваться с «лучшими представителями» его подданных). В действительности же этот принцип уходит своими корнями в исторически значительно более древнюю традицию племенного общества и ранней государственности — «отец», мудрый «патриарх» делится своим опытом с еще не обретшими этот опыт «детьми», просвещая и поднимая их до уровня собственного жизненного знания. Однако в этом контексте принципиально важна не столько форма, в которую облекается встреча «патриарха» с «детьми», сколько то, что говорит им «патриарх», его слова, которые могут быть обращены в прошлое или же направлены в будущее.

Король Абдалла говорит своим «избранникам» о «родине – доме, где уважают свободу и понимают смысл ответственности». Из его слов вытекает, что «свобода – это способность мыслить и взвешенно и целенаправленно критиковать». Ответственность же – «это средство… с помощью которого мы, вслед за Господом, охраняем нашу свободу, определяем ее форму и говорим миру: “Таковы наши ценности, таковы основы нашей нравственности, черпаемые нами из нашей веры”». Не стоит думать, что монарх стремится подчеркнуть принципиальное различие между принципами, являющимися базовыми применительно к жизнедеятельности саудовской политической системы и национального социума, и теми нормами, которые естественны для Запада. Напротив, он говорит, что эти принципы и нормы равнозначны, а это означает, что его страна движется вперед, руководствуясь теми же идеалами, что и любая другая страна мира. Лишь этот контекст дает возможность понять подлинный смысл его утверждений о том, что «основанная на ответственности свобода – право каждой благородной души, любящей духовные и материальные достижения ее родины». Лишь этот контекст дает возможность понять содержание использовавшихся им в его устном выступлении перед членами Консультативного совета понятий «наша родина – это принадлежащий нам исторический опыт, которым мы должны гордиться и который мы должны защищать», «наша родина – это завоевание, которому мы должны быть искренне преданы», «наша родина должна продвигаться вперед, пусть пути ее движения и будут покрыты шипами».

Родина как святыня? Напротив, то, что в ней существует, может и должно критиковаться. Король-«патриарх» обращается к собственному примеру: «Господь свидетель тому, что я никогда не колебался, обращая критику к себе и моему отечеству. Но критика – ответственность, возложенная на нас Всевышним. Лишь с ее помощью мы сможем увидеть подлинную суть нас самих и наших деяний». Иными словами, «патриарх» призывает своих «детей» следовать его примеру?

Но, собственно, в чем состоит суть этого примера, если взглянуть на него с точки зрения тех усилий, которые предпринимает саудовский политический истеблишмент и его высший сановник ради изменения родины? Письменный текст тронной речи короля более чем полно дает ответ на этот вопрос, в полной мере резюмируя начинания Абдаллы в течение последних лет.

«Политическая стабильность, — подчеркивается в письменном тексте, — есть основное условие сохранения государства, а также обеспечения его последовательного развития и сохранения достигнутых достижений». В этом контексте слова устного выступления о родине как об «историческом опыте» и «завоевании» означают лишь, что противостояние тем, кого в королевстве обычно называют «заблудшей сектой», будет одним из приоритетов внутриполитического курса. Всего лишь опираясь на силу? Нет, в том числе и на основе упорядочению системы власти — король в письменном тексте подчеркивает значение создания «Комитета по принесению клятвы» как органа, призванного содействовать организации престолонаследия. Как, впрочем, и на основе последовательной «модернизации судебной системы, на развитие которой государство выделило 7 миллиардов риалов».

Решению задачи обеспечения политической стабильности должно содействовать и экономическое развитие страны. В письменной речи саудовского монарха отмечается: «В сфере экономики мы содействовали реализации осуществляемых ныне проектов создания новой инфраструктуры в различных секторах народного хозяйства. Цель этих проектов – обеспечить гармоничный прогресс всех регионов королевства. При этом выделение нами в рамках бюджета нынешнего финансового года 165 миллиардов риалов на осуществление новых проектов призвано не только обеспечить высокие темпы экономического роста, но и создать новые рабочие места». Создание этой инфраструктуры включает и «открытие университетов во всех регионах страны», где «саудовские студенты смогут усвоить новейшие научные достижения». Король подчеркивает: «Я надеюсь, что система высшего образования сделает огромный качественный рывок вперед».

