Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (31 марта – 6 апреля 2008 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили вокруг Афганистана и зоне палестино-израильского конфликта. На саммите НАТО в Бухаресте была одобрена новая стратегия альянса по Афганистану. Правительство Израиля уведомило США и Палестинскую национальную администрацию о ликвидации 50 дорожных заграждений и КПП на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ).

Афганская тема была одной из главных на прошедшем 2-4 апреля в Бухаресте саммите НАТО. Итогом ее рассмотрения стало принятие т. н. «новой стратегии Североатлантического альянса по Афганистану», которая предусматривает решение четырех проблем: (1) укрепление законности в Афганистане, (2) укрепление позиций центрального правительства страны, (3) реконструкцию социальной сферы и (4) ускорение решения проблем, имеющихся в афгано-пакистанском приграничье.

Наряду с принятием «новой стратегии» целый ряд стран НАТО заявили о своем намерении увеличить численность национальных военных контингентов в Афганистане. Так, США планируют увеличить численность войск в этой стране в 2009 г. примерно на 7,5-10 тыс. чел. (2-3 бригады), а в настоящее время идет переброска в Афганистан 3,5 тыс. американских морских пехотинцев. Франция направит в Афганистан около 700 военнослужащих, Польша – 400 чел. и 8 вертолетов, Чехия – 120 чел. Греция, Италии и Румыния отправят инструкторов для обучения личного состава Афганской национальной армии (АНА). Кроме того, своих военнослужащих направят в Афганистан страны, не являющиеся членами альянса – Грузия (500 чел.) и Азербайджан (45 чел.). Отметим, что польские и грузинские подразделения предполагается направить в наиболее опасные места – в восточные и южные провинции страны. В то же время Турция не собирается увеличивать свой афганский контингент, мотивируя это решение тем, что «десятки тысяч» турецких военных ведут борьбу с террористами на национальной территории.

Одной из первостепенных задач признано всемерное укрепление АНА, усиление ее роли в обеспечении безопасности страны. Численность афганской армии предполагается увеличить на 60 проц (сейчас – 61 тыс. чел.).

Присутствовавший на саммите в Бухаресте президент Афганистана Х. Карзай высказал свое удовлетворение итогами обсуждения афганской проблемы и принятыми по ней решениями.

По мнению некоторых европейских экспертов, НАТО в настоящее время проигрывает в Афганистане битву за «умы и сердца» местных жителей, в результате чего ухудшились отношения афганцев к силам международной коалиции, ослабляется поддержка ее усилий по борьбе с движением «Талибан» и другими экстремистскими группировками. Во многом это связано с тем, что со времени начала войны в Афганистане в 2001 г. западные союзники наибольшее внимание уделяли военным аспектам, оставляя на периферии решение социальных и экономических проблем страны. Именно это способствовало бурному росту наркобизнеса и сохранению высокого уровня безработицы (до 40 проц), особенно среди молодежи.

Напряженность в зоне палестино-израильского конфликта на минувшей неделе заметно снизилась. Отмечено очень небольшое число ракетных обстрелов территории Израиля из сектора Газа, сократилось и число рейдов израильских военных против палестинских террористов на ЗБРИ. В рамках реализации пакета гуманитарных мероприятий, согласованных министром обороны Израиля Э. Бараком, госсекретарем США К. Райс и главой правительства ПНА С. Файядом, израильтяне ликвидировали 50 из примерно 500 дорожных заграждений и КПП на территории Западного берега реки Иордан. Основную часть ликвидированных барьеров составляли рвы и земляные валы, препятствовавшие движению транспорта между городами Дженин, Тулькарм, Калькилия, Рамалла.

Глава ПНА М. Аббас после переговоров в Каире с президентом Египта Х. Мубараком выразил надежду на то, что к концу текущего года палестинцы и израильтяне смогут «прийти к согласию по окончательному урегулированию», хотя двусторонние переговоры идут сложно. В настоящее время на них обсуждается весь спектр основных проблем: прохождение палестино-израильской границы, судьба еврейских поселений на ЗБРИ, будущее Иерусалима, возможность возвращения на прежние места жительства палестинских беженцев, распределение водных ресурсов, проблемы обеспечения безопасности. В деле достижения палестино-израильского урегулирования Аббас рассчитывает на содействие США.

По завершении своей поездки на Ближний Восток госсекретарь США К. Райс отметила, что палестино-израильские переговоры идут «в нужном направлении» и сохраняется возможность достижения мирного соглашения уже в этом году. При этом глава американской дипломатии заявила о необходимости приостановки Израилем строительства еврейских поселений на ЗБРИ. Как известно, со времени начала переговоров в ноябре 2007 г. израильтяне не заморозили ни одного строительного проекта по расширению поселений на Западном берегу. В целом же эксперты отмечают, что К. Райс не удалось добиться реального прорыва в палестино-израильском диалоге, где позиции сторон по-прежнему очень далеки друг от друга.

