Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (17-23 марта 2008 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в зоне палестино-израильского конфликта и в Пакистане. Встреча делегаций ведущих палестинских движений ФАТХ и ХАМАС, проведенная по инициативе президента Йемена А. А. Салеха, привела к подписанию 23 марта рамочного соглашения о примирении сторон. 19 марта Пакистанская народная партия (ПНП) и Пакистанская мусульманская лига-Н (ПМЛ-Н) договорились о формировании коалиционного правительства.

На прошедшей неделе визиты в страны региона совершили глава МИД России С. Лавров и вице-президент США Д. Чейни. Глава российской дипломатии посетил Сирию, Израиль и Палестинские территории. На переговорах с сирийским руководством обсуждались главным образом проблемы ближневосточного урегулирования (БВУ), ситуация в Ливане, двусторонние отношения между РФ и САР. В Дамаске С. Лавров имел встречу с главой политбюро ХАМАС Х. Машаалем с тем, чтобы «двигать это движение в сторону общей арабской позиции, а также с целью реализации «дорожной карты». В Израиле также обсуждались вопросы арабо-израильского урегулирования. Кроме того, было подписано российско-израильское соглашение об отказе от визовых требований при взаимных поездках граждан двух стран. На встрече с главой ПНА М. Аббасом было заявлено, что Россия продолжит оказывать палестинской администрации помощь в развитии палестинских территорий, решении острых социально-экономических проблем. Была выражена поддержка курса руководства ПНА на продолжение переговорного процесса с Израилем.

Вице-президент США Д. Чейни посетил Оман, Ирак, Афганистан, Израиль, Палестинские территории, а также совершит визит в Турцию. В ходе переговоров с руководителями арабских стран, Афганистана и Израиля обсуждались преимущественно проблемы БВУ, обстановка в Ираке, Афганистане и Ливане, политика иранского и сирийского руководства. В Саудовской Аравии особое внимание было уделено вопросам, связанным с объемом добычи и ценам на нефть. Саудовский король Абдалла заявил, что США должны оказать нажим на Израиль с целью скорейшего достижения мирного соглашения с палестинцами. В Кабуле Д. Чейни высказался за более широкое участие стран НАТО в стабилизации обстановки в Афганистане. На переговорах в Израиле Чейни подчеркнул, что американская администрация не станет оказывать давление на Израиль в вопросах арабо-израильского урегулирования, и не будут принимать меры, которые будут угрожать безопасности еврейского государства.

Обстановка в зоне палестино-израильского конфликта в целом характеризовалась снижением военной напряженности. Так, на прошедшей неделе отмечен пуск лишь нескольких ракет «Кассам» из сектора Газа по израильской территории, а израильские военные провели против террористов отдельные рейды на Западном берегу реки Иордан. В то же время в Израиле сомневаются, что движение ХАМАС сможет в течение длительного времени соблюдать режим прекращения огня.

17 марта премьер-министр Израиля Э. Ольмерт заявил, что его страна продолжит расширение еврейских кварталов в восточной части Иерусалима. Это заявление вызвало резко негативную реакцию у палестинцев и недовольство у США и стран Западной Европы, которые считают, что новое строительство «навредит мирным усилиям».

Руководство ПНА считает, что ему «грозит крах», если мирное соглашение с Израилем не будет подписано до конца 2008 г. Авторитет М. Аббаса и возглавляемого им движения ФАТХ снижается, в т. ч. во многом по причине отсутствия прогресса в переговорном процессе.

23 марта в столице Йемена Сане делегации движений ФАТХ и ХАМАС подписали рамочное соглашение о примирении, которое предусматривает возобновление между сторонами прямых переговоров с тем, чтобы «вернуться к диалогу по ситуации в Палестине, которая была до произошедших инцидентов в Газе» в июне 2007 г., т. е. до захвата власти в палестинском анклаве исламистами. Сообщается, что первая встреча представителей двух движений состоится 5 апреля на «палестинской территории». Отметим, что скорого сближения позиций ФАТХ и ХАМАС, а тем более полного примирения между ними ожидать не приходиться.

Представители правительств Египта и Израиля подписали соглашение, по которому АРЕ должна стать единственным поставщиком электроэнергии в сектор Газа. Для этого в течение двух лет будет построена специальная линия электропередач Эль-Ариш – Газа. Ее строительство профинансирует саудовский Исламский банк развития. В настоящее время основным поставщиком электроэнергии в палестинский анклав является Израиль.

18 марта завершился официальный визит в Израиль канцлера Германии А. Меркель. По его итогам подписан ряд соглашений о сотрудничестве в сфере культуры, экономики, защиты окружающей среды, связей по военной линии. В частности, стороны будут совместно заниматься разработкой вопросов, связанных с борьбой с баллистическими ракетами. А. Меркель назвала интересы безопасности Израиля «безусловным приоритетом» внешней политики ФРГ, отметив одновременно, что мирный процесс с палестинцами затрудняется как ракетными обстрелами израильских городов, так и продолжением строительства еврейских поселений. В июне с. г. в Германии намечено созвать международную конференцию по БВУ с участием арабских стран, Израиля, РФ, США и ООН.

В Пакистане партии, набравшие наибольшее число голосов на недавних выборах в Национальную ассамблею (нижнюю плату парламента) – ПНП и ПМЛ-Н – договорились по вопросам формирования коалиционного правительства, которое должен возглавить один из лидеров Пакистанской народной партии Ю. Р. Гилани. Как ожидается, парламент утвердит кандидатуру нового премьер-министра 24 марта. Ранее, 19 марта на первом заседании Национальной ассамблеи нового созыва ее спикером впервые в истории Пакистана была избрана женщина – представитель ПНП Ф. Мирзи. Президент Пакистана П. Мушарраф 22 марта заявил о своей поддержке будущего коалиционного правительства, подчеркнув, что в стране начинается «эра настоящей демократии».

21 марта состоялась встреча президента Республики Кипр Д. Кристофиаса с главой самопровозглашенной Турецкой Республики Северного Кипра М. А. Талатом. По итогам встречи достигнута договоренность о возобновлении через три месяца переговоров по урегулированию кипрской проблемы. В знак достигнутой договоренности было принято решение об открытии перехода на главной улице столицы Кипра Никосии — Ледру, которая разделена между греческим и турецким секторами.

Обстановка в Ираке продолжает оставаться сложной и напряженной. В различных районах страны не прекращаются теракты, вооруженные нападения, обстрелы, другие насильственные действия. На минувшей неделе крупные теракты были совершены в городах Кербела и Мосул. Напряженная ситуация сохраняется в Багдаде. В городе Эль-Кут на юге страны продолжаются вооруженные столкновения боевиков шиитской радикальной группировки «Армия Махди» с правительственными силами безопасности. 19 марта в Багдаде безрезультатно завершилась вторая общеиракская встреча по национальному согласию. В ее работе не участвовал ряд влиятельных суннитских и шиитских политических организаций. В то же время президентский совет Ирака «со второй попытки» утвердил закон, позволяющий провести в октябре с. г. выборы в провинциальные органы власти.

Президент США Дж. Буш в своем выступлении, приуроченном к пятой годовщине начала американо-британского вторжения в Ирак, заявил, что война в этой стране в 2003 г. была «справедливой, необходимой и правой». Буш подтвердил решимость Белого дома добиваться победы в Ираке, но признал, что иракская кампания оказалась «более продолжительной, сложной и дорогостоящей, чем мы ожидали». Однако, по утверждению главы американской администрации, затраченные на нее деньги «того стоят». Президент подчеркнул, что любые дальнейшие сокращения американских войск «будут опираться на реальные условия в Ираке и рекомендации наших военачальников», при этом они «не должны ставить под угрозу достигнутые за прошлый год завоевания».

Премьер-министр Великобритании Г. Браун отложил реализацию решения о сокращении весной текущего года численности контингента английских ВС в Ираке с 4,5 до 2,5 тыс. человек. Свое решение Браун мотивировал сложностью военной обстановки в Ираке.

20 марта самолеты турецких ВВС вновь подвергли бомбардировке объекты боевиков сепаратистской Курдской рабочей партии на севере Ирака.

