Во второй половине марта помощник госсекретаря США Дж. Негропонте вновь посетил Пакистан. Частое посещение Исламской республики американскими официальными лицами представляется неслучайным, если иметь в виду те отношения, которые существуют между двумя странами.
В ноябре 2007 г. высокопоставленный американский дипломат приезжал в Исламабад в период, когда в стране действовал режим чрезвычайного положения, накануне всеобщих парламентских выборов, когда ожидалось, что премьер-министром будет избрана лидер Пакистанской народной партии Б. Бхутто.
Сегодня в Пакистане иные реалии, иные лица. Но цели Вашингтона – прежние: Исламабад остается в зоне приоритетных направлений азиатской политики США, которые крайне заинтересованы в стратегически важном расположении Пакистана, соединяющем территорию Центральной Азии, Ирана, Афганистана, Китая, Индии, а также находящемся в непосредственной близости от углеводородных запасов и каналов транспортировки сырой нефти – Персидского залива. Западные политологи полагают, что «Соединенные Штаты намерены вести войну против терроризма в течение 20-30 лет». Далеко идущие перспективы[1]… Одна из основных целей США – закрепиться в регионе, с тем чтобы контролировать и по мере необходимости «взрывать или Афганистан, или Кашмир, или Тибет, или…» Отсюда и составляющие стратегии: военная, экономическая и социально-политическая.
— США по-прежнему крайне заинтересованы в Пакистане как ключевом союзнике в борьбе против исламского экстремизма и терроризма как в регионе, так и в мире в целом. Вашингтону явно понравилось, когда избранный на пост премьер-министра Юсуф Раза Гилани приоритетной задачей нового кабинета объявил борьбу с терроризмом и экстремизмом [2]. По мнению автора, на внешнеполитическом направлении новое коалиционное правительство продолжит курс, начатый генералом П. Мушаррафом еще в 2001 г.; для США подобное заявление означает дальнейшее укрепление тыловых позиций (в Пакистане) для ведения военной кампании НАТО в соседнем Афганистане.
Новый импульс кампании придало заявление президента Франции Н. Саркози, сделанное в конце марта с.г., о присоединении к новому Европейскому оборонительному договору и о намерении дополнительно направить в Афганистан в составе коалиционных сил НАТО 1000 французских военнослужащих. Одной из трудностей ведения военной операции в Афганистане в конце 2007 г. был отказ правительств Канады и Германии увеличить численность своих военных контингентов. Дальнейшее расширение присутствия сил военного блока в Афганистане требует развития технической и транспортной инфраструктуры, постоянных и надежных каналов поставки продовольствия, техники и горючего. США по-прежнему заинтересованы в предоставлении Пакистаном услуг логистики или, иными словами, транспортного коридора, одного из дорогостоящих элементов в военной кампании в целом.
— США по-прежнему не снимают с повестки дня вопрос о вводе американских войск в приграничные с Афганистаном территории Северо-западной пограничной провинции Пакистана для «успешной борьбы против Талибана и Аль-Каиды».
Пакистан по-прежнему является одним из основных клиентов военно-промышленного комплекса США. Разрешение 31 декабря 2007 г. Пентагоном компании Локхид Мартин корпорейшн/ Lockheed Martin Corp на поставку Пакистану 18 истребителей F-16 до конца 2010 г. лишний раз это подтверждает. «Сделка предусматривает сборку 12 F-16C (одноместных) и шести F-16D (двухместных) истребителей. Стоимость контракта — 498,2 млн долларов. Данный контракт носит самостоятельный характер и не связан с оказанием США военной помощи Пакистану, т.е. оплачивается Исламабадом. В то же время покупка военных истребителей является частью подписанного между двумя странами еще в 2006 г. Соглашения о порядке передачи оружия на общую сумму 3,5 млрд долларов. Основная статья расходов контракта в размере 1,4 млрд долларов как раз и приходилась на покупку 36 F-16C/D» [3].
— США также заинтересованы в предоставлении широкой военной помощи Пакистану, необходимой не только для борьбы против боевиков в пограничной с Афганистаном зоне пуштунских племен, но и для многоцелевого использования. К подобного рода технике относятся патрульные самолеты береговой авиации, вертолеты, приборы ночного видения и т.д. [4].
— США по-прежнему заинтересованы в продвижении различных программ, направленных на «развитие системы образования, энергетики и различных областей экономики.
Общая помощь, получаемая Исламабадом, судя по некоторым источникам, достигает от 11 до 20 млрд долларов [5].
— США по-прежнему заинтересованы в поддержании сбалансированных отношений с Пакистаном при одновременном развитии «глобального американо-индийского партнерства, включающего «расширение торговых, научных, технологических и политико-военных связей с Индией», а также в развитии мирного пакистано-индийского диалога, включающего вопрос о статусе Кашмира.
— США по-прежнему не снимают с повестки дня вопросы международной инспекции ядерных объектов Пакистана. Тема ядерной безопасности региона остается исключительно актуальной для обеих сторон. По косвенным данным, США потратили до 100 млн долларов на программы обучения пакистанской стороны в области безопасного хранения ядерного арсенала.
Всеобщие парламентские выборы, прошедшие в Пакистане 18 февраля с.г., назначение нового премьер-министра Юсуф Раза Гилани и формирование коалиционного правительства выдвинули практически на 90% обновленную расстановку сил во внутриполитическом истеблишменте – в Национальной ассамблее, нижней палате парламента, доминирующие позиции, включая премьер-министра, отныне принадлежат оппозиционным президенту П. Мушаррафу силам.
Формирование нового кабинета министров, выработка социально-экономической стратегии, внешнеполитического курса и, в частности, вопросы борьбы с терроризмом привлекают пристальное внимание США.
Одной из задач американской делегации было понять новый механизм взаимодействия президента и парламента в ситуации, когда с президентом П. Мушаррафом, проверенным союзником США в борьбе с терроризмом с конца сентября 2001 г., открыто готов сотрудничать новый премьер-министр Юсуф Раза Гилани, но категорически отказывается это делать Наваз Шариф, лидер второй по численности фракции в Национальной ассамблее.
На протяжении семи лет генерал-президент П. Мушарраф, занимая одновременно два важнейших государственных поста – начальника штаба сухопутных войск и президента, часто единолично принимал решения в вопросах борьбы с терроризмом, заключения военных контрактов и т.д. Сегодня оппозиция настаивает, например, на проведении специальных слушаний по вопросу борьбы с терроризмом. Слушания обещают традиционно быть долгими, что ставит вопрос об оперативности реагирования на новые вызовы экстремистов.
Но благим намерениям и приверженности прежнему курсу борьбы с терроризмом новой администрации Пакистана может помешать новая волна социального недовольства в стране. Одним из важнейших условий Декларации Мурри/ Murree Declaration, заключенной 9 марта с.г. между политическими партиями, получившими право сформировать коалиционное правительство, было восстановление в должности судей, включая Ифтикара Чоудхри, бывшего Главного судью Верховного суда Пакистана. Служители Фемиды были отстранены от исполнения обязанностей из-за отказа признать Временный конституционный указ, подтверждающий легитимность введения режима чрезвычайного положения в Пакистане 3 ноября 2007 г.
Передел власти, отказ двух лидеров — Асифа Зардари и Миана Наваза Шарифа, крупнейших политических партий – Пакистанской народной партии и Пакистанской мусульманской лиги (Н), от предоставления каких-либо гарантий президенту П. Мушаррафу, настаивание ими на пересмотре решения Верховного суда о законности избрания П. Мушаррафа на пост президента ставят под сомнение реализацию многих программ США в Пакистане.
Вашингтон заинтересован в стабильном Пакистане, поэтому Дж. Негропонте во время своего визита вел одновременно длительные переговоры как с противниками президента П. Мушаррафа, так и с его сторонниками.
1. The Stanley Foundation. Policy analysis brief. February 2008. US Policy Options Towards Pakistan: A Principled and Realistic Approach.
2. BBC 31.03.08.
3. Н. Замараева. Новый этап пакистано-американского военного сотрудничества. www.iimes.ru, 12.01.08.
4. The Stanley Foundation. Policy analysis brief. February 2008. US Policy Options Towards Pakistan: A Principled and Realistic Approach.
5. Там же.