Формирование коалиционного правительства Пакистана

31 марта с.г. 24 члена нового коалиционного правительства дали присягу на верность конституции и президенту Исламской Республики Пакистан. Несколькими днями раньше, 24 марта, парламентом была единогласно утверждена кандидатура Юсуфа Раза Гилани на пост премьер-министра, члена победившей на выборах Пакистанской народной партии.

Процедура формирования нового правительства прошла в соответствии с традиционным регламентом. В ее основе лежит коалиционный принцип. Право выдвинуть своих представителей в состав кабинета министров получили партии, набравшие наибольшее количество голосов. Таким образом, 11 министров имеет Пакистанская народная партия /ПНП, девять министров – члены второй по численности фракции в Национальной ассамблее — Пакистанской мусульманской лиги (Наваза Шарифа)/ ПМЛ(Н), два министра – от Национальной народной партии ННП, один министр – от Джамиат-улема-и-ислам и один министр – от полосы пуштунских племен. Объявлено, что количество министров в правительстве будет увеличено в ближайшее время. Многие обозреватели полагают, что это произойдет в ближайшие несколько недель. Увеличилось число женщин-министров. В нынешнем составе их две – по одной от ПНП и ПМЛ (Н).

Новый кабинет называют правительством ПНП, вновь пришедшей к власти спустя почти 12 лет после вторичной отставки правительства Беназир Бхутто в ноябре 1996 г. Все эти годы партия практически не принимала участия в политической жизни, а ее лидер вернулась в страну из эмиграции лишь в октябре 2007 г.

ПМЛ (Н) также была изолирована от социально-политической жизни, а ее председатель Миан Наваз Шариф был смещен с поста премьер-министра в конце 1999 г., в 2001 г. ему было запрещено заниматься какой-либо политической деятельностью в течение десяти лет. Он вынужден был эмигрировать в Саудовскую Аравию. В Пакистан Наваз Шариф вернулся в ноябре 2007 г.

Нынешний состав коалиционного правительства – принципиально новая политическая составляющая пакистанского общества, добровольно или насильственно исключенная из его социальной жизни на протяжении последних нескольких лет. Сегодня оппозиционные в недавнем прошлом политические партии формулируют внешнюю и внутреннюю политику государства. Но очевидно одно – министры взяли курс на сдержанное партнерство с президентом П. Мушаррафом.

Несмотря на объявленный партиями-победителями коалиционный подход к формированию правительства, третья по численности фракция в нижней палате парламента, состоящая из представителей пропрезидентской Пакистанской мусульманской лиги (Каид-и Азам)/ПМЛ (К), не была приглашена к сотрудничеству. Таким образом, в состав правительства вошли исключительно лояльные ПНП/ПМЛ (Н) альянсу лица, демонстрирующие как официальную толерантность, так и открытое неприятие президента П. Мушаррафа.

Будет неверным утверждать, что парламент в целом настроен против П. Мушаррафа. Несмотря на переход нескольких депутатов сената в стан партий-победителей, в целом верхняя палата парламента остается верной ему. И на это есть ряд объективных и субъективных причин: срок полномочий сената — шесть лет; каждые три года обновляется половина его членов. На последних выборах, прошедших в феврале 2003 г., большинство мест в сенате получила правящая в тот период ПМЛ (К), а оппозиционная ПНП – всего 11. Таким образом, подавляющая часть действующих сенаторов получили свой мандат еще в период правления генерала-президента П. Мушаррафа от Пакистанской мусульманской лига (Каид-и Азама).

Дальнейшее расширение социальной базы в Национальной ассамблее ПНП/ ПМЛ (Н) укрепляет за счет привлечения к сотрудничеству представителей других политических партий, в частности блока исламских партий – Объединенного национального движения/ United National Movement/ Mutahidda Qoumi Movement /MQM, имевшего прочные позиции в прошлые годы как в Северо-Западной пограничной провинции, так и в провинции Синд. Но для того чтобы заслужить любовь коалиционного большинства в нижней палате парламента, новые союзники обязаны открыто отказаться от прежних покровителей, а именно — выступить за восстановление в должности уволенных судей и т.д. Напомним, что за отказ присягнуть Временному конституционному указу от 3 ноября 2007 г. о введении в стране режима чрезвычайного положения судьи Верховного суда были уволены и некоторые даже взяты под домашний арест.

Но в целом на политическую арену вышли три основные политические силы: ПНП, получившая наконец власть, но обезглавленная после смерти Б. Бхутто; «униженная и оскорбленная» ПМЛ (Н) и потерявшая былые первые позиции ПМЛ (К). От гибкости и стратегической направленности их позиций зависит будущее политическое развитие Пакистана.

С триумфом получив власть на парламентских выборах 18 февраля с.г., бывшие оппозиционные силы сегодня организовали и возглавили «крестовый поход» против лично президента П. Мушаррафа и всех, находящихся у власти или около нее с октября 1999 г. по февраль 2008 г. И пошел отсчет новой внутриполитической борьбы в Пакистане — демократически избранных партий против демократически избранного президента, генерала в отставке, олицетворяющего высшую власть армии, четыре раза за шестидесятилетнюю историю страны приходящей к власти путем переворотов.

Движение к дальнейшему расколу в верхних эшелонах власти Пакистана демонстрируют и первые заявления кабинета министров. «Строительство нового, демократического Пакистана» правительство намерено начать «с внесения поправок в конституцию страны с целью лишить президента власти распускать парламент и отправлять кабинет министров в отставку».

В 2002 г. парламентские выборы в Пакистане выдвинули новую Пакистанскую мусульманскую лигу (Каид-и Азам) в лидеры, полностью поддерживавшую генерала-президента П. Мушаррафа. Но первому лицу государства для укрепления власти необходимы были гарантии Закона. Для конституционного оформления его властных полномочий 28 декабря 2003 г. Национальная ассамблея одобрила 17-ю поправку Конституции Исламской Республики Пакистан. Сегодня все та же действующая статья 58(2)(b) Конституции предоставляет президенту П. Мушаррафу право отправлять в отставку премьер-министра и распускать Национальную ассамблею.

Именно страх за собственное существование подгоняет новых депутатов к «переписыванию законов». Но помимо юридических проволочек и парламентских регламентов, затрудняющих процедуру импичмента, на передний план выступает скрытая до настоящего времени борьба – какой политической группировке выгодно лишить П. Мушаррафа президентских полномочий или до какой степени их ограничить? ПНП во главе с Асифом Зардари или ПМЛ (Н) с Мианом Навазом Шарифом?

Первый, учитывая, что он часть семьи Б. Бхутто, пользуется несомненной поддержкой президента П. Мушаррафа, у него нет антагонистических разногласий с последним. Недавно, с него были сняты все судебные обвинения в коррупции, за которые он отсидел в тюрьме практически 11 лет. Сегодня его партия – фаворит, и что немало важно — его поддерживает Вашингтон. Не лучше ли пережить пять лет, отведенных П. Мушаррафу по Конституции, и пойти на следующие президентские выборы? Ранее Асиф Зардари не избирался на высшие государственные посты – президента или премьер-министра.

Ограниченное поле действий у Наваза Шарифа. По Конституции, он уже исчерпал лимит пребывания на посту главы правительства, т.к. дважды занимал пост премьер-министра (ноябрь 1990 – апрель 1993 гг.; февраль 1997 – октябрь 1999 гг.). Избираться в третий раз запрещено по Конституции или на это нужны специальный указ президента и одобрение обеими палатами парламента. Поэтому прямая дорога Наваза Шарифа к реальной власти в стране ведет только через президента. Но сегодня ему мешает П. Мушарраф, с которым у него личные счеты. Именно нынешний президент сместил его с поста премьер-министра в октябре 1999 г.

Какую судьбу Пакистану готовят Асиф Зардари и Миан Наваз Шариф, покажет время. Представляется, что альянс ПНП/ ПМЛ (Н) носит временный характер, до выборов ставивший целью низвержение П. Мушаррафа. Сегодня, после согласованного формирования правительства и определения перспектив, каждая из трех крупных партий будет стремиться самостоятельно выстраивать свое будущее, выбирать партнеров и тактику действий.

52.21MB | MySQL:103 | 0,497sec