Ситуация в Алжире: март 2008 года

В марте очередное развитие получил скандал, связанный с отказом Алжира от контракта на поставку 34 истребителей МиГ-29 российского производства и его намерением вернуть 15 уже поставленных машин этого типа. В конце месяца стало известно, что в ответ на этот шаг Алжира Москва якобы приостановила поставки истребителей Су-30 МКА, объяснив этот демарш отсутствием денежных трансфертов со стороны Алжира. Как известно, контракт на поставку 28 истребителей Су-30 МКА стоимостью 1,5 млрд долларов был подписан в 2006 г. К настоящему времени заказчику уже поставлено шесть машин этого типа.

Согласно неподтвержденной официально информации, Алжир приостановил выплаты по всем оружейным контрактам с Россией после того, как принял решение вернуть МиГи. Эти самолеты должны быть возвращены в течение апреля.

В российских СМИ бытует версия, что отказ Алжира от МиГов обусловлен некими «политическими» причинами, якобы связанными со стремлением Франции навязать Алжиру свои истребители «Рафаль». Но, как представляется, истинные причины алжирского демарша иные. В противном случае можно было бы подумать, что алжирцы просто не умеют считать деньги — ведь хорошо известно, какой дорогостоящей «игрушкой» является «Рафаль» при том, что пока французы не имеют ни одного твердого зарубежного контракта. Алжирцы настаивают на «технической версии» своего отказа, утверждая, что МиГи собраны из бывших в употреблении комплектующих. С учетом известного состояния российского оборонно-промышленного комплекса не исключено, что эти претензии обоснованы.

В любом случае приостановление поставок Су-30 — даже если такое имело место — было тут же отменено. Уже 31 марта очередные два истребителя были доставлены в Алжир из Иркутска.

По неподтвержденной пока официально информации, стороны также нашли решение проблемы, касающейся МиГов. Вместо них на сумму, предусмотренную контрактом — 1,286 млрд долларов, — будут поставлены начиная с 2009 г. истребители Су-30.

Месяц начался с того, что Алжир был вынужден «призвать к порядку» посла США в АНДР Роберта Форда. Алжирским властям не понравилось то, что посол провел консультации с представителями ряда политических партий относительно готовящегося проекта новой Конституции, что было расценено как попытка вмешательства во внутренние дела страны. «Мы не приемлем вмешательства подобного рода и требуем от политических партий не использовать послов для того, чтобы выразить им озабоченность», — предупредил премьер-министр Абдельазиз Бельхадем. Среди принятых Р. Фордом в феврале лидеров политических партий значился и руководитель входящей в правительственную коалицию исламистской партии Движение общества мира (ДОМ).

Как известно, проект новой конституции — его текст пока не объявлен официально — предусматривает, в частности, пересмотр властных полномочий между премьером и президентом в пользу последнего, а также отменяет ограничения по числу возможного баллотирования на пост президента страны. Сейчас это можно делать только два раза подряд, а в 2009 г. у действующего президента Абдельазиза Бутефлики истекает второй мандат. Снятие этого ограничения позволит Бутефлике в третий раз баллотироваться на избрание на высший государственный пост.

В первых числах марта в Алжире с трехдневным визитом побывала группа минно-тральных сил НАТО в составе шести морских тральщиков. Заявленной целью визита было «укрепление связей» между ВМС НАТО и Алжира в рамках программы Средиземноморского диалога Альянса, к которой АНДР присоединилась в 2001 г. После визита в порт Алжира корабли НАТО и ВМС Алжира провели совместные учения, в ходе которых отрабатывались вопросы взаимодействия при поиске и уничтожении мин, а также при обеспечении безопасности судоходства.

Не остался незамеченным визит в Алжир министра обороны Сербии Дражина Сутановича. Белград благодарен Алжиру за моральную поддержку — АНДР не признала независимость Косова. Обе страны одинаково подходят к проблеме «уважения норм международного права». Поэтому у них есть все основания находить общие точки соприкосновения. В частности, в ходе визита сербского министра была достигнута договоренность о подготовке алжирских офицеров в сербских военных училищах.

В течение марта было отмечено несколько боестолкновений между боевиками из «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (АКМ) и алжирскими силовиками, в которых стороны понесли значительные потери. Так, согласно алжирским СМИ, 1 марта алжирские военные провели операцию с использованием боевых и транспортных вертолетов в Кабилии, в ходе которой уничтожили 25 боевиков. Эта информация не была подтверждена официально. В свою очередь, АКМ объявила 9 марта, что в ходе той же операции алжирских силовиков, о которой говорилось выше, ее боевики уничтожили 20 военнослужащих. Она опровергла данные прессы о 25 убитых со стороны боевиков.

В марте Алжир оказался втянут в историю о похищении 22 февраля боевикам АКМ в Тунисе двух австрийских туристов, которых затем они скорее всего увели в Мали через территорию Алжира, потребовав в качестве выкупа за их жизни освободить из тюрем пять видных полевых командиров АКМ, включая Абдерраззака аль-Пара, десять тунисских исламистов, а также выплатить выкуп. По имеющимся данным, в конечном итоге заложники оказались в 150 км от города Кидаль на севере Мали, где находится «штаб-квартира» главаря АКМ в зоне Сахары и Сахеля Яхьи Абу Аммара.

А.аль-Пара (его настоящее имя — Омар Сайфи) — бывший офицер-десантник (отсюда появился его псевдоним), который дезертировал из вооруженных сил и стал видным полевым командиром Салафистской группы проповеди и джихада (СГПД, позднее АКМ). Именно он руководил группой боевиков, которая в 2003 г. захватила в Сахаре группу из 32 европейских туристов. В итоге боевикам за освобождение заложников был заплачен выкуп в размере 5 млн евро. Затем его группа совершила рейд по ряду стран Сахеля. В Чаде в 2004 г. он был арестован и затем выдан Алжиру, где в настоящее время ожидает судебного процесса.

Еще один участник «пятерки», освобождения которого добиваются исламисты, — Будербаль Фатах (Абдельфаттах Абу Басир). Он возглавлял группу боевиков, которая специализировалась на организации терактов с использованием смертников в Алжире. Арестован в октябре 2007 г. в одном из схронов в Алжире, где при нем было 800 кг взрывчатки.

Третий человек, освобождения которого добивается АКМ, входил в «штаб» организации под боевым псевдонимом Мосаб Абу Абдалла. До последнего времени исламисты считали, что он погиб в одном из боестолкновений в апреле 2007 г., и только недавно узнали, что на самом деле он был тяжело ранен и попал в плен.

Что касается десяти тунисских исламистов, то про них известно, что они прошли военную подготовку в лагерях АКМ в Алжире и в 2006 г. вернулись в Тунис с задачей открыть там новый фронт джихада.

При всей очевидности связи похищения туристов и событий в АНДР официальный Алжир поторопился заявить, что это дело его напрямую не касается. Как подчеркнул 15 марта премьер-министр А. Бельхадем, «дело двух заложников напрямую не затрагивает Алжир», поскольку «их похищение было осуществлено вне территории Алжира» и «сейчас они находятся также не на алжирской территории». Как известно, правительство Австрии потребовало от Алжира и Туниса не предпринимать каких-либо силовых действий против похитителей с тем, чтобы не поставить под угрозу жизнь заложников.

В чем отчасти можно согласиться с Бельхадемом, так это с тем, что АКМ, родившись в Алжире, становится проблемой для всех без исключения стран региона. Стоить напомнить, что недавно именно боевики АКМ расправились с четырьмя французскими туристами в Мавритании, а сейчас готовят тыловые базы в районе алжиро-тунисской границы, чтобы перенести боевые действия в эту ранее стабильную страну. Именно с этих баз они проникли в Тунис для захвата австрийских туристов.

Из экономических новостей марта следует отметить заявление посла США в Алжире Р.Форда, согласно которому объем торгового оборота между двумя странами в 2007 г. вырос на 2 млрд долларов по сравнению с предыдущим годом и достиг 19 млрд долларов (здесь даже не хочется приводить для сравнения годовой объем торговли между Россией и Алжиром, формально связанных соглашением о «стратегическом» сотрудничестве). При этом алжирский экспорт составил 17,5 млрд долларов, импорт — 1,5 млрд долларов. Он же сообщил, что в ближайшее время будет объявлено о «значительных американских инвестициях» в сферы, не связанные с добычей углеводородов.

52.32MB | MySQL:103 | 0,676sec