Руководитель радикального палестинского движения ХАМАС Х. Машааль предложил Израилю исключить из конфликта гражданское население, что, по его словам, означает отказ израильской армии от «убийства палестинцев», а боевики ХАМАС, со своей стороны, ограничатся нападениями исключительно на военные объекты Израиля.

Сложная, напряженная обстановка сохраняется в Ираке, где не прекращаются теракты, вооруженные нападения, другие насильственные действия. 4 апреля премьер-министр Ирака Н. аль-Малики отдал распоряжение силовым структурам приостановить все военные операции против боевиков шиитских вооруженных формирований, подозреваемых в антиправительственной деятельности. Это решение последовало на следующий день после того, как лидер одной из крупнейших шиитских группировок «Армии Махди» М. ас-Садр заявил о возможности актов «возмездия» против властей в случае, если преследования и аресты его сторонников не будут прекращены. Однако 6 апреля в багдадском шиитском районе Садр-Сити вновь вспыхнули ожесточенные вооруженные столкновения иракских правительственных сил, поддерживаемых подразделениями ВС США, с боевиками «Армии Махди».

5 апреля Совет национальной безопасности Ирака на заседании с участием главы правительства, президента республики и лидеров ведущих парламентских фракций призвал к роспуску в стране всех незаконных вооруженных формирований до намеченных на 1 октября с. г. выборов в провинциальные органы власти.

В Тегеране официально опровергли сообщения о том, что глава «Армии Махди» М. ас-Садр находится в настоящее время на территории Ирана.

Президент Ирана М. Ахмадинежад считает, что вопрос о прекращении национальной ядерной программы «ушел в прошлое» и иранцы не намерены обсуждать условия ее остановки, включая новые инициативы, которые страны Евросоюза готовы предложить ИРИ. Ахмадинежад в очередной раз подтвердил, что иранская сторона будет обсуждать атомные вопросы только в рамках МАГАТЭ. В Тегеране также объявили о расширении работ по обогащению урана.

31 марта президент Пакистана П. Мушарраф принял присягу нового правительства страны, сформированного из представителей бывших оппозиционных партий. По информации СМИ, глава кабинета министров Ю. Р. Гилани намерен отойти от безоговорочной поддержки руководимой США войны с терроризмом, что с 2001 г. делал президент Мушарраф. Также сообщается, что в Вашингтоне постараются и далее поддерживать Мушаррафа и не допустить его отставки.

3 апреля пакистанские ВВС получили первый из пяти заказанный в 2006 г. в Швеции самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и разведки типа «Сааб». Полностью заказ будет выполнен в 2009 г.

Конституционный суд (КС) Турции 31 марта начал процесс о роспуске правящей исламистски ориентированной Партии справедливости и развития (ПСР), что делается на основании обращения в суд генерального прокурора Аппеляционного суда. КС в то же время решил не рассматривать в рамках процесса вопрос о запрете на политическую деятельность для президента республики, члена ПСР А. Гюля. Партия обвиняется в использовании религии в политических целях и стремлении навязать светской Турции законы шариата. Не исключено, что процесс о роспуске ПСР может привести к осложнению внутриполитической ситуации в стране.

В юго-восточных районах Турции, прилегающих к границе с Ираком, проводится крупная войсковая операция против боевиков сепаратистской Курдской рабочей партии. Помимо общевойсковых частей в ней участвуют элитные подразделения спецназа. Действия наземных сил активно поддерживает боевая авиация.

Президент Сирии Б. Асад заявил, что его страна установит дипломатические отношения с Ливаном как только в Бейруте будет сформировано правительство национального единства. Кроме того, Асад высказал пожелание нормализовать отношения с теми арабскими странами, которые обвиняют САР в нежелании содействовать урегулированию ливанского кризиса (здесь имеются в виду Египет, Иордания и Саудовская Аравия). По имеющейся информации, с посреднической миссией в Каире уже побывал президент Алжира А. Бутефлика. Он также предполагает посетить Эр-Рияд. Сообщается и о намерении эмира Кувейта С. аль-Ахмеда ас-Сабаха посредничать в деле урегулирования сирийско-саудовских противоречий.

Командующий ливанской армией генерал М. Сулейман заявил 3 апреля, о своем «окончательном и бесповоротном» уходе в отставку 21 августа с. г. Генерал считает, что «тот факт, что избрание президента зависит от внутриливанской договоренности, достичь которой становится с каждым днем все сложней, и от межарабского согласия, которое вообще кажется невозможным, затрагивает мою честь как военного». Заявление военачальника, который сумел удержать вооруженные силы страны нейтральными в условиях острого политического кризиса, расценивается как форма давления на противоборствующие ливанские политические силы.

Власти Египта в преддверии назначенных на 8 апреля выборов в местные органы власти расширяют кампанию преследования сторонников крупнейшей оппозиционной силы страны – «Ассоциации братья-мусульмане», деятельность которой официально находится вне закона. За последние несколько недель полицией задержано около 800 сторонников «братьев», в т. ч. 150 потенциальных кандидатов в депутаты провинциальных законодательных органов. Вместе с тем, исламисты не намерены отказываться от участия в выборах, выставляя своих кандидатов как «независимых». Египетские власти также предпринимают все возможные меры, чтобы не допустить проведения в стране всеобщей забастовки, к которой призывают оппозиционные политические силы, чтобы выразить гражданскую волю и всеобщий протест против роста цен, общего удорожания жизни в стране, ухудшения уровня образования и здравоохранения. В Каире и других крупнейших городах АРЕ усилены меры безопасности.

Ухудшается ситуация в Сомали. Боевики исламистских вооруженных группировок развернули активные наступательные действия в различных районах страны, захватив несколько городов. Ожесточенные бои между правительственными силами, поддерживаемым эфиопской армией, и боевиками из крупнейшей повстанческой группировки «Союз исламских судов» идут в столице страны Могадишо.

В провинции Лахадж на юге Йемена произошли столкновения между демонстрантами (до 5 тыс. чел.) и силами безопасности. Имеются убитые и раненые, свыше 120 чел. арестовано. Люди протестовали против экономической политики правительства, приведшей к росту цен и безработице, а также выражали недовольство засильем представителей северной части страны в органах власти.

Приложение

О некоторых особенностях внутриполитического положения в Сирии

В настоящее время внутриполитическая обстановка в Сирии остается хотя и сложной, но в целом стабильной. Созданная Хафезом Асадом еще в 1970-е гг. система управления страной, подконтрольная алавитской военно-бюрократической элите (алавиты составляют 12-13 проц населения САР), продолжает сохранять свою дееспособность, что дает правящему режиму возможность поддерживать стабильность в стране. Основу внутренней политики сирийского руководства на современном этапе составляет активная целенаправленная деятельность по всемерному укреплению позиций правящего режима. Важнейшей составной частью этого курса являются действия властей по недопущению роста и расширению влияния организованной оппозиции различной ориентации, прежде всего ее радикальной части. Здесь же отметим, что президент страны Башар Асад продолжает пользоваться популярностью у населения САР.

С целью упрочения своих позиций сирийское руководство стремится трансформировать государственные и общественно-политические структуры в рамках дозированной демократизации сверху при сохранении в целом конструкции существующей политической системы. Все это позволяет пока избегать нежелательных социально-политических перегрузок в обществе. Есть основания полагать, что Б. Асад и в дальнейшем будет придерживаться данного политического курса. В то же время нельзя исключать определенных отклонений, вызванных воздействием на президента тех или иных политических группировок внутри правящей элиты. Кроме того, Башар Асад будет действовать в направлении дальнейшего упрочения своих позиций в верхних эшелонах власти, армии, органах безопасности.

В сирийском обществе поступательно набирают темпы процессы, связанные с разрешением давно назревших внутриполитических проблем. Речь идет о необходимости изменений в механизме власти, прежде всего реформе госаппарата, с тем, чтобы он смог серьезно и эффективно заниматься экономическими и социальными проблемами. Рост удельного веса частного сектора в экономике САР усилил стремление различных общественных сил к изменениям в политической системе. Усиливается тенденция увеличения числа представителей предпринимательского класса во властных структурах в центре и на местах. Тем самым демонстрируются кризисные моменты как в социальной базе режима, так и в его идеологии.

Межконфессиональные отношения. Для сирийского общества характерны исторически сложившаяся поликонфессиональность, наличие различных по численности, степени консолидированности и влиянию на внутриполитическую жизнь религиозных общин, а также жесткая государственная политика, направленная на недопущение религиозной и межобщинной розни. Вместе с тем в стране происходит отчетливо выраженная тенденция исламизации общества и политизации верующих, главным образом суннитов (85% мусульман). В Сирии действует свыше 2500 мечетей, в которых участилась завуалированная (зачастую не очень) критика властей. Отмечается создание экстремистских исламских группировок, ставящих целью свержение насильственным путем нынешнего режима. Основная причина активизации исламистов – ухудшение экономического положения страны, снижение жизненного уровня населения и, как следствие, рост социальной напряженности. На деятельность оппозиционных сил сильное влияние оказывает внешний фактор: высокая активность исламских фундаменталистов в регионе, «спонсорство» сирийских исламистов со стороны Ирана и Саудовской Аравии, поддержка антирежимных сил Соединенными Штатами, некоторыми странами Запада и той же Саудовской Аравией. Все это создает реальные предпосылки для серьезного обострения при стечении соответствующих обстоятельств, противоречий в обществе (прежде всего между суннитами и алавитами), эксплуатации различными политическими силами внутри САР и за рубежом возможностей ислама для достижения своих целей. При этом в долгосрочном плане время играет в пользу суннитов, которые на фоне набирающего силу исламского фактора будут стремиться реализовать свой растущий экономический потенциал путем более действенного вхождения в различные властные структуры.

