В начале 2020 года в Турции была опубликована книга под заголовком «Борьба за раздел Восточного Средиземного моря и Турция». К настоящему моменту, невзирая на свою относительную свежесть, рассматриваемая нами книга, посвященная Восточному Средиземноморью, как «национальному вопросу» в Турции, пережила уже несколько переизданий. Автор книги — Джихат Яйджи, вице-адмирал ВМФ Турции, который ушел в отставку лишь 18 мая 2020 года, в связи с обвинениями в его связях с так называемой «террористической организацией Фетхуллаха Гюлена» или, в турецкой аббревиатуре, FETÖ.
Однако, до этого именно его считали идеологом турецкой политики в Восточном Средиземноморье и подписанного соглашения между Турцией и Правительством национального согласия Ф.Сарраджа, которое стало важным практическим шагом страны по отстаиванию своих интересов в регионе.
Продолжаем рассматривать издание. Часть 7 нашей статьи опубликована на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=70296
Напомним, что мы остановились на рассмотрении раздела книги, касающейся позиции самой Турции в Восточном Средиземноморье. Автор, в первую очередь, говорит о пассивности Турции в регионе, которая позволила её странам-конкурентам уйти вперед и разделить регион, сообразно своим интересам, игнорируя интересы и права других стран. Турецким автором постоянно подчеркивается как незаконность, так и несправедливость тех действий, которые предпринимают в регионе Греция и Греческая администрация Южного Кипра.
Однако, проблема заключается не в том, что Турция «проморгала» действия конкурентов в регионе. В конце концов, если обратиться к тем же нотам турецкого МИДа, которые сам же отставной турецкий вице-адмирал Д. Яйджи и приводит, то выходит, что турецкое внешнеполитическое ведомство отлично себе представляло и действия своих конкурентов и отлично видело, что эти действия наносят прямой ущерб турецким национальным интересам. Просто надо обратиться к датам и увидеть, что предупреждения турецкий МИД начал посылать ещё в 2007 году.
Однако, говоря о «пассивности» турецкой стороны в Восточном Средиземноморье, представляется, что следует учитывать, как минимум, следующие обстоятельства.
Обстоятельство номер один заключается в том, что в 2005 году Турецкая Республика стала страной-кандидатом на вступление в ряды Европейского союза.
И этим самым фактом, как «морковкой» были связаны её активные действия по противодействию Греции и Республике Кипр в Восточном Средиземноморье. В то время, в самой Турецкой Республике воцарилась атмосфера положительных ожиданий и, надо сказать, что голоса скептиков на тему того, что ЕС – это «христианский клуб» и Турцию «там никто не ждет» оказались заметно приутихшими.
На этом фоне резко активизировавшихся контактов между Турцией и Европой, турки, буквально по определению, не могли резко реагировать на происходящее в Восточном Средиземноморье. Тем более, памятуя о том, что речь идет именно о Греции и Республике Кипр, которые являются ярыми противниками вступления Турции в ЕС. И чтобы, лишний раз, не накалять обстановку «выступать» Турции за рамками нот турецкого МИДА было не с руки. Здесь уместно сравнить ситуацию с нынешними действиями Турецкой Республики, когда страна лишилась надежд на членство в ЕС и понизила в статусе до Департамента МИДа специально созданное для интеграционных процессов Министерство по делам ЕС.
Так продолжалось вплоть до 2011 года. Это, можно сказать, был пиковый для Турции год в плане её экономического роста и политического имиджа на Западе. Однако, было уже очевидно, что вступление Турции в ЕС забуксовало, а игры с европейцами не принесли ожидаемых плодов.
С другой стороны, в регионе задули ветры перемен и началась так называемая «арабская весна».
Турецкая Республика замахнулась сразу на очень и очень многое – она попыталась «продать» себя региону в качестве модели для построения будущей демократии с интегрированным в неё политическим исламом. Надо сказать, что надежды турок на благополучный исход были очень велики. Ключевой страной для Турции стал именно Египет и заметим, что именно при президенте М.Мурси Турция попыталась договориться с Египтом о разделении морских зон влияния в Восточном Средиземноморье (напомним, что именно Египет – это ключевая страна для Турции, исходя из её подходов к разделению морских зон влияния, основываясь на средней линии между противоположными берегами континентов).
Удайся этот турецкий план тогда в отношении Египта и других стран Северной Африки, и сегодня не Турция была бы в Восточном Средиземноморье в стратегическом одиночестве, а именно Греция и Греческая администрация Южного Кипра.
Кстати, совсем неслучайно, Турция не поддержала «арабскую весну» на территории Ливии. Вот, как раз, в этой стране Турция работала очень успешно с М.Каддафи. Помимо строительных проектов, у турок были серьезные и отнюдь не пустые надежды на то, что им удастся договориться с Каддафи о разделении морских зон влияния. Как сегодня это удалось сделать с Правительством национального согласия Ф.Сарраджа.
