Данные опроса: усиление национализма среди иерусалимских арабов

Статус подавляющего большинства арабов, проживающих в столице Израиля Иерусалиме, отличается от статуса прочих арабов Государства Израиль. В то время, как последние являются полноценными гражданами еврейского государства, первые имеют, статус «постоянных жителей Израиля», сохраняя при этом подданство Иорданского Хашимитского Королевства, которое контролировало в 1949-1967 гг. восточную часть столицы Израиля, включая иерусалимский Старый город. В результате победы в Шестидневной войне Восточный Иерусалим перешел под контроль Израиля, который распространил на него свой суверенитет. Местным арабам при этом был предоставлен упомянутый статус «постоянных жителей», дающий им полные социальные права (право на работу, медицинское страхование, пособие по безработице, пособие по старости и т.п.), однако не позволяющий участвовать в выборах в Кнессет (в муниципальных выборах «постоянные жители» имеют право участвовать) и не предоставляющий полноценного израильского заграничного паспорта, с которым можно свободное ездить по ЕС.

Исключением является лишь иерусалимский арабский квартал Бейт-Цафафа. Северная часть этого некогда пригородного села была включена в состав Государства Израиль еще в 1949 году в соответствии с законом о прекращении огня между Израилем и Иорданией. Тогда же жителям его северной части было предоставлено израильское гражданство. После воссоединения села под властью Израиля в июне 1967 года Бейт-Цафафа превратилась в самый израилизированный иерусалимский арабский квартал. Всем прочим иерусалимским арабам приходилось для получения израильского гражданства проходит сложную процедуру, включавшую отказ от иорданского подданства, экзамен по ивриту, справку о благонадежности от израильских спецслужб и т.д. До начала 2000-х годов лишь немногие иерусалимские арабы шли на это. Затем наметилась постоянно нараставшая тенденция к увеличению числа «постоянных жителей», подающих в МВД прошение о предоставлении им израильского гражданства. Однако, если верить результатам только что завершившегося масштабного обследования общественного мнения, в политических предпочтениях арабских жителей Восточного Иерусалима в последние годы произошел переворот: сейчас лишь порядка 15% из них предпочитают израильское гражданство гражданству гипотетического палестинского арабского государства. В первой половине второго десятилетия XXI века в ходе опросов 52% иерусалимских арабов заявляли, что они предпочли бы быть «израильтянами», а не «палестинцами».

Упомянутое обследование была проведено авторитетным американским исследовательским институтом Washington, занимающимся мониторингом ближневосточной политики, при участии палестинских арабских социологов, которыми руководил американский исследователь еврейского происхождения Дэвид Поллок. Анкетирование и углубленное интервьюирование иерусалимских арабов шло на протяжении 2018, 2019 и в первые месяцы 2020 года. Как было сообщено в израильских СМИ, в конце текущей недели данные этого масштабного исследования будут представлены на специальной зум-конференции, которая будет организована израильским институтом политологических исследований «Ерушалаим», оказывавшим содействие доктору Дэвиду Поллоку в процессе его работы в Израиле. Следует отметить, что этот американский исследователь занимается мониторингом политических взглядов иерусалимских арабов, начиная с 2010 года. Результаты опросов общественного мнения, проводимые институтом Washington в Восточном Иерусалиме, в Иудее, Самарии и секторе Газа на протяжении уже десятилетия, неизменно вызывают большой интерес среди американцев, израильтян и самих палестинских арабов.

По слова доктора Дэвида Поллока, в 2010-2015 гг. действительно значительно больше иерусалимских арабов отдавали предпочтение израильскому гражданству, однако это было связано не с их самоидентификацией  или идеологией. «Они хотели упростить для себя доступ к работе, к образованию, к здравоохранению, к услугам служб благосостоянии, к социальным правам и даже к берегу моря (палестинские арабы, не имеющее израильского гражданства, не могут приехать на пляжи Средиземного и Красного морей, поскольку они находятся на суверенной территории  Государства Израиль – В.Ч.). Однако за последние пять лет произошла драматическая перемена, подобной которой я, будучи исследователем с большим опытом, никогда не видел. Неожиданно поддержка идеи принятия (иерусалимскими арабами – В.Ч.) израильского гражданства сократилось с 52% до 15%, и лишь небольшое число (арабов – В.Ч.) в Восточном Иерусалиме заявляет сейчас исследователям, что, если бы это зависело от них, они выбрали бы израильское гражданство».

«Мы выясняли в ходе углубленных интервью с палестинцами, — сказал доктор Дэвид Поллок, — почему они изменили свои предпочтения. Есть несколько ответов на этот вопрос, которые дают сами палестинцы: во-первых, интифада ножей (закрепившееся в израильских СМИ название данной конкретной волны террора, в рамках которой арабские террористы использовали преимущественно холодное оружие – В.Ч.), которая началась в октябре 2015 года и продолжалась около полутора лет, а также тяжелая израильская реакция на эти события так, как эта реакция представлялась в их национальном чувстве. Во-вторых, напряженность вокруг мечети Аль-Акса. Многие из палестинцев в Восточном Иерусалиме и на Западном Берегу (в Иудее и Самарии, пользуясь израильской терминологией – В.Ч.) верят в то, что Израиль действительно представляет собой угрозу для Аль-Аксы. Третьим фактором, стоящим за этой переменой, является постоянно усиливающаяся направленная против Израиля активность Палестинской национальной администрации, ХАМАСа, северного крыла «Исламского движения», Турции и др. (среди иерусалимских арабов – В.Ч.) Тот факт, что 150 тысяч восточных иерусалимцев живут сейчас «за забором безопасности» (забор, отделяющий собственно Израиль от населенных палестинскими арабами территорий. Начал строиться в 2002 году. В Иерусалиме этим забором оказались отделены от основной части города административно входящие в его состав квартал Кфар-Акаб и лагерь беженцев Шуафат – В.Ч.) и потому имеют меньше доступа к израильским (муниципальным – В.Ч.) услугам, оказывает влияние на резкую перемену в их позициях».

Тот факт, что в последнее время отношения между евреями и арабами в Иерусалиме, а также в Иудее и Самарии, достаточно мирные, не должно обманывать. Большинство палестинских арабов, согласно данным исследования, продолжают считать существование еврейского государства нелегитимным и декларируют, что в идеале они хотели бы создания независимого арабского государства на всей территории «исторической Палестины», то есть на всей территории бывшей британской подмандатной территории Палестина/Эрец-Исраэль. «Однако они достаточно реалистичны для того, чтобы сказать исследователям, что «это лишь мечта» и что «Израиль здесь для того, чтобы остаться», — счел нужным пояснить в данной связи доктор Дэвид Поллок.

На этом фоне в заключение представляется уместным упомянуть о том, что доктор Дэвид Поллак включил опросные листы своего обследования общественного мнения и вопрос о том, почему палестинские арабы не начинают новой интифады, если большинство из них считает существование еврейского государства нелегитимным. Из полученных им ответов следует, что, прежде всего, они опасаются жесткой реакции со стороны Израиля. В качестве второй по важности причины было названо недоверие к своим собственным лидерам, которые, по мнению большинства опрошенных арабов, не способны, как показывает опыт, организовать интифаду, которая может в итоге принести палестинским арабам хоть какую-то пользу. «В настоящее время они больше интересуются проблемами повседневной жизни – заработком, здравоохранением, образованием и семейной жизнью», — подвел итог доктор Дэвид Поллок.

52.77MB | MySQL:104 | 0,331sec