В отношениях правящего режима с главной оппозиционной силой – исламистской организацией «братья-мусульмане» в ближайшее время вряд ли могут произойти принципиальные изменения, в т. ч. по вопросу об их легализации и организованном возвращении к политической деятельности. Саму же организацию ослабляет наличие в ее рядах различных фракций, отсутствие сильных лидеров и интеллектуалов-теоретиков. В своем большинстве сирийские «братья» придерживаются на данном этапе линии на отказ от террора как средства ведения борьбы с режимом. Подчеркнем, что слабость и невысокая организованность демократического движения в Сирии способствует закреплению за «братьями-мусульманами» лидирующего положения среди политической оппозиции.

В целом же на данном этапе правящему режиму удается, в т. ч. и силовыми методами, сдерживать межконфессиональные противоречия, а положение в религиозной сфере в Сирии, несмотря на имеющиеся элементы напряженности, можно оценивать как стабильное и контролируемое.

Политическая оппозиция с преимущественно светской ориентацией остается слабой. Многие ее организации действуют за рубежом. К ним, в частности, можно отнести Фронт национального спасения, созданный в 2006 г. бывшим вице-президентом САР А. Х. Хаддамом, и Партию реформ, созданную в 2003 г. Ф. Гадри. В самой Сирии действует организация «Дамасская декларация (создана в 2005 г.), выступающая за демократизацию сирийского общества, коренное реформирование системы государственного и политического устройства страны. Власти всячески препятствуют деятельности оппозиционных сил. Периодически проводятся аресты оппозиционеров.

В целом оппозиционные силы различной ориентации разобщены и не представляют на данном этапе реальной угрозы правящему режиму.

Программные документы правящей в стране Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ, партия Баас) игнорировали наличие в Сирии курдской проблемы. Однако реально она существует и является достаточно острой. Правда, в отличие от Турции и Ирана, сирийские курды не идут пока на развязывание вооруженной борьбы с властями. В настоящее время в стране, главным образом в северо-восточных и северных районах, по различным оценкам, проживают от 1,5 до 2 млн курдов. Х. Асад понял необходимость налаживания отношений с курдским населением и в свое время несколько облегчил его положение. В частности, была разрешена, хотя и не вполне официально, деятельность курдских политических партий. Вместе с тем, в Сирии продолжает иметь место дискриминация курдов, причем в целом ряде случаев довольно жесткая. Именно это обстоятельство во многом способствовало тому, что на северо-востоке САР, а также в ряде других мест периодически происходят волнения курдского населения, принимающие зачастую массовый характер. Власти, используя силовые методы, быстро их подавляют. В то же время, не желая обострять ситуацию, правительство во многих случаях не применяют по отношению к курдам излишне суровые меры. В целом же нерешенность курдской проблемы остается одним из фактором, который может способствовать дестабилизации обстановки в САР.

Сложным остается вопрос о выработке новой идеологии ПАСВ, взамен устаревшей баасистской доктрины непролетарского социализма и социальной справедливости. Актуальность проблемы заключается, в первую очередь, в необходимости эффективного противодействия происходящему заполнению идеологического вакуума в обществе идеями исламского фундаментализма, растущей потенциальной угрозой со стороны его приверженцев.

Все более серьезной проблемой, влияющей на положение дел в САР, является демографический фактор. Сирия занимает одно из первых мест в арабском мире по темпам прироста населения – до трех процентов в год. На протяжении многих лет прирост населения опережает темпы роста экономики, что представляет собой мину замедленного действия. Все более остро стоит вопрос о трудоустройстве молодежи.

Таким образом, внутриполитическая обстановка в Сирии остается пока стабильной. На сегодняшний день в стране нет организованной оппозиционной политической силы, способной бросить решительный вызов власти Б. Асада. Вместе с тем сложное экономическое положение САР, отсутствие реальных демократических свобод, известная напряженность в отношениях между религиозными конфессиями, курдская проблема продолжают стимулировать рост недовольства различных слоев населения политикой режима. Причем периодически возникающие в последние годы различного рода проявления недовольства и массовые беспорядки свидетельствуют об ослаблении контроля со стороны властей над событиями, происходящими в стране.

52.33MB | MySQL:103 | 0,581sec