Политический кризис имеет место в Кувейте. 17 марта правительство страны подало в отставку, ссылаясь на «недостаток сотрудничества» с парламентом, что, по мнению кабинета министров, «ставит под угрозу национальное единство и безопасность» государства. Правительство также обвинило депутатов во вмешательстве «в компетенцию министров», что выходит за рамки их полномочий. В сложившейся ситуации эмир Кувейта Сабах аль-Ахмад ас-Сабах принял решение о проведении 17 мая с. г. досрочных парламентских выборов. В стране также обострились межконфессиональные отношения между суннитами и шиитами (ок. 30 проц населения). Поводом для этого послужили акции, проведенные шиитами в память об убитом в феврале в Дамаске руководителе спецслужб «Хизбаллы» известном террористе И. Мугнии.

Марокко 20 марта обратилось к Алжиру с призывом открыть границу между двумя странами, а также «открыть новую страницу» в двусторонних отношениях. В ответ глава алжирского МВД Н. Зерхуни заявил, что его страна приветствует обращение Марокко об открытии границы и призыв Рабата к разрешению имеющихся между двумя государствами проблем. Вместе с тем, Алжир увязывает открытие границы с необходимостью решения ряда вопросов в сфере безопасности и противодействия контрабанде наркотиков из Марокко. Как известно, алжирские власти закрыли границу с Марокко в 1994 г., объяснив свои действия тем, что из этой страны в Алжир проникают боевики исламистских вооруженных группировок. В 2005 г. Марокко отменило визовый режим для алжирских граждан, а в 2006 г. аналогичный шаг предпринял Алжир. Тем не менее, граница между двумя странами все еще закрыта.

Иран и Швейцария заключили 17 марта соглашение о поставках иранского газа в эту европейскую страну.

Канцлер Германии А. Меркель пригрозила Ирану новыми санкциями, если тот будет упорствовать в нежелании сотрудничать с международным сообществом в ядерной сфере. Президент Франции Н. Саркози заявил, что усилия Ирана в развитии ракетных технологий и «подозрения» относительно военной направленности его ядерной программы представляют угрозу европейской безопасности. В ответ Тегеран призвал не рассматривать свои ракетные разработки как угрозу Европе и осудил высказывания Саркози, назвав их «безосновательными».

Глава МИД РФ С. Лавров в ответ на призыв своей израильской коллеги Ц. Ливни «остановить Иран немедленно», заявил: «До тех пор, пока не будет подтверждения того, что эта ядерная программа действительно направлена на создание оружия массового уничтожения, рано принимать какие-либо резкие шаги».

ООН расценила преднамеренные нападения подразделений вооруженных сил Судана на мирных жителей в Дарфуре как нарушение международного гуманитарного права. Одновременно ООН осудила повстанческие группировки за использование детей, женщин и стариков в качестве «живого щита». Суданские власти категорически отвергли ооновские обвинения.

В лагере палестинских беженцев Айн-эль-Хильва на юге Ливана вблизи города Сайда 22 марта произошли вооруженные столкновения боевиков экстремистской группировки «Джунуд аш-Шам» с силами движения ФАТХ. Исламистская группировка «Джунуд аш-Шам» малочисленна, не имеет четкой иерархической структуры, у нее нет признанного лидера.

Приложение

Вооруженные силы Йемена: состояние и перспективы

Военно-политическое руководство Йеменской Республики (ЙР) рассматривает вооруженные силы в качестве основной опоры в деле защиты национальных интересов и территориальной целостности страны, важного инструмента для проведения внешнеполитической деятельности и обеспечения внутренней стабильности. При этом особое значение правительство республики придает участию армии в борьбе с вооруженными формированиями исламских экстремистов и международных террористов.

ВС Йемена состоят из сухопутных войск, военно-воздушных сил и военно-морских сил и насчитывают 66,7 тыс. человек. Военный бюджет в 2006 г. составил 823 млн долл. Верховным главнокомандующим ВС является президент республики. Он возглавляет Совет национальной безопасности, который отвечает за планирование и проведение в жизнь военной политики государства. Верховный главнокомандующий руководит вооруженными силами через министерство обороны и генеральный штаб.

