О политике Алжира в зоне Сахеля

Хотя Франция удвоила свои усилия, чтобы убедить Алжир вступить в «Коалицию за Сахель», созданную 28 апреля, президент Алжира Абдельмаджид Теббун неохотно присоединяется к этой инициативе. Напомним, что эта новая военная группа «Такуба» (Task Force Takuba), интегрированная в командную структуру операции «Бархан» (Франция), с участием Германии, Бельгии, Великобритании, Дании, Эстонии, Франции, Мали, Нидерландов, Нигера, Норвегии, Португалии, Швеции и Чехии под руководством Франции начала работу по просьбе малийских и нигерийских властей в Мали в конце марта. Ее основной задачей стала борьба с террористическими группировками. «Минимальная операционная дееспособность» группы должна быть достигнута летом 2020 года, а на полную мощность инициатива выйдет лишь в 2021 году. Она будет состоять преимущественно из служащих европейских подразделений специального назначения и в первую очередь обеспечит поддержку малийской армии, а также «сыграет ключевую роль в автономизации местных вооруженных сил». Вооруженные силы Мали сейчас ведут борьбу с экстремистской террористической группировкой «Исламское государство в Западной Африке» (ISWAP), которая является структурой «Исламского государства» (ИГ, запрещена в РФ). Она была создана в 2015 году отрядами, отколовшимися от возникшей в Нигерии исламистской террористической группировки «Боко харам». Особую активность стотонники ISWAP проявляют в регионе Сахеля на стыке границ Мали, Буркина-Фасо и Нигера.
Нежелание Алжира активно входить в эту новую структуру не лишено оснований. Алжир, который в настоящее время вовлечен в дипломатическое противостояние с Францией (в конце мая  власти Алжира приняли решение немедленно отозвать для консультаций своего посла в Париже после показа французскими общественными телеканалами серии передач, в которых содержались нападки на народ Алжира и его институты, включая Национальную народную армию), планирует вести свою собственную игру. Для этого алжирцы уже несколько недель активно работали в штаб-квартире Африканского союза (АС) в Аддис-Абебе, где они в значительной степени опираются на Смаила Шерги, который является комиссаром АС по вопросам мира и безопасности с 2013 года, но который должен покинуть свой пост в 2021 году. С момента создания в 2003 году должности комиссара Африканского союза по вопросам мира и безопасности ее занимает алжирец. Но теперь почти единодушно решено, что эта работа с расширенными обязанностями должна быть передана другому африканскому энергетическому центру — Нигерии. Возможно, что пройдет еще полгода до того момента, как государства Африканского союза (АС) изберут новых членов исполнительной комиссии блока, но процесс разделения различных портфелей и назначения на пост председателя, который в настоящее время занимает Мусса Факи Махама, уже начался. В соответствии с реформами, проведенными президентом Руанды Полом Кагаме в 2018 году в его тогдашнем качестве председателя АС, и без того мощный портфель комиссии по вопросам мира и безопасности после этих перестановок приобретет еще большее влияние. Задолго до намеченной на июль встречи на высшем уровне (может быть перенесена с учетом темпов распространения пандемии на несколько недель) государства-члены АС достигли почти полного консенсуса в отношении того, что расширенный портфель комиссара по вопросам безопасности не должен вновь принадлежать не только Алжиру, но и вообще ни одной арабской стране Магриба. В данном случае мы видим принципиальные моменты перераспределения баланса сил в АС в пользу безусловно «черной» Африки. После двух трехлетних сроков пребывания на этом посту Смаил Шерги, который ранее занимал пост посла своей страны в Москве и Аддис-Абебе, скорее всего, станет последним алжирцем, занимавшим этот пост. Учитывая масштабы конфликта в их регионе, с его многочисленными насильственными мятежами, в первую очередь нигерийской террористической организацией «Боко харам», члены Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС) считают, что теперь настала их очередь занимать этот принципиальный пост с учетом его важности и влияния на происходящие процессы на континенте. Нигерия в данной гонке занимает лидирующие позиции; среди 15 государств-членов ЭКОВАС этот вопрос практически не обсуждается в силу очевидной приоритетности нигерийской кандидатуры. Сама по себе эта страна составляет более половины совокупной экономики всего блока, является его крупнейшим финансовым донором и имеет свою штаб-квартиру в Абудже. Нигерия уже сделала неудачную заявку на пост коммисара мира и безопасности в 2017 году, выдвинув против Смаила  Шерги Фатиму Кьяри Мохаммеда, близкого соратника бывшего начальника штаба Мухаммаду Бухари Аббы Кьяри. Возможно, в качестве утешения за проигрыш в этой гонке Мохаммед был после направлен в Нью-Йорк, чтобы представлять АС в Организации Объединенных Наций. Президент Нигерии Бухари уже составил краткий список дипломатов, которые должны стать претендентами на пост комиссара АС по вопросам мира, безопасности и политическим вопросам. Некоторые источники утверждают, что в этой связи чаще всего упоминается имя Банколе Адеойе, который ранее служил послом в Эфиопии и курирует отношения Нигерии с АС. Эта деятельность принесла ему значительные дивиденды в рамках получения поддержки от представителей других государств-членов АС. Ранее Адеойе, вышедший на пенсию в декабре, провел много лет, работая с «Новым партнерством Африканского союза в интересах развития Африки» (НЕПАД). Нигерия также может выдвинуть еще одного дипломата — Хадизу Мустафу, которая в настоящее время консультирует Факи по вопросам мира и безопасности. Мустафа была послом в Камеруне (2012-2016) и вторым номером в посольстве Нигерии в Вашингтоне (2010-2012). У нее есть влиятельные союзники в администрации нигерийского президента, в том числе новый глава администрации Ибрагим Гамбари, который был профессором Мустафы, когда она училась в престижном университете Ахмаду Белло в Зарии (штат Кадуна) в 1980-х гг. То, что она, как и сам Бухари, является представителем племенной группы фулани, также может повлиять на окончательный выбор президента. Такой разворот событий, который сам по себе серьезно ослабляет амбиции Алжира по возвращению себе лидирующих позиций в формате миротворческих усилий не только в зоне Сахеля, но и в той же Ливии, заставляет Шерги торопиться в рамках практической реализации алжирской инициативы по созданию своей вооруженной миссии в зоне Сахеля.
Шерги, который является главным лоббистом интересов Алжира в АС, с апреля пытается привести в действие план развертывания сил численностью 3000 солдат в Сахеле под знаменем этого панафриканского органа. Этот план был объявлен Шерги 27 февраля, и теоретически эти силы могут быть развернуты в 2021 году. Хотя существует большая неопределенