Конституция и режим чрезвычайного положения в Пакистане

Отбушевали бури многоголосых митингов в период избирательной кампании в феврале 2008 г., сформировано новое коалиционное правительство Пакистана, но не утихают открытые призывы с требованием отставки главы государства. Они исходят в первую очередь от экс-премьера Наваза Шарифа, лидера Пакистанской мусульманской лиги (Миан Наваз Шариф), а также судей и адвокатов, арестованных еще в первые дни введения режима чрезвычайного положения в ноябре 2007 г. Восстановление судей разных инстанций, в первую очередь Верховного суда/ВС, на прежних должностях и было одним из основных компромиссных требований второй по численности парламентской партии ПМЛ (Н) при формировании коалиционного правительства в Пакистане.

Новое коалиционное правительство Пакистана, состоящее из основных оппозиционных президенту политических партий, выражает обеспокоенность неограниченными конституционными полномочиями, сосредоточенными в руках президента П. Мушаррафа.

Оппозиция никогда не оставляла П. Мушаррафа в покое. Будь то его захват власти в октябре 1999 г. и последовавшее за ним первое введение режима чрезвычайного положения, парламентские выборы 2002 г., инициированные им поправки к Конституции, принятые в декабре 2003 г., президентские выборы осени 2007 г. и парламентские 2008 г.

Приход военных к власти – явление привычное для политической жизни Пакистана, но неординарное, нелегитимное. В Конституции Пакистана 1973 г. отсутствует подобная статья. Именно поэтому каждый генерал, придя к власти в стране путем военного переворота, либо передавал ее высшему военному чину, как это сделал М. Айюб-хан, переадресовав в марте 1969 г. полномочия президента страны генералу А.М. Яхья-хану, либо стремился оправдать ее легитимность, опираясь на инициированные поправки к Конституции или/и решения Верховных судов.

5 июля 1977 г. З.А. Бхутто был смещен с поста премьер-министра в результате военного переворота генералом М. Зия-уль-Хаком. В стране было введено военное положение, приостановлено действие конституции, ограничены гражданские права и свободы, был наложен запрет на политическую деятельность и т.д. Несмотря на неограниченную власть, уже менее чем через полгода, 10 ноября 1977 г., Верховный суд Пакистана одобрил введение военного положения в соответствии с «доктриной необходимости» и наделил главу военного режима правом «осуществлять любые действия административного и законодательного характера». В рассматриваемый период впервые судебная власть подтвердила легитимность государственного переворота. Важность подобного решения ВС открывала колоссальные возможности для генерала – путь в президенты и легитимное расширение его полномочий путем внесения поправок в Конституцию страны.

В Пакистане судебная система возглавляется Верховным судом. Президент уполномочен назначать Главного судью и членов Верховного суда государства. Верховный суд – суд первой инстанции по спорам между федеральным и четырьмя провинциальными правительствами, а также между провинциальными правительствами. Верховный суд также вправе рассмотреть петицию о конституционности тех или иных действий государственных органов или лиц и выносить решение об их правомочности.

Верховный суд Пакистана, согласно восьмой поправке к Конституции, принятой в 1985 г., объявил законной и не подлежащей расследованию деятельность военного режима с 5 июля 1977 г. по 30 декабря 1985 г. Подобный шаг был предпринят генералом М. Зия-уль-Хаком, чтобы оправдать смещение законно избранного главы государства. Восьмая поправка также впервые разрешала президенту занимать одновременно и высший военный пост. Таким образом, после отмены военного режима генерал М. Зия-уль-Хак легитимно занимал посты президента и начальника штаба армии.

История повторилась в конце 90-х, но генералу П. Мушаррафу потребовалось уже полтора года парламентской борьбы с оппозицией в лице Альянса за восстановление демократии для признания легитимности действий в период режима чрезвычайного положения.

12 мая 2000 г. Верховный суд вынес оправдательный вердикт военной администрации во главе с генералом П. Мушаррафом, приходу к власти армии 12 октября 1999 г. и наделил новый режим правом вносить поправки в Конституцию. Суд также обязал в течение трех лет провести всеобщие выборы, которые и состоялись осенью 2002 г. Победу одержала пропрезидентская Пакистанская мусульманская лига (Каид-и-Азам)/ ПМЛ (К).