Основу ВС ЙР составляют сухопутные войска (60 тыс. чел.). В их боевом составе имеется 33 общевойсковых бригады (пбр – 16, мбр – 6, тбр – 8, вдбр («коммандос») – 2, спецвойск – 1), бригада сил охраны, ракетная бригада, три артиллерийских бригады, шесть зенитных артиллерийских бригад, четыре зенитных артиллерийских дивизиона и зенитный ракетный дивизион.

На вооружении сухопутных войск имеется: 6 ПУ ОТР Р-17Э (33 ракеты), 10 ПУ ТР «Точка», 12 ПУ ТР «Луна-М», 790 танков; 25 самоходных и 310 буксируемых артиллерийских орудий, 294 РСЗО; 502 миномета; 71 ПУ ПТУР; 260 БМП, 710 БТР; ЗРК «Стрела-10», 800 ПЗРК, 530 зенитных орудий и установок. Кроме того, имеется 36 130-мм орудий береговой артиллерии.

Оружие и военная техника в большинстве своем представлены устаревшими образцами, требующими замены на более современные, или серьезной модернизации.

В 2002 г. специалисты КБ машиностроения (г. Коломна) провели комплексное техническое освидетельствование 80 тактических ракет «Точка». Из России в 2004-2005 гг. получено 180 БМП-2 в модернизированном варианте Д. В нашей стране также закуплено стрелковое оружие и различные виды боеприпасов. Прорабатывается вопрос о приобретении ПТРК «Корнет-Э». С Украиной в 2003 г. подписан контракт на покупку 312 танков Т-72 и БМП-2. Последние (64) были поставлены йеменцам в 2005 г.

Военно-воздушные силы (5 тыс. чел.) состоят из собственно ВВС (3 тыс. чел.) и сил ПВО (2 тыс. чел.). На вооружении имеется 75 боевых самолетов: истребителей-бомбардировщиков – 40 (Су-20/22 – 30, F-5 — 10), истребителей – 35 (МиГ-29СМТ — 20, МиГ-21 – 15). Военно-транспортная авиация представлена 18 самолетами, а вертолетная — 8 боевых (Ми-35) и 12 многоцелевых вертолетов. Парк учебно-боевых самолетов состоит из 8 машин. Имеется 50 учебно-тренировочных самолетов. Йеменские ВВС располагают 7 военно-воздушными базами: Сана, Ходейда, Эль-Анад, Атак, Аден, Эр-Раян, Таизз. Подразделения ПВО имеют на вооружении ЗРК С-75, С-125 и «Квадрат», техническое состояние которых находится на низком уровне.

В целом ВВС, и особенно ПВО, оснащены устаревшей и в значительной степени выработавшей свой ресурс техникой. Система управления авиацией и силами ПВО не отвечает современным требованиям, не хватает РЛС.

В 2006 г. командование ВВС и ПВО ЙР подписало с РСК «МиГ» протокол о намерении закупить 32 истребителя МиГ-29СМТ. Изучается вопрос о закупке партии российских боевых вертолетов фирмы «Камов». Украина поставила в 2005 г. 12 учебно-боевых самолетов L-39.

Военно-морские силы (1,7 тыс. чел.) являются наиболее слабо развитым видом ВС. Они располагают семью боевыми кораблями (тщ – 6, дка – 1) и 20 боевыми катерами (рка – 6, пка – 8, дка – 6), а также двумя вспомогательными судами. ВМС имеют военно-морские базы в Адене и Ходейде и пункты базирования на островах Перим и Сокотра, в Эль-Наибе и Мукалле. Имеются также три района береговой обороны: Эль-Бейд, Аден и остров Камран. На вооружении подразделений береговой обороны имеются две батареи ПБРК «Рубеж» (ракеты П-15) и несколько 100-мм орудий в танковых башнях на острове Перим. Батальон морской пехоты насчитывает 500 чел.

Рассматривается вопрос о приобретении во Франции шести самолетов базовой патрульной авиации.

В целом по своему составу, вооружению и технической готовности ВМС ЙР в состоянии выполнять лишь ограниченный круг задач по патрулированию прибрежных вод и переброске войск и военных грузов. Йеменский флот является наиболее слабым среди стран Аравийского полуострова.

В 2002 г. начато формирование Береговой охраны МВД численностью до двух тыс. человек. Ее предполагается оснастить патрульными катерами, РЛС, современными средствами связи. В составе Береговой охраны уже имеются 26 патрульных катеров, полученных из Австралии, США и Франции. С помощью Италии создается система берегового наблюдения.

Силы центральной безопасности МВД (50 тыс. чел.) находятся под командованием брата президента ЙР М. А. Салеха. В 1999 г. создано специальное антитеррористическое подразделение. Личный состав для него отобран из элитных армейских частей. Структурно подразделение входит в президентскую охрану. Его задачей является борьба с любыми проявлениями терроризма, а также похищениями иностранцев. Командир отряда – сын президента ЙР полковник А. Салех.

Племенные формирования (20 тыс. чел.) предназначены для охраны территорий племен и их вождей. Они также участвуют в решении межплеменных споров. Отряды племен имеют на вооружении артиллерийские орудия, зенитные установки, ПТРК, ПЗРК, БМП, БТР.

ВС ЙР на современном этапе находятся в сложном положении. В войсках много устаревшей и выслужившей свой срок техники. Слабым остается уровень подготовки личного состава. На низком уровне находится тыл и МТО. Медленно реализуются планы перевооружения армии. Все еще невелики поставки современных видов вооружения и военной техники из-за рубежа. Слабой остается военная инфраструктура страны, оперативное оборудование ее территории. Не отвечает потребностям ВС имеющаяся ремонтная база. Ощущается острый дефицит запчастей для всех видов техники. Требует кардинального улучшения система управления войсками, разведки и связи. Слабость подготовки армии со всей очевидностью проявилась в ходе боевых действий против исламистских мятежников на севере страны в 2004-2008 гг.

Руководство республики по мере возможностей предпринимает шаги по повышению боеспособности национальных ВС, улучшению их технической оснащенности и совершенствованию системы подготовки военных кадров. В настоящее время основной упор в деле военного строительства делается на укрепление и развитие ВВС и ПВО. На втором месте находятся сухопутные войска и по остаточному принципу развиваются ВМС.

С 1999 г. по 2005 г. Йемен приобрел вооружения и военной техники на 1,7 млрд долл., за этот же период были заключены соглашения на военные поставки на 1,3 млрд долл.

В настоящее время основным партнером Йемена в сфере военно-технического сотрудничества является Россия. Развиваются военные и военно-технические связи ЙР с Украиной, Белоруссией, Польшей, США, Францией, КНР, КНДР.

США оказывают помощь Йемену в подготовке военных кадров. Отмечается растущая активность Вашингтона по использованию объектов инфраструктуры ЙР для своей военной группировки на Ближнем Востоке. Йемен и США активно сотрудничают в деле борьбы с терроризмом. Американские специалисты участвуют в подготовке личного состава йеменского спецназа.

В 2005 г. подписано соглашение о сотрудничестве с Францией в сфере безопасности. Предусмотрено проведение совместных учений, обмен развединформацией, поставки оружия и снаряжения йеменским ВС. Французские военные будут обучать йеменцев современным методам ведения горной войны и обороны морского побережья.

Хотя военные занимали и продолжают занимать многие ведущие посты в высших органах государственной власти, на протяжении всей истории Йемена они никогда не были политическим гегемоном в стране. Значимость армии в жизни республики на сегодняшний день и на обозримую перспективу определяется в первую очередь ее ролью общенациональной организации, которая играет одну из ведущих ролей в процессе укрепления централизованного государства.

В целом сохраняющиеся финансовые и экономические трудности, сложное внутриполитическое положение страны, фактически полное отсутствие собственной научно-технической и военно-промышленной базы не позволяют йеменскому руководству в короткие сроки поднять боеспособность национальных ВС до уровня, обеспечивающего надежное обеспечение внутренней безопасности и неприкосновенности границ государства.

43.71MB | MySQL:89 | 0,863sec