О деятельности КНР по противодействию COVID-19 в некоторых странах Большого Ближнего Востока

После снижения уровня эпидемиологической опасности в Китае закономерно появилось перепроизводство соответствующей медицинской продукции, производимой в КНР. По решению политического и военного руководства Китая имеющимся излишкам оперативно было найдено применение: после пополнения стратегических резервов китайские маски, халаты, аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ) и дезинфицирующие растворы стали отправлять в качестве поддержки стратегическим партнерам (Россия, Пакистан), странам, подписавшим с КНР контракты в 2019 и 2020 году (Уганда и Саудовская Аравия), а также в качестве «знака доброй воли» (США, Индия).

По данным СМИ КНР, Народно-освободительная армия Китая (НОАК) неоднократно отправляла самолеты «Юнь-8» из состава военно-транспортной авиации национальных ВВС для переброски средств профилактики и контроля COVID-19 в Пакистан, Афганистан, КСА и другие страны Большого Ближнего Востока. Командование НОАК также выразило готовность усилить международное сотрудничество с военными ведомствами и военнослужащими ближневосточных стран по вопросам борьбы с COVID-19.

Пакистан был одной из первых стран, которые направили медицинские маски из своих государственных больниц в город Ухань (провинция Хубэй, КНР), несмотря на нехватку масок в собственных медицинских учреждениях[i].

Руководство Пакистана дало распоряжение вскрыть стратегические базы хранения медицинских запасов и направить в КНР две партии одноразовых защитных масок стандарта N099 (общее число около 800 тыс. единиц). Пакистанская сторона также передала китайским медикам 800 защитных костюмов и 6800 пар очков, которые поступили в отряды медицинских работников, действовавших в городе Ухань. Следует отметить, что это не первый случай взаимной помощи между КНР и ИРП. Так, в 2008 г. после землетрясения в китайской провинции Сычуань Пакистан первым направил гуманитарную помощь в КНР – палатки, спальные принадлежности и предметы первой необходимости. В свою очередь, после снижения уровня эпидемиологической опасности руководство Китая направило в Пакистан около 550 тыс. медицинских масок, 60 тыс. защитных костюмов и 300 аппаратов ИВЛ. По данным китайских СМИ, Исламабад и Пекин развивают сотрудничество в области разработки вакцины от COVID-19[ii].

Известно, что военнослужащие НОАК неоднократно осуществляли доставку медикаментов своим коллегам в Афганистан, в рамках помощи с коронавирусом нового типа COVID-19. «Вооруженные силы Китая и Афганистана имеют давнюю историю взаимопомощи и поддержки», – заявил посол Китая в Афганистане Ван Юй на церемонии посвященной гуманитарной помощи из КНР 13 мая, где также присутствовала заместитель министра обороны Афганистана Мунира Юсуфзаде. «Афганские вооруженные силы готовы расширять сотрудничество с китайскими военными во всех областях, включая борьбу с пандемией», – отметила Юсуфзаде[iii]. По данным СМИ КНР, с момента появления COVID-19 в раздираемом войной Афганистане, НОАК осуществила поставки четырех партий медицинской помощи[iv]. Отмечается, что данная помощь критически важна Афганистану, поскольку несмотря на особенности размещения населения на территории ИРА, ежедневно в стране регистрируется около 260 новых случаев заболевания COVID-19, а общее количество подтвержденных случаев заболевания достигло 5400[v]. Кроме медикаментов в Афганистан авиацией КНР также продолжают доставлять продовольственные пайки и средства первой необходимости. Известно, что Китай является крупнейшим иностранным инвестором в Афганистане, который вкладывает многомиллиардные инвестиции в инфраструктуру ИРА. За последние двенадцать лет КНР увеличила свое влияние в Афганистане: сначала за счет инвестиций, а затем – за счет политического участия.  В настоящее время КНР стала ключевым политическим игроком в Афганистане, и после вывода войск США можно ожидать, что будет играть еще более активную роль. Поэтому, оказание медицинской помощи ИРА представляет один из элементов формирования позитивного образа КНР в глазах афганского населения.