Хотя понятно, что ключевая страна в этом смысле – это, все же, Египет. Однако, у Турции, на сегодняшний день, нет никаких перспектив договориться, о чем бы то ни было, с египетским руководством. Заметим, что единственное соглашение, которого удалось Турции добиться – это соглашение с частично признанным руководством Ливии, при наличии в стране двоевластия и гражданской войны.
Таким образом, единственным возможным сценарием для страны является дублирование действий Греции и Греческой администрации Южного Кипра – то есть, односторонние действия по разведке полезных ископаемых при поддержке турецкими ВМФ.
Насколько, при этом, велик рычаг договоренностей между Турцией и ливийским Правительством национального согласия Ф. Сараджем?
Заметим, что этот шаг полностью вписывается в «спойлерский» подход, ранее принятый Турцией на вооружение. Этот подход был основан на неспособности, на данном этапе и по тем или иным причинам, для Турции продвигать свою собственную повестку в регионе.
Однако, своими действиями, Турция уже сегодня оказывается в состоянии нарушить планы конкурентов, даже если они являются – многочисленными и сплоченными в какую-то форму альянса (речь ведем про так называемый «газовый консорциум» в составе: Греция, Республика Кипр, Египет и Израиль). И, даже более того, Турции удалось своими действиями организовать международную конференцию и, при содействии Москвы, организовать переговоры между противоборствующими ливийскими группировками Сарраджа и Хафтара в январе этого года.
Подчеркнем, Турецкая Республика становится одним из важных участников гражданской войны в Ливии и главных спонсоров Правительства национального согласия Ф.Сарраджа. И, невзирая на то, что весь мир, включая Турцию, был несколько месяцев занят вопросами коронавируса, поддержание ПНС Сарраджа для турецкого руководства являлось одним из приоритетов.
Заметим, что накануне – 4 июня с.г. – состоялся визит Ф.Сарраджа в Анкару со встречей с президентом Турции Р.Т.Эрдогана. Для понимания текущей позиции по Ливии, уместно обратиться к итогам этой встречи в Анкаре.
В частности, выступая на совместной пресс-конференции с главой Правительства национального согласия Ф.Сараджем, президент Р.Т.Эрдоган заявил буквально следующее: «Стабилизация Ливии отвечает интересам её соседей по региону и Европы, и мы никогда не оставим наших ливийских братьев во власти путчистов и легионеров».
В своем выступлении, президент Р.Т.Эрдоган тепло поприветствовал Ф.Сарраджа в Анкаре и отметил особо, что визит состоялся в ходе борьбы с пандемией коронавируса, что, по его словам, указывает, лишний раз, на солидарность между Турцией и Ливией даже в трудные исторические моменты.
Процитируем турецкого лидера: «Мы развиваем очень прочные отношения с Ливией, с которой, в прошлом, на протяжении веков мы, как братья, жили под одной крышей и с которой оказались в 100-летней разлуке». Как подчеркнул турецкий лидер, Турция оказала Ливии самую большую поддержку в последнее время, в её борьбе за существование.
Подчеркнув, что Турция продолжает демонстрировать свою солидарность с Ливией, даже в ходе пандемии коронавируса, президент Турции указал на следующее: «Несмотря на коварные нападения путчиста Хафтара на гражданских лиц, больницы и инфраструктуру здравоохранения в результате государственного переворота, Правительство национального согласия приняло все необходимые меры предосторожности в отношении вспышки эпидемии. В эти трудные дни, мы не оставили Ливию в одиночестве, поставив ей различные медицинские и защитные материалы, которые мы отправили ей в апреле и мае. После этого, мы продолжим выполнять то, что предполагается законом о братстве. Наша цель — способствовать тому, чтобы дружный и братский ливийский народ снова собрался вокруг одних и тех же идеалов, и политического единства».
По итогам встречи между собой, президент Р.Т.Эрдоган и глава Правительства национального согласия Ф.Саррадж подчеркнули, что проведенная встреча будет способствовать миру, безопасности и процветанию ливийских граждан. При этом турецким лидером было указано, что приоритетом для Турции является достижение Ливией стабильности.
Напомнив, что решение ливийской проблемы может быть достигнуто только посредством политического процесса, который будет осуществляться под эгидой Организации Объединенных Наций и под руководством самих ливийцев, президент Р.Т.Эрдоган отметил следующее:
«Уважаемый Саррадж и его правительство, по этому вопросу, всегда демонстрируют положительный подход, невзирая на гуманитарные и военные преступления Хафтара и его банды. Я говорю, подчеркивая, что я использую термин «путчист Хафтар» и делаю это не просто так. Хафтар, недавно, еще раз показал свое истинное лицо, отвернув Ливийское политическое соглашение и сделав заявление о том, что он берет на себя управление страной. К сожалению, есть главы государств, представители правительств, которые подходят с пониманием, что «невозможно отстранить Хафтара». Мы напоминаем им снова, что человек, который никогда не беспокоился о проблемах ливийского народа и постоянно угрожал будущему Ливии, не может иметь представительскую функцию и сидеть за (дипломатическим) столом. Этот человек и те, кто оказывает ему военную, финансовую и политическую поддержку, являются самым большим препятствием на пути к миру. Конечно, те, кто залил Ливию кровью и слезами, поддерживая путчиста Хафтара, будут подвергнуты суду истории».
