О некоторых итогах турне Ли Чанчуня по странам Магриба

Расширение экономического сотрудничества Китая со странами Магриба стало главной целью турне, которое совершил в период с 22 марта по 1 апреля постоянный член Политбюро ЦК КПК Ли Чанчунь.

Первым остановочным пунктом китайского гостя стал Алжир, куда он формально прибыл по приглашению Фронта национального освобождения /ФНО/. Эта партия входит в правительственную коалицию и играет в ней ключевую роль. Ее генеральный секретарь Абдельазиз Бельхадем является премьер-министром АНДР. Визит Ли Чанчуня имел статус «официального дружественного» и был приурочен к 50-летию установления дипломатических отношений между Алжиром и КНР.

Как отмечалось в комментарии официального китайского информационного агентства СИНЬХУА к визиту, «в последние годы непрерывно укрепляется насчитывающее долгую историю сотрудничество между Китаем и Алжиром в политической, экономической, военной, культурной областях, а также в сфере здравоохранения». Новый импульс этому сотрудничеству придало установление в 2004г. «стратегических отношений сотрудничества».

По данным китайской таможни, в 2007г. двусторонний товарооборот достиг 3,828 млрд долларов, что на 83 проц. превышает аналогичный показатель 2006г. Из них экспорт китайских товаров в Алжир составил 2,688 млрд долларов, импорт алжирских товаров в Китай — 1,14 млрд долларов /для сравнения торговый оборот между Россией и Алжиром, также связанными соглашением о «стратегическом партнерстве», в 2006г.составил 640 млн долларов/. В настоящее время в Алжире в сферах строительства, телекоммуникаций, энергетики, водного хозяйства и транспорта работают более 40 крупных предприятий, созданных при участии китайского капитала.

В ходе состоявшейся во время визита встречи Ли Чанчуня с президентом АНДР Абдельазизом Бутефликой стороны сделали громкие политические заявления. Как заявил представитель Пекина, «Китай готов активизировать двусторонние обмены на высшем уровне, укреплять политическое взаимодействие, способствовать торгово-экономическому сотрудничеству как в традиционных областях, так и в сферах энергетики, минеральных ресурсов, телекоммуникаций, инфраструктуры, интенсифицировать обмены в научно-технической, образовательной, туристической и других гуманитарных областях». В свою очередь Бутефлика сделал очень важный для Пекина реверанс, подтвердив «твердую приверженность Алжира политике одного Китая и решительную поддержку дела воссоединения Китая»».

На встрече с алжирским премьером Абдельазизом Бельхадемом Ли Чанчунь пообещал, что Пекин «продолжит поощрять ведущие китайские предприятия к вложению капиталов в Алжире». Он также выразил надежду, что «Алжир поддержит развитие китайских компаний, действующих в АНДР».

Еще одним собеседником Ли Чанчуня с алжирской стороны был глава МИД АНДР Мурад Меделси. Алжирский дипломат высказал полную поддержку со стороны АНДР Китаю в том, что касается китайской интерпретации недавних событий в Лхасе, а также выразил уверенность, что Китай успешно справится с задачей организации и проведения Олимпийских игр в Пекине.

25 марта Ли Чанчунь прибыл в столицу Мавритании Нуакшот с официальным дружественным визитом. В тот же день он встретился с председателем Мавританского национального союза за демократию и развитие Яхьей ульд Вагхефом. Вторым собеседником китайского эмиссара был президент Мавритании Сиди ульд Шейх Абдаллахи. На встрече с главой Мавритании Ли Чанчунь выразил надежду на то, что «в рамках форума китайско-африканского сотрудничества две страны смогут укрепить взаимное доверие, расширить сотрудничество в таких областях, как энергетика, горнодобыча, телекоммуникации, сельское хозяйство, развитие инфрастурктуры, науке, культуре, медико-санитарных мероприятиях». В тот же день Ли Чанчунь побывал в порту Нуакшота, развитие которого ведется при участии Китая.

На встрече с премьер-министром Мавритании Зейном ульд Зейданом Ли Чанчунь заявил, что Китай «совместно с Мавританией готов приложить совместные усилия по налаживанию новых форм сотрудничества и освоению новых сфер взаимодействия». В свою очередь мавританский премьер заявил, что его страна «надеется на развитие отношений стратегического партнерства с Китаем и намерена укреплять двустороннее сотрудничество в создании объектов инфраструктуры, сельском хозяйстве, других сферах». «Нуакшот приветствует инвестиции крупных китайских предприятий в экономику Мавритании и обещает неизменно придерживаться политики одного Китая», — подчеркнул Зейдан.

После этой встречи мавританский премьер и представитель Пекина приняли участие в церемонии подписания межправительственного соглашения о техническом и экономическом сотрудничестве, присутствовали на церемонии закладки первого камня в фундамент комплекса административных зданий правительства Мавритании — этот проект реализуется при помощи Китая.

26 марта Ли Чанчунь посетил Марокко. Там одним из его собеседников был премьер-министр страны, генеральный секретарь Партии Истикляль Аббас эль-Фасси. В ходе переговоров эмиссар Пекина заверил, что Китай будет и в дальнейшем поощрять импорт из Марокко с целью поддержания торгового баланса. Подобное замечание обусловлено тем, что в общем объеме торгового оборота между двумя странами в 2006г. в 12 млрд дирхамов /примерно 1,2 млрд евро/ на долю марокканского экспорта приходилось всего 946 млн дирхамов. Он выразил благодарность правительству Марокко «за поддержку, оказанную Китаю в Тайваньском и Тибетском вопросах». Со своей стороны Эль-Фасси заверил своего собеседника, что «Марокко продолжит придерживаться политики одного Китая, считает Тибетский вопрос внутренним делом Китая и не допустит вмешательства других стран в эти дела». «Марокко поддерживает проведение в Пекине Олимпиады и примет в ней активное участие», — подчеркнул марокканский премьер. По его мнению, «бойкот Олимпиады стал бы бойкотом мира на планете». Затем оба политики приняли участие в церемонии подписания соглашения о техническом и экономическом сотрудничестве между двумя странами.

27 марта Ли Чанчунь принял участие в семинаре китайских и марокканских предпринимателей, на котором выдвинул четыре предложения, направленных на дальнейшее укрепление сотрудничества междй Китаем и странами Африки. В изложении китайского официального агентства СИНЬХУА эти предложения звучат так:

1.Укреплять взаимное доверие, сохранять положительные тенденции в китайско-африканском сотрудничестве в области экономики и торговли.

2.Интенсифицировать обмены, создавать благоприятные условия для развития торгово-экономического сотрудничества.

3.Сделать упор на взаимодействие в ключевых областях, реализовать новые формы взаимодействия с целью содействия быстрому развитию сотрудничества.

4.Уделить больше внимания имиджу взаимодействия, стремиться к повышению социально-экономической отдачи сотрудничества.

29 марта Ли Чанчунь оказался в Тунисе с официальным визитом. Там его первым собеседником стал генеральный секретарь правящей партии Демократическое конституционное объединение /ДКО/ Хеди Мхенни. На встрече Ли Чанчунь дал высокую оценку усилиям ДКО по защите независимости Туниса, развитию национальной экономики, улучшению благосостояния населения. В свою очередь Мхенни заявил, что Тунис «решительно поддерживает территориальную целостность, суверенитет и независимость Китая, придает большое значение летним Олимпийским играм в Пекине и примет в них активное участие».

31 марта пекинского эмиссара принял президент Туниса Зин аль-Абидин бен Али. На встрече Ли Чанчунь выразил благодарность Тунису «за неизменную поддержку позиции одного Китая». Он заявил, что «Китай намерен и далее укреплять контакты с Тунисом на высшем уровне, активизировать политическое взаимодействие через консультации двух стран по международным делам». Со своей стороны Бен Али заверил эмиссара Пекина, что «решительная поддержка дела объединения Китая является постоянной позицией Туниса».

Этот материал готовился на основе главным образом сообщений китайского информационного агентства СИНЬХУА и поэтому оказался под определенным влиянием штампов, используемых этим китайским официозом, для сообщений которого характерны полутона и полунамеки без особой конкретизации проблем и тем. Тем не менее в любом случае понятно, что одной из целей визита Ли Чанчуня было заручиться поддержкой стран Магриба Пекинской Олимпиады, что крайне важно для КНР в связи с реальностью существующей угрозой бойкота Игр некоторыми странами.

62.88MB | MySQL:102 | 0,505sec