Внутренне арабские оригиналы обоих текстов тронной речи саудовского монарха глубоко эмоциональны — они не просто подготовлены службой его спичрайтеров, но и, что становится очевидным при их чтении, просмотрены и исправлены им самим. Более того, и в письменном варианте его речи постоянно используются глаголы первого лица настоящего времени, что, казалось бы, естественно. В конце концов, это выступление главы государства (да и любой глава государства, выступая в парламенте, действует так же). Но Абдалла говорит, обращаясь к своим «избранникам», в которых он искренне видит «представителей нации», используя вариант «слов, идущих от сердца к сердцу». Он действительно предстает в роли мудрого «патриарха», стремящегося поделиться со своими «сыновьями» своим примером. Он предлагает им следовать его примеру, что означает, что вроде бы обычная для любого главы государства практика обращения опирается на традицию, которая уже отсутствует в развитом обществе и государстве. Забота Абдаллы о трансформации управляемой им страны и общества в значительно большей степени, чем где бы то ни было, персонифицирована его личностью, стремящейся «наставить на истинный путь» его пока еще «неразумных» сыновей.

Но вернемся к письменному тексту его речи. Процессы, происходящие в национальном социуме, требует управления ими. «Держать руку на пульсе запросов граждан, — говорит король, — и отвечать на любую проблему или явление, возникающее в саудовском обществе». Ради решения этой задачи в стране «появились государственные и общественные объединения и институты, призванные решать дела граждан и заботиться об их интересах», среди которых и «Национальный антикоррупционный комитет», и «Общество защиты прав потребителей». Ради решения этой задачи государство «выделило 300 миллионов долларов для организации исследований, связанных с развитием энергетики, охраны окружающей среды и предупреждения климатических изменений». Ради решения этой задачи «мое правительство, с Божьей помощью, будет и в дальнейшем содействовать повышению жизненного уровня граждан». Если, продолжает саудовский монарх, «заблудшая секта пытается расширить собственные разрушительные возможности и нанести максимально серьезный удар по родине и ее достижениям, расширив базу своей поддержки, то я заверяю вас в том, что мы и в дальнейшем будем решительно противостоять этой секте».

Завершая свою письменную речь, саудовский монарх говорит: «Я обращаюсь к каждому гражданину и говорю ему: “Я обещаю вам, что среди нас не будет угнетателя и угнетаемого, обижающего и обиженного, сильного и слабого. Все мы любящие друг друга братья, живущие в едином отечестве, которое никогда не расстанется со своей верой. Это единое отечество никогда не пойдет по пути джахилийи и не услышит призывы ее сторонников, вне зависимости от того, какими масками они прикрываются – религиозного, регионалистского или племенного экстремизма”». Точки расставлены — не может быть и речи о каком-либо возвращении назад, к «эпохе невежества», существовавшей до начала проповеди Мухаммеда. Но этот термин – «джахилийя» означает в сегодняшней Саудовской Аравии идею консерватизма и отказа от открытия миру, категорически отбрасываемую королем. И далее в письменном варианте его тронной речи подчеркивается: «Ваше единое государство, милостью Божией, не будет поколеблено. Оно сильнее всех вызовов. И внутри страны, и за ее пределами все должны знать, что время анархии и развала, с которым раз и навсегда покончил король-основатель Абдель Азиз Аль Сауд, безвозвратно ушло. Мы опираемся на принципы добродетели и патриотизма, которые наполняют нас решимостью раз и навсегда изменить нашу родину».

Что ж, важные и принципиально значимые слова! Окрашивающая же их религиозная риторика естественна и неизбежна — «благочестивый» правитель действует в «благочестивой» стране. Но главное, что эти слова доказывают то, что внутренние модернизационные изменения будут основным приоритетом саудовской политики в течение обозримого времени. Вместе с тем они доказывают и то, что король обращается ко всем членам национального социума с призывом следовать его примеру, поддерживая осуществляемую им трансформацию государства и общества. «Патриарх» делится своей «мудростью» и «опытом» не только со своими «избранниками», но и со значительно более широким кругом своих «сыновей» – всеми гражданами своего государства.

52.25MB | MySQL:103 | 0,512sec