Президент Р.Т.Эрдоган отметил, что турецкое руководство внимательно следило за действиями Правительства национального согласия, которое осуществило свое право на самооборону в событиях в Ливии, и высоко их оценило. Как указал турецкий лидер, на встрече с Ф.Сарраджем был обсужден вопрос снятия блокады с Ливии, которая негативно влияет на повседневную жизнь ливийского народа.
Президент Р.Т.Эрдоган подчеркнул, что они договорились с Правительством национального согласия и с его главой Ф.Сарраджем о продолжении экспорта нефти и прекращении иностранного вмешательства в экономические и финансовые институты страны.
Процитируем турецкого лидера: «Мы также внимательно отслеживаем попытки нелегальной продажи путчистом Хафтарам нефти, принадлежащей ливийскому народу, с целью приобретения ещё большего количества оружия, а также найма легионеров. Мы повторяем наш призыв ко всем международным и региональным субъектам предпринять необходимые шаги для предотвращения этого. Продажа нефти, которая должна использоваться для блага Ливии и всех ливийцев, не должна осуществляться незаконно заговорщиками».
Также президент Р.Т.Эрдоган отметил, что стороны полны решимости по тому, чтобы развивать между собой новые варианты сотрудничества в рамках Меморандума о разделении морских зон влияния между Турцией и Ливией. Процитируем турецкого лидера: «В этом контексте, чтобы использовать в своих интересах природные ресурсы в Восточном Средиземноморье, в том числе, осуществлять их разведку и разработку, мы стремимся расширить наше сотрудничество. Мы также достигли консенсуса в отношении расширения наших областей сотрудничества на ливийской территории».
Как было подчеркнуто президентом Р.Т.Эрдоганом, Турция, и впредь, будет стоять на защите права и справедливости.
Заключил же свое выступление на совместной с Ф.Сарраджем пресс-конференции турецкий лидер следующими словами:
«Достижение Ливией стабильности, в первую очередь, принесет пользу всему региону, включая соседние страны и, особенно, Европу. Мы никогда не оставим наших ливийских братьев во власти путчистов и легионеров. Наша поддержка законного правительства и институтов Ливии будет продолжать расти. Мы будем действовать вместе с г-ном Сарраджем на всех международных платформах, чтобы решить проблему в Ливии на основе законности и справедливости, от Берлинского процесса до НАТО. В этой связи, я хотел бы поблагодарить моего брата г-на Сарраджа за его твердую волю к дальнейшему укреплению наших отношений. Уверен, чтобы наша встреча и консультации были полезными».
Заметим показательность того факта, что первая встреча с зарубежным лидером у президента Р.Т.Эрдогана состоялась с именно с главой ливийского Правительства национального согласия Ф.Сарраджем, что указывает на особое место Ливии в турецкой повестке дня. Мы не раз говорили уже на страницах ИБВ о том, что именно Ливия, а не Сирия является главным национальным вопросом для Турции в наши дни. И, лишь только возникла возможность к тому, чтобы возобновить диалог с Ливией на основе личных контактов, с участием президента Р.Т.Эрдогана, это было сделано буквально немедленно.
Поскольку борьба Турцией ведется за обладание крупными газовыми месторождениями Восточного Средиземноморья, на которые она реально (!) может претендовать, исходя из 1) норм международного морского права, о чем в своем издании так много пишет отставной вице-адмирал Д.Яйджи, 2) возможности действовать в регионе уже с использованием не только инструментов дипломатии, но и с позиций жесткой силы.
Современная Турция уже почувствовала вкус и возможности к тому, чтобы действовать с использованием ВС за пределами своей территории. Важным примером, в этом смысле, стала Сирия и Идлиб.
Совсем неслучайно, заметим, не раз уже официальные представители Турции заявляли о том, что, помимо Сомали и Катара, ими рассматриваются и другие варианты создания своих зарубежных военных баз. Как можно было понять их выступления, прежде всего, речь шла об африканских странах. И остается предположить, что главными кандидатами на эту роль могли бы выступать две страны – Ливия и Нигерия, с учетом богатства энергоносителями, а также исходя из своего мусульманского населения.
Заметим, что у Турции – достаточно серьезная переговорная позиция по Восточному Средиземноморью и подготовленная юридическая база для отстаивания своих интересов в регионе. Итогом этого стало то, что некоторые транснациональные энергетические корпорации начали в прошлом году замораживать свою деятельность на спорных участках. Как указывается в своей книге отставным вице-адмиралом Д.Яйджи, речь идет о таких компаниях, как итальянская Eni и французская Total.