В тот период внутриполитическая конъюнктура благоприятно складывалась для генерала-президента П. Мушаррафа – правящую администрацию поддерживали сенат и подавляющее большинство в Национальной ассамблее. Но президент П. Мушарраф блестяще выучил уроки новейшей парламентской истории Пакистана, когда премьер-министр М. Наваз Шариф большинством в две трети голосов в нижней палате парламента отменил восьмую поправку Конституции и вся полнота власти вновь перешла к премьер-министру. Размеренность, последовательность и доведение своих действий до логического конца — одна из отличительных черт президента П. Мушаррафа. В рассматриваемый период ему потребовалось конституционное оформление властных полномочий. И он их получил.

28 декабря 2003 г. Национальная ассамблея одобрила 17-ю поправку Конституции Исламской Республики Пакистан. Статья 58(2)(b) Конституции предоставляет президенту право отправлять в отставку премьер-министра, распускать Национальную ассамблею, одновременно занимать высший государственный пост – президента и оставаться на посту начальника штаба армии и т.д. [1].

2007 г. в Пакистане – год президентских и парламентских выборов. Генерал-президент П. Мушарраф и Национальная ассамблея отработали полные пять лет согласно Конституции 1973 г.

Конфликт между генералом-президентом П. Мушаррафом и Главным судьей Верховного суда Пакистана И. Чоудхри разгорелся в первый раз еще весной 2007 г. Президент воспользовался своим конституционным правом и сместил последнего с должности под благовидным предлогом. Но уже спустя четыре месяца И. Чоудхри под нажимом оппонентов и адвокатского сообщества был восстановлен в должности. Однако позиции оппонентов оставались непримиримыми. Соглашаясь на участие генерала-президента П. Мушаррафа в президентских выборах 6 октября 2007 г., Верховный суд «вырвал» для себя право на утверждение их итогов. Но у членов ВС были и «официальные» претензии к П. Мушаррафу. Последний не сдержал слово уйти в отставку в обмен на принятие 17-й поправки к Конституции в 2003 г. Только 28 ноября 2007 г. он снял с себя полномочия начальника штаба сухопутных сил страны.

«Затягивание» утверждения Верховным судом Пакистана итогов президентских выборов (избирательная комиссия представила бюллетени, подтверждающие, что генерал-президент П.Мушарраф получил 57% голосов) стало одной из основных причин введения в Пакистане 3 ноября 2007 г. режима чрезвычайного положения. В стране разыгралась немыслимая политическая буря. Действие статей Конституции о гражданских правах были приостановлены. Вспыхивали митинги. В Исламабад ввели войска. Членов Верховного суда взяли под домашний арест. За них вступилась ассоциация адвокатов. Многие из них были также арестованы. Полиция действовала бесцеремонно.

На пост Главного судьи президент П. Мушарраф назначил судью Абдул Хамида Догара/ Abdul Hameed Dogar, а также ввел в состав Верховного суда новых членов на места уволенных. И уже новый состав Верховного суда, который принес присягу Временному конституционному указу, а не Конституции 1973 г., подтвердил легитимность действий генерала П. Мушаррафа в период с 3 ноября по 15 декабря 2007 г.

Оппозиционные настроения в стране в предвыборный период нарастали. После смерти Б. Бхутто, лидера оппозиционной Пакистанской народной партии, в конце декабря 2007 г. по стране прокатилась волна требований отставки президента П. Мушаррафа. Фемида поддержала президента.

Петиции в Верховный суд, оспаривающие конституционность мер по введению ЧП президентом-генералом П. Мушаррафом, 23 ноября 2007 г. были поданы Мохаммадом Ханом/ Mohammad Khan и партией Ватан/ Watan Party. 14 февраля текущего года Верховный суд Пакистана единогласно признал конституционность введения 3 ноября 2007 г. режима чрезвычайного положения и оправдал все последующие действия президента. «Меры, принятые во исполнение Указа о введении ЧП, провозгласили конституционность действий, совершенных президентом П. Мушаррафом, имеющих своей задачей соблюдение основных конституционных основ» [2].

В вердикте также подчеркивалось, что все судебные дела, возбужденные против смещенных судей, не могут быть повторно открыты. Члены Верховного суда, высших судов, отказавшиеся принести присягу Временному конституционному указу, были освобождены от должности, так как «некоторые члены ВС посредством судебных действий нарушили границы конституционности, проигнорировали основополагающие принципы судебной власти» [3].

Сегодня, когда Пакистан возвращается к гражданским формам правления, многие в стране задают вопросы, какие шаги предпримет президент П. Мушарраф, обладающий властными конституционными полномочиями, в случае несогласованности действий с новым коалиционными правительством?

1. Dawn 31.12.03.

2. Pakistan Times 15.02.08.

3. Pakistan Times 15.02.08.

52.12MB | MySQL:103 | 0,491sec