Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Ираке и Пакистане. Обстановка на иракском юге и в Багдаде резко обострилась после того, как 24 марта правительственная армия и силы безопасности начали масштабную операцию против боевиков шиитских вооруженных формирований в Басре. Новый премьер-министр Пакистана обнародовал основные положения программу своего правительства. Главной задачей при этом названа борьба с терроризмом и экстремизмом.
29-30 марта в Дамаске прошел 20-й саммит Лиги арабских государств. Однако лишь 11 из 22 членов ЛАГ были представлены на нем первыми лицами. Ливан вообще отказался участвовать в форуме, обвинив Сирию во вмешательстве во внутренние дела страны. Два ведущих арабских государства – Египет и Саудовская Аравия, а также Иордания прислали в Дамаск второстепенных чиновников, обвинив сирийское руководство в содействии дестабилизации обстановки в Ливане и чрезмерном сближении с Ираном в ущерб общеарабским интересам. Глава саудовского МИД принц С. аль-Фейсал даже предложил ЛАГ принимать необходимые меры в отношении тех членов организации, которые не выполняют совместно принятые решения, недвусмысленно подразумевая под этим Сирию, которая, как считают в Эр-Рияде, препятствует реализации инициативы ЛАГ по ливанскому урегулированию. Президент САР Б. Асад, выступая на открытии форума, осудил иностранное вмешательство в дела Ливана и заявил, что проблемы этой страны должны решать только ливанские политики. Вместе с тем, ливанская проблема на саммите не обсуждалась из-за отсутствия делегации этой страны. Принятый на форуме итоговый документ провозглашает «стратегическим приоритетом» арабских стран установление справедливого и всеобъемлющего мира с Израилем на основе арабской инициативы 2002 г., которая подразумевает полное освобождение оккупированных арабских территорий и отход израильтян к границам, существовавшим до войны 1967 г. Также подчеркивается, что реализация инициативы будет зависеть «от исполнения Израилем своих обязательств в рамках международных резолюций в целях достижения в регионе всеобъемлющего мира». Форум высказался за единство, суверенитет и независимость Ирака, невмешательство внешних сил в дела этой страны. Представитель Ирака отказался подписать итоговый документ, сославшись на отсутствие в нем упоминания о терроризме в его стране.
В целом можно утверждать, что саммит в Дамаске, как никогда ранее, продемонстрировала глубокий раскол в арабском мире, неспособность, а во многом и откровенное нежелание арабских лидеров находить действительно эффективные пути решения проблем регионального сообщества.
Обстановка в Ираке на минувшей неделе резко обострилась. Начатая правительственными силами 24 марта операция против шиитских боевиков в Басре переросла в широкомасштабное вооруженное противостояние, охватившее большую часть иракского юга и шиитские районы Багдада. Только число погибших превысило 300 человек. Вооруженные столкновения иракской армии и полиции с боевиками «Армии Махди», подчиненной М. ас-Садру, происходили в городах Эль-Кут, Бабиль, Кербела, Эд-Дивания, Эн-Насирия, Эль-Махмудия, Хилла, Амара, Эс-Самава и в ряде других мест. Но главные события происходили в Басре, где военная операция осуществляется под личным контролем премьер-министра Ирака Н. аль-Малики. Здесь против боевиков брошены 15 тыс. военнослужащих и 15 тыс. полицейских, а глава правительства заявил о решимости бороться с противником «до победного конца». Однако, как показывает развитие событий, иракская армия и силы безопасности оказались не в состоянии эффективно действовать против незаконных вооруженных формирований и в очередной раз продемонстрировали свою слабость, низкий уровень подготовки, недостаточность технического оснащения. Для оказания помощи иракцам к операции в Басре активно подключились американская и британская авиация, спецназ ВС США, британская артиллерия. Тем не менее, многие районы города находятся под контролем «Армии Махди». В шиитском районе Багдада Садр-сити, который считается одним из главных оплотов М. ас-Садра, в боях против боевиков также активно участвуют американские войска и авиация.
Президент США Дж. Буш поддержал действия иракского правительства против шиитских вооруженных формирований. В то же время иранское руководство призвало боевиков «Армии Махди» к диалогу с правительством, а властям рекомендовало «прислушаться» к советам Тегерана и «урегулировать проблему таким образом, чтобы это кончилось на благо всем».
30 марта ас-Садр, как видится не без подсказки из Тегерана, приказал своим сторонникам в Басре прекратить вооруженные действия и покинуть улицы города, потребовав при этом от властей всеобщей амнистии, освобождения всех задержанных ими сторонников «Армии Махди» и прекращения незаконных рейдов против его движения. Сообщается о начале переговоров представителей правительства и «Армии Махди». Вместе с тем, власти сообщили, что, приветствуя решения радикального имама о прекращении огня, они, тем не менее, не намерены приостанавливать военную операцию в Басре, которая будет завершена только после достижения всех поставленных перед ней целей, а именно очистки города «от криминальных и деструктивных элементов».
В целом нынешнее обострение ситуации в Ираке может поставить страну на грань развязывания полномасштабной гражданской войны со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями как для Ирака, так и для региона.
24 марта парламент Пакистана большинством голосов одобрил кандидатуру Юсуфа Раза Гилани в качестве премьер-министра страны. 29 марта Ю. Р. Гилани огласил основные направления политики своего правительства. «Самыми большими проблемами» Пакистана он назвал терроризм и экстремизм. Правительство намерено изучить и пересмотреть антитеррористическую стратегию, не исключая и установление контактов с теми боевиками движения «Талибан», которые «готовы сложить оружие и хотят мира». Это намерение уже вызвало обеспокоенность у США, однако талибы его приветствовали. Гилани также предполагает интегрировать наименее управляемые регионы Пакистана в общую систему государства, предоставить их жителям политические и социальные права, которых они лишены в настоящее время. Власти обещают бороться с ростом цен, безработицей, нищетой. Провинциям планируется предоставить больше автономии. Ю. Р. Гилани приветствовал заявление начальника штаба пакистанской армии о том, что все военнослужащие, прикомандированные к гражданским учреждениям, будут отозваны из них. Как ожидается, это должно произойти в течение двух недель.
Между тем обстановка в Пакистане остается сложной. В стране продолжают совершаться теракты. В Северо-Западной пограничной провинции происходят вооруженные столкновения между шиитским и суннитским племенами.
Сложная обстановка сохраняется и в зоне палестино-израильского конфликта. На минувшей неделе боевики палестинских экстремистских группировок из сектора Газа увеличили число ракетных обстрелов территории Израиля, в т. ч. городов Сдерот и Ашкелон. В ответ израильские военные наносили удары по террористам в палестинском анклаве. Не прекращаются израильские антитеррористические действия и на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ).
Руководство Палестинской Национальной Администрации во главе с М. Аббасом фактически дезавуировало рамочное соглашение об основах урегулирования конфликта с ХАМАС, подписанное 23 марта в Сане представителем движения ФАТХ. Так, советник М. Аббаса А. Куреи назвал этот документ «недоразумением».
Израиль считает прямые переговоры с палестинцами более предпочтительными, чем проведение новой международной конференции. В этой связи глава израильского правительства Э. Ольмерт подтвердил решимость продолжать переговоры с умеренными палестинскими руководителями, одновременно отвергнув возможность диалога с ХАМАС. В то же время, по оценке главы ПНА М. Аббаса, отсутствие прогресса на переговорах с израильтянами и срыв подписания мирного соглашения в намеченный срок – до конца 2008 г. – может серьезно осложнить обстановку в ближневосточном регионе.
29 марта госсекретарь США К. Райс начала очередную поездку на Ближний Восток, в ходе которой провела переговоры с руководителями Израиля и ПНА с целью изыскания возможностей для ускорения переговорного процесса по достижению мирного соглашения между сторонами. По итогам этих встреч израильские власти предварительно сообщили о намерении закрыть в ближайшее время 50 блокпостов на территории ЗБРИ, передать под контроль палестинской полиции город Дженин, увеличить число разрешений для палестинцев на работу в Израиле и др.
В Ливане в очередной, 17-й раз с 25 марта на 22 апреля перенесена дата избрания нового президента республики.
По заявлению министра обороны Афганистана генерала А. Р. Вардака, в настоящее время Афганская национальная армия (АНА) насчитывает 61 тыс. чел., а к весне 2009 г. ее численность планируется довести до 80 тыс. военнослужащих. Генерал считает, что АНА не хватает сил и возможностей для ведения самостоятельных успешных действий по обеспечению безопасности страны. В данной связи А. Р. Вардак подчеркнул настоятельную необходимость предоставления Кабулу дополнительной военной помощи со стороны США.
Президент Франции Н. Саркози не исключает усиления французского военного присутствия в Афганистане. По его мнению, нельзя допустить «возвращения «Талибана» и «Аль-Каиды» в Кабул». При этом Париж не рассматривает «возможность поражения, даже, если победить будет нелегко»,
Министр обороны Великобритании Д. Браун высказался за переговоры со сторонниками движения «Талибан» ради «достижения мира и стабильности» в Афганистане и в целях «предотвращения распространения экстремизма и терроризма».
Иран подал в секретариат Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) заявление о намерении стать полноправным членом организации. В Настоящее время ИРИ, наряду с Афганистаном, Индией, Монголией и Пакистаном имеет статус наблюдателя в ШОС.
Иран добивается компенсаций за ущерб, причиненный ему «незаконным», с точки зрения Тегерана, введением Советом Безопасности ООН экономических санкций (имеется в виду резолюция СБ ООН № 1803 от 3 марта с. г.). Соответствующее письмо министр иностранных дел ИРИ М. Моттаки направил генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну. В письме иранская сторона ссылается на свое неотъемлемое право развивать ядерную энергетику в мирных целях и заявления руководителя МАГАТЭ М. аль-Барадеи о том, что «нет никаких свидетельств того, что иранская ядерная программа имеет военный характер».
Министр обороны Турции В. Гонул заявил, что к 2010 г. национальные ВВС получат на вооружение новейшие многоцелевые истребители JSF (Joint Strike Fighter).
29 апреля турецкие ВВС и артиллерия нанесли удары по объектам боевиков сепаратистской Курдской рабочей партии (КРП) на территории Северного Ирака. По утверждению турецких военных, удары были нанесены после того, как было выяснено, что боевики КРП готовятся к проникновению на территорию Турции.
Осложняется обстановка в Сомали. Боевики исламистских вооруженных группировок расширяют зону своих вооруженных действий. 26 марта после боев с правительственными войсками они захватили город Джоухар, расположенный севернее столицы страны Могадишо. Ситуация в столице также очень напряженная. В городе не прекращаются теракты и боестолкновения исламистов с подразделениями правительственной армии и эфиопскими войсками. За минувший год в ходе боевых действий и терактов в Сомали погибли свыше 6 тыс. человек.
Приложение
Марокко: проблемы рациональной безопасности
Геополитическое положение Марокко на стыке Африки и Европы и вблизи важных морских коммуникаций в Атлантике и Средиземноморье; наличие территориальных и иных противоречий с соседними государствами и территориями, прежде всего отсутствие реальных перспектив урегулирования ситуации вокруг Западной Сахары; соперничество с Алжиром за лидерство в Арабском Магрибе; рост влияния исламского фундаментализма, который уже в обозримой перспективе может негативно повлиять на внутриполитическую стабильность в королевстве, определяют приоритеты руководства Марокко в области национальной безопасности и обороны.
С середины 1970-х гг. основным вопросом марокканской политики, главным фактором, влияющим на состояние национальной безопасности Марокко, является проблема Западной Сахары. Рабат всячески стремится добиться официального международного признания этой территории как неотъемлемой части королевства, прилагает значительные усилия по ее освоению. В настоящее время Марокко, не отвергая переговоров о политическом урегулировании проблемы, одновременно выдвигает условия, которые практически сводят на нет возможное их проведение. Неурегулированность западносахарского конфликта сохраняет потенциальную опасность для стабильности на Северо-западе Африке. Более того, при определенных обстоятельствах этот конфликт вновь может обостриться, и даже перерасти в военные столкновения со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для стран региона.
Соперничество между Марокко и Алжиром представляет собой один из главных факторов, осложняющих ситуацию в Северо-Западной Африке. И главным здесь является различие подходов к судьбе Западной Сахары: Алжир, как известно, выступает за самоопределение этой территории. Также между странами имеются нерешенные вопросы погранично-территориального характера. Вместе с тем, как показывает история двусторонних отношений, ни Марокко, ни Алжир не стремятся доводить ситуацию до взрывоопасного состояния. Однако при этом все же нельзя полностью исключать возможности возникновения вооруженных конфликтов в приграничных районах. В последнее время марокканское руководство обеспокоено наращивание военной мощи Алжиром, в т. ч. крупными закупками оружия в России. Вместе с тем, у двух стран имеются важные совместные интересы, прежде всего экономические. Так, через марокканскую территорию проходит газопровод Алжир — Западная Европа, в успешной работе которого заинтересованы оба государства.
С первых лет независимости руководство Марокко в вопросах внешней политики и обеспечения национальной безопасности придавало важнейшее значение развитию военно-политических связей с государствами Запада, которые рассматриваются Рабатом в качестве союзников, хотя формальных договоров о взаимной обороне с ними не имеется. Само стратегическое положение Марокко во многом объясняет внимание Вашингтона к этой стране. США неоднократно заявляли о своей непосредственной заинтересованности в укреплении безопасности королевства как прозападно ориентированного государства. В 2004 г. Марокко получило статус важного союзника США вне структур НАТО. В настоящее время мароккано-американские отношения развиваются стабильно. Вашингтон рассматривает Рабат в качестве надежного партнера в Магрибе, арабском мире и в Африке, на поддержку которого он может рассчитывать. Со своей стороны, королевство, сознавая важность для страны американской финансово-экономической и военно-технической помощи, также заинтересовано в продолжении и развитии разностороннего сотрудничества с США.
Давние традиции имеет военно-политическое партнерство Марокко с Францией. Правящие круги королевства воспринимают Францию как важного гаранта безопасности и стабильности марокканского государства.
Между Марокко и Испанией имеется ряд серьезных нерешенных проблем. Главная из них — вопрос о принадлежности анклавов Сеута и Мелилья и ряда других более мелких территорий, которые Марокко стремится вернуть под свой контроль. Однако Испания отказывается делать это, что периодически приводит к осложнению двусторонних отношений. Кроме того, между двумя государствами существуют разногласия по распределению зон рыболовства в Средиземном море и Атлантическом океане. Имеются противоречия из-за линии морской границы между Канарскими островами и марокканским регионом Тарфия. Остроту спору придает то, что в этом районе возможно залегание крупных запасов нефти. Наличие спорных вопросов не мешает развитию двусторонних связей по военной линии. В целом сотрудничество с Испанией рассматривается марокканским руководством как важный фактор стабильности в Западном Средиземноморье.
Марокко развивает активное военное сотрудничество и с другими странами НАТО, с которыми заключены двусторонние договоры и соглашения по вопросам проведения совместных мероприятий по боевой подготовке, военно-техническому сотрудничеству, предоставления марокканской территории для проведения учений подразделениями иностранных армий. Рабат активно содействует сближению стран Северной Африки с НАТО. Еще в 1995 г. Марокко, наряду с Мавританией, Египтом, Израилем, Тунисом, а позднее Иорданией и Алжиром, стало участником совместного диалога, в ходе которого рассматриваются вопросы налаживания сотрудничества между Североатлантическим союзом и перечисленными государствами. Марокко даже называют «настоящим локомотивом» военного сотрудничества между странами региона и НАТО.
Все более беспокойной становится для Рабата проблема нелегальной эмиграции из Марокко в Западную Европу через территорию Испании и Португалии. И если власти этих государств принимают меры по пресечению потока нелегальных эмигрантов, то марокканское правительство порою сознательно закрывает глаза на данное явление, т. к. не испытывает особого желания препятствовать оттоку из страны избыточной рабочей силы.
Военно-политическое руководство королевства отводит вооруженным силам (ок. 200 тыс. чел.) роль важного инструмента осуществления внешней и внутренней политики. Однако в настоящее время отсутствие достаточных финансовых средств не позволяет марокканскому руководству осуществить комплексную модернизацию вооруженных сил, парк боевой техники которых значительно устарел, как физически, так и морально. В то же время большая часть военного бюджета (до 60 проц) идет на содержание войск в Западной Сахаре.
К главным задачам королевского режима на внутриполитической арене в условиях обостряющихся негативных явлений, приобретающих в своей совокупности черты системного кризиса, следует отнести: принятие эффективных мер по сохранение у власти правящей династии, обеспечение надежного контроля над развитием ситуации в стране, недопущение раскола общества по этническим и религиозным признакам.
В Марокко происходит заметное усиление активности и влияния исламистов, в т. ч. их радикальных группировок. Участились случаи терактов. В ответ власти принимают меры по усилению контроля за деятельностью исламистов со стороны спецслужб, инициированию распрей внутри исламистских организаций и группировок.
Потенциальную угрозу стабильности в стране создают имеющиеся трения между арабами и берберами, особенно в молодежной среде. Со второй половины 1990-х гг. отмечается быстрый подъем национального самосознания берберского населения (до 20 млн чел.), требующего уравнения прав с арабами. Стремясь избежать борьбы на два «фронта» против исламистов и берберов, правительство постепенно идет на удовлетворение требований берберской части населения.
Все более реальную угрозу для внутренней безопасности страны представляет отсутствие заметных шагов по проведению социально-экономических реформ и трудности в реформировании политической системы. Обостряются социальные проблемы: растет безработица (до 30 проц взрослого населения), происходит обеднение села, темпы экономического роста сильно отстают от темпов роста населения, сохраняется низкая зарплата у большей части работающих, желает лучшего уровень образования (до 55 проц населения страны неграмотно), недостаточно развита система здравоохранения.
В целом же на сегодняшний день король Мохаммед VI прочно удерживает власть в своих руках. Однако системный кризис режима продолжает углубляться, грозя в перспективе достичь критической массы. И здесь многое будет зависеть от того, сможет ли правящий режим придать необходимый динамизм социально-экономическому развитию страны, способствовать развертыванию в ней демократических процессов, решить многочисленные внутренние проблемы.