Тревожные перспективы алжирской экономики

18 мая 2020 г. в алжирском парламенте началось рассмотрение законопроекта «О дополнительных финансах» страны. Началось оно с выступления министра финансов АНДР.

Суть рассматриваемых предложений – сокращение государственных расходов и рост налоговой базы и налоговых ставок.

И хотя, как ожидается, в полном виде пакет антикризисных мер отражают резкое ухудшение экономической ситуации для Алжира.

Пораженная двойным санитарным и нефтяным потрясением, страна оказывается ввергнутой в острый кризис и нехватку финансовых ресурсов.

По оценке алжирских экспертов, уже первая половина года не была удовлетворительной из-за сдерживания пандемии коронавируса, а вторая половина будет еще хуже даже с учетом уже имеющихся самых неблагоприятных макроэкономических прогнозов, что обусловлено сокращением доходов от продажи нефти и общими потерями, вызванными распространением коронавируса в Алжире и мире.

В результате независимые эксперты пересмотрели прежний докризисный прогноз развития АНДР на следующий год, согласно которому её экономический рост должен был увеличиться на 1.8%, но теперь они заявили, что она должна сократиться на 2.63%.

Последние оценки и легли в основу рассматриваемого законопроекта.

И это демонстрирует особую зависимость Алжира от продажи углеводородов на мировых рынках и хрупкость его экономики. Даже кризис 1986 года и вынужденная реструктуризация его долга в 1994 году не оказали столь серьезного негативного влияния на экономическую ситуацию как наблюдаемый нефтяной шок.

В связи с этим алжирское руководство и разработало антикризисные меры – ранее, чтобы выходить на соблюдение баланса доходов и расходов, не тратя сделанных ранее накоплений, стоимость барреля нефти должна была составлять 80 долларов.

В условиях, когда этих доходов нет, страна вынуждена «проедать» остатки сделанной в «тучные нефтяные годы» заначки.

На практике это означает появление еще одной финансовой «дыры» в размере недополученных за реализацию на мировом рынке углеводородов 18.9 млрд долларов. И это не считая того, что власти и так ежегодно тратят как минимум 20 – 25 млрд долларов из прежних накоплений даже при сохранении стоимости барреля нефти в 50 – 60 долларов за баррель.

При этом «красной линией» для устойчивости алжирской экономики считалась стоимость барреля «черного золота» в 50 долларов.

Не случайно, что по данным алжирских официальных источников, снижение цен на алжирскую нефть с 64.6 доллара в январе прошлого года до 57.5 доллара в феврале этого года, а затем до 31.29 в марте вызвало снижение стоимости экспорта алжирских углеводородов с 2.894 млрд долларов в месяц до 2.121 млрд долларов, и, наконец, до 1.321 млрд долларов.

Дополнительное уменьшение поступлений в алжирский бюджет произойдет из-за ранее введенных мер по снижению налога на добычу углеводородов с 4.001 млрд до 1.395 млрд долларов, призванных повысить привлекательность АНДР для иностранных инвесторов.

Сложная ситуация усиливается бюджетным дефицитом, который должен достигнуть 976.9 млрд динаров (более 9 млрд евро) или минус 10.4% валового внутреннего продукта (ВВП).

Еще один тревожный показатель – отрицательное сальдо платежного баланса АНДР составляет около минус 18.8 млрд долларов, тогда как до распространения пандемии коронавируса прогнозировались соответствующие данные в 8.5 млрд долларов США, в то время как общий дефицит бюджета увеличится до 2.955 млрд долларов, что приведет к уменьшению национального ВВП на 15.5 процента.

Однако алжирские потери могут оказаться на порядок выше, поскольку АНДР сократил добычу нефти в соответствии с соглашением ОПЕК+ от 12 апреля на 240000 баррелей в день, из-за чего потери ее бюджета в 2020 г. превысят полмиллиарда долларов.

Эти потери, вероятно, будут еще более существенными при ожидаемом пересмотре газовых соглашений со странами Евросоюза, тесно привязанных к нефтяной стоимости.

В результате серьезные дефициты как государственных финансов, так и платежного баланса страны по мнению алжирских аналитиков угрожают макроэкономическому балансу.

Не случайно, что в нынешних непростых условиях, исходя из сохранения в ближайшей перспективе стоимости барреля нефти на уровне 30 долларов, алжирское правительство было вынуждено пересмотреть государственные расходы, сократив на 50% «оперативный бюджет», составлявший 4.9 млрд динаров (более 40 млн долларов).

В качестве антикризисных мер алжирские власти уже объявили повышение налога на продажу нефтепродуктов на 10% (теперь литр бензина будет стоить на 3 динара дороже, а дизельное топливо — на 5 динар).

Расчет алжирских властей состоит в том, что в результате «повышение тарифов приведет к дополнительным доходам бюджета в период с июня по декабрь 2020 года на 41.5 млрд динар (около 400 млн долларов) и «дополнительные доходы бюджета по НДС до 7.9 млрд динар» (более 70 млн долларов).

Фактически, это означает еще один шаг властей АНДР в сторону сворачивания «алжирского социализма». Но иного варианта для страны, чья экспортная выручка на 96.5 % процента зависит от продажи на внешних рынках углеводородов, не существует.

И это не могут исправить оправдания представителей правительства Абдельазиза Джерада относительно избыточного потребления, которое в 2019 году достигло критической точки (бензин и дизельное топливо) в 14.41 млн тонн, снижающее экспортные возможности Алжира.

Также в пользу повышения прежде дотируемого властями топлива по мнению представителей властей АНДР свидетельствует то, что Алжир входит в число нефтяных стран, в которых отмечаются самые низкие цены на него.

Также ожидается введение налога на богатство, налогообложение новых транспортных средств, что в том числе объясняется необходимостью для правительства получить дополнительные средства для модернизации «кормящей» энергетической отрасли.

Но на практике это означает также пропорциональное удорожание всех сторон жизни алжирцев, начиная со стоимости товаров и кончая всеми услугами.

Для массы рядовых алжирцев, живущих в долгах, питающихся самой дешевой едой и едва сводящих концы с концами (таковых, по неофициальным данным, порядка 40 – 50%) подобное удорожание стоимости жизни может стать действительно последним и вызвать серьезное возмущение, чреватое дополнительным усилением и без того высокими показателями уличной активности.

При этом негативное воздействие в результате такого повышения стоимости топлива на транспортную деятельность может создать трудности для восстановления национальной экономики.

Несмотря на то, что правительство одновременно приняло социальные меры в поддержку алжирцев с низкой заработной платой (менее 250 евро в месяц), отменив для них общий подоходный налог, снизив налогообложение на трудовую деятельность для строительных и общественных предприятий, увеличив пособия и пенсии на 2000 динар, реально простые жители страны теряют больше, чем приобретут.

Между тем, алжирское руководство в условиях кризиса пошло на беспрецедентные меры поощрения иностранных инвестиций и в частности, вплотную приблизилось к и отмене прежнего законодательного правила 49/51, согласно которому прежние обязательства для зарубежных компаний при ведении проектов в Алжире осуществлять их совместно с местными компаниями и иметь в них более 49%, а также упростило им работу в стране в плане получения разрешительных документов и др.

Важно оговориться, что пока отмена не касается «стратегических видов деятельности», но как представляется, процесс пошел и неизбежно ограничения будут отменены и в этой сфере, вопрос только времени.

Также для покрытия все более увеличивающегося дефицита бюджета алжирские власти готовятся к получению иностранных заимствований, которые в первую очередь они рассчитывают получить в исламских банках под льготные проценты (ведутся переговоры с Турцией, Катаром и Саудовской Аравией).

Вариант с получением средств на Западе рассматривается во вторую очередь из опасения в противном случае «оказаться в кабале у бывших колонизаторов».

Кроме того, руководство АНДР готовится к эмиссии, точный размер которой еще не установлен.

Необходимо заметить, что на бытовом уровне ситуация в стране все более тяжелая – многие предприятия прекратили свою деятельность, особенно частные. Некоторые отрасли бизнеса уже вступили в кризис, такие как транспорт, строительство, гостиничное и ресторанное дело и т. д.

Проблемы требуют оперативного вмешательства, которое в виде наблюдаемых реактивных мер правительства не способно оживить алжирскую экономику, и только рискует ввергнуть страну в новый виток кризиса.

В условиях, когда алжирские власти и в лучшие стабильные времена ничего не сделали для ее модернизации, рассчитывать на это в кризис при ухудшении условий практически не приходится.

Последний стратегический резерв – накопленные в годы высоких цен на углеводороды средства стремительно тают и, по неофициальным данным, они сократились уже ниже критической отметки в 50 млрд долларов.

И этой суммы при сохранении нынешней ситуации относительно стоимости углеводородов хватит при текущем уровне потребления максимум до конца 2021 года.

Скорее всего, в данном положении это негативно отразится и на объеме дальнейшего военно-сотрудничества между Россией и АНДР.

52.31MB | MySQL:103 | 0,481sec