По сообщению информационно-аналитического агентства «Синьхуа», Саудовская Аравия и научно-техническая компания BGI китайского города Шэньчжэнь подписали соглашение о сотрудничестве по проведению анализов на коронавирус нового типа COVID-19, с тем чтобы расширить потенциал тестирования населения КСА на вирус. В соответствии с соглашением стороны сотрудничают в строительстве шести больших лабораторий для проведения анализов на наличие COVID-19 в Саудовской Аравии. В церемонии подписания документа 27 апреля приняли участие генеральный директор Центра гуманитарной и чрезвычайной помощи при короле Салмана Абдулла Аль Рабиа и посол КНР в Саудовской Аравии Чэнь Вэйцин. Представитель саудовской стороны отметил, что сотрудничество усовершенствует работу по профилактике заболевания в королевстве. Оно демонстрирует двусторонние долгосрочные дружеские отношения и достигнутый лидерами двух стран консенсус о международном взаимодействии по борьбе с COVID-19. В свою очередь, Чэнь Вэйцин заявил, что подписание этого документа демонстрирует традиции Китая и Саудовской Аравии по взаимопомощи, а также является хорошим началом углубления двустороннего сотрудничества в сфере здравоохранения[vi].

Китай активно сотрудничает с Сирией в борьбе с распространением коронавируса нового типа COVID-19, об этом заявил постоянный представитель КНР при ООН Чжан Цзюнь 14 мая, призвав и другие страны сделать так. «Китай проводит активное сотрудничество с Сирией в борьбе с этим вирусом. Первая партия медикаментов и помощи прибыла в Дамаск две недели назад», отметил он на заседании Совбеза по гуманитарной ситуации в Сирии, прошедшем в формате видеоконференции. Дипломат указал, что Китай уделяет пристальное внимание гуманитарной ситуации в Сирии, в частности влиянию COVID-19 на ее социально-экономическое развитие. «Мы отмечаем, что сирийское правительство предпринимает ряд активных мер в областях здравоохранения, образования, транспорта, производства продовольствия и по многим другим аспектам для предотвращения и сдерживания распространения вируса», сказал Чжан Цзюнь, добавив, что Китай дает высокую оценку этим усилиям. Конфликты, которые длятся в стране уже несколько лет, подрывают способность Сирии бороться с этой пандемией, заявил китайский представитель, подчеркнув, что международное сообщество не должно оставаться в стороне.

По данным китайских военно-технических изданий, в конце апреля 2020 года решением Центрального военного совета (ЦВС) КНР в Джибути были направлены 50 военных медиков, проходящих службу в Первом медицинском институте военно-морских сил Китая. Решив задачи по дезинфекции территории китайского пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) в районе порта Дорале, военные медики организовали медицинские осмотры местного населения, выдачу медицинских масок, перчаток, средств обеззараживания. При работе с острыми случаями заболевших коронавирусом нового типа COVID-19 китайские медики задействовали средства телемедицины, диагностические кабинеты и мобильную операционную госпиталя. По данным из пресс-релиз китайского посольства в Джибути, политическое руководство африканской страны высоко оценило усилия китайских военных медиков и призвало руководство КНР продолжить оказание медицинской помощи[vii].

Таким образом представляется возможным согласиться с оценками китайских специалистов о том, что в условиях коронавируса нового типа  COVID-19 «маски стали новым оружием дипломатии Пекина». Кроме того,  активное продвижение «китайского подхода в борьбе с вирусной инфекцией» позволяет укрепить позитивное восприятие Китая среди стран-реципиентов, а также снизить риски в странах Большого Ближнего Востока, где КНР планирует реализовать инфраструктурные проекты в рамках инициативы «Один пояс, один путь».

[i] http://english.chinamil.com.cn/view/2020-04/24/content_9800383.htm

[ii] http://english.chinamil.com.cn/view/2020-04/24/content_9800387.htm

[iii] http://www.xinhuanet.com/2020-05/22/c_1126016744.htm

[iv] http://www.81.cn/gjzx/2020-05/13/content_9812975.htm

[v] http://english.chinamil.com.cn/view/2020-05/14/content_9813237.htm

[vi] http://russian.news.cn/2020-04/27/c_139011984.htm

[vii] http://to.chineseembassy.org/chn/fyrth/t1775502.htm

62.83MB | MySQL:102 | 0,569sec