Госдеп США о ситуации с правами человека в Алжире в 2007 году

На ситуацию с правами человека в Алжире в 2007г. оказывали значительное влияние как «наличие инстанций, в которых сотрудники спецслужб могли действовать независимо от гражданских властей», так и продолжение террора со стороны «вооруженных групп, совершивших многочисленные преступления против гражданского населения, госчиновников и сотрудников силовых структур». К такому выводу приходят авторы доклада «о ситуации с правами человека в Алжире в 2007г.», подготовленного и распространенного американским госдепартаментом.

Среди проблем, негативно влиявших на ситуацию с правами человека, авторы доклада называют «нежелание властей прояснить судьбу тысяч лиц, пропавших в заключении в течение 90-х годов ХХ-го столетия», ограничения на деятельность политических партий, которые неспособны добиться мирным путем смены правительства, использование пыток и прочих злоупотреблений представителями спецслужб, безнаказанность официальных лиц, существование практики использования длительного предварительного заключения, отсутствие независимого судопроизводства, подавление гражданских свобод в условиях действующего с 1992г. режима чрезвычайного положения, ограничения свободы вероисповедания, коррупционность властных структур, дискриминация женщин и ограничения прав трудящихся.

Как положительный элемент авторы доклада отмечают отсутствие в течение года сообщений о совершении внесудебных расправ со стороны властей и спецслужб. «В отличие от предыдущих лет МВД страны и власти в своих коммюнике приводили точные данные относительно числа погибших среди террористов, гражданских лиц и сотрудников спецслужб, — отмечается в документе. — В течение года, по данным МВД, общее число погибших среди этих трех категорий увеличилось до 670 человек, в то время как этот показатель составлял 489 человек в 2006 году и 488 — в 2005 году». Жертвами террористов за год стали 132 гражданских лица /70 — в 2006г. и 76 — в 2005г./, а также 160 сотрудников силовых структур /142 — в 2006г. и 177 — в 2005г./. В свою очередь «силовики» уничтожили 378 террористов /277 — в 2006г. и 235 — в 2005г./.

Большинство нападений на гражданских лиц и военных было совершено боевиками Салафистской группы проповеди и джихада /СГПД/, которая с января 2007г. именует себя «Аль-Каидой в странах исламского Магриба» /АКМ/. В течение года боевики АКМ совершили пять громких терактов, в каждом из которых гибли десятки людей. В июле 2007г. глава МВЛ Алжира Язид Зерхуни объявил, что с 1992г., когда началось внутриалжирское противостояние, от рук террористов погибли 4,8 тысяч сотрудников его ведомства.

В Алжире не утихает дискуссия относительно точного числа без вести пропавших в период 90-х годов прошлого века. В 2006г. алжирские власти утверждали, что в период с 1992 по 1999гг. в результате действий властных структур пропали 6.546 человек, еще около 10 тысяч исчезли в результате действий террористов. Алжирские неправительственные организации /НПО/ утверждают, что власти причастны к исчезновению по меньшей мере 8 тысяч человек. Согласно данным алжирской прессы, в 2007г. в Кабилии, где действует АКМ, были похищены 35 местных жителей. В 2006г. этот показатель составлял 55 человек.

Формально алжирские законы запрещают пытки. Тем не менее, по данным НПО, «представители власти и сотрудники военной разведки нередко прибегали к ним для получения признательных показаний», не неся за это наказаний.

Как положительное достижение в сфере соблюдения прав человека авторы доклада расценили то, что в течение года власти не препятствовали представителям Международного Комитета Красного Креста посещать тюрьмы, не находящиеся в ведении военной разведки. По данным генерального директора администрации пенитенциарных заведений Мохтара Феллуна, по состоянию на ноябрь 2007г. в 127-ми подведомственных ему тюрьмах находились 54 тыс.заключенных, в том числе 6 тысяч — в статусе задержанных, которых содержат отдельно от осужденных.

По оценке авторов доклада, «безнаказанность остается одной из главных проблем» при деятельности алжирских спецслужб, к которым они относят национальную полицию численностью 108 тыс.человек, которая находится в ведении МВД, жандармерию /она выполняет сходные с полицией функции в сельских районах и подчиняется минобороны/, службу военной разведки /она выполняет функции внутренней безопасности — контрразведки и также подчиняется минобороны/. Как заявил в августе 2007г. командующий жандармскими войсками генерал Ахмед Бустела, в период с 2000 по 2006гг. были уволены с военной службы 5 тысяч жандармов за нарушения, связанные с профессиональным кодексом чести, коррупцию, ненадлежащее выполнение служебных обязанностей и пьянство при исполнении служебных обязанностей. Против 1,6 тысяч из них были возбуждены уголовные дела.

Согласно действующему в Алжире законодательству, задержанным по общеуголовным делам должны быть предъявлены обвинения в течение 48 часов, по делам, связанным с терроризмом — в течение 12-ти суток. «Спецслужбы в целом соблюдают 48-часовой срок в части, касающейся общеуголовных дел, — признается в докладе. — Однако по другим делам обвинения предъявляются зачастую с нарушениями действующих норм, остается проблемой продленное заключение по делам, связанным с терроризмом, продолжительность которого может достигать 20 месяцев». У правозащитников есть также отдельные претензии к службе военной разведки, которая, как они утверждают, в ряде случаев прибегала к практике необъявленных задержаний людей.

Как и в предыдущие годы, в 2007г. не было сообщений из Алжира о заключении в тюрьмы по политическим мотивам.

Формально конституция Алжира гарантирует свободу слова и прессы. «Тем не менее, — констатируется в докладе, — власти ограничивают эти свободы через аресты /журналистов/ по обвинению в клевете, а также оказание неформального давления на издателей и журналистов». «В частном порядке алжирцы могут позволить себе безнаказанно критиковать власти. Однако власти не позволяют публичной критики через плотный мониторинг политических собраний», — отмечается в докладе. При этом соблюдается алжирское законодательство, согласно которому принцип свободы слова должен соблюдаться при уважении «чести и достоинства индивида, императивов внешней политики и национальной обороны». Действующее с 1992 года чрезвычайное положение «дает властям возможность подавлять эти свободы и предпринимать законные действия в случаях, когда, по их мнению, создается угроза безопасности государства или подрывается общественный порядок». «Эти регуляторы постоянно применялись в течение 2007 года», — отмечается в докладе.

В документе напоминается, что теле- и радиовещание полностью контролируется государством, и «в периоды между выборами представители оппозиции в целом не могут получить к ним доступ». В то же время ряд оппозиционных партий признал, что в ходе предвыборных кампаний перед состоявшимися в мае 2007г. парламентскими выборами и в ноябре 2007г. выборами в местные органы власти они впервые получили доступ к электронным СМИ после предыдущей выборной кампании.

Печатные СМИ представлены 52 ежедневными изданиями, 95 еженедельниками, 14 изданиями, выходящими один раз в две недели, 27 — один раз в месяц. Они поддерживают власти, или находятся в разной степени оппозиционности по отношению к ним. Тираж 29 ежедневных газет превышает 10 тысяч экземпляров для каждого названия. «Государство имеет две франкоязычных и три арабоязычных газеты. Многие политические партии, включая легальные исламистские, имеют доступ к независимой прессе и выражают через нее свои точки зрения. Оппозиционные партии распространяют свои документы также через Интернет», — отмечается в докладе. Власти широко используют обвинения в клевете для того, чтобы расправиться с неугодными изданиями и журналистами. В 2005г. таких обвинений было выдвинуто 114, в 2006г. — 68. Авторы доклада при этом забыли упомянуть про судьбу самой массовой в свое время газеты «Матэн», которая была закрыта за вольность стиля, а ее главный редактор оказался за решеткой.

В настоящее время 3,5 млн алжирцев являются пользователями Интернета, в стране действуют 6 тысяч интернет-кафе. В целом, власти не ограничивают доступ к Интернету, однако следят за перепиской алжирцев во всемирной паутине.

Конституция Алжира объявляет ислам государственной религией и формально не признает свободу вероисповедания. В этой связи власти не признают случаев перехода из ислама в другие религии и на практике «подавляют свободу вероисповедания».

В целом, авторы доклада обозначили основные проблемы Алжира, связанные с правами человека. При этом приходится признать, что степень их критичности по ряду из проблем — как и докладов, касающихся ряда других стран — во многом оказалась заложницей межгосударственных и экономических отношений.

52.26MB | MySQL:103 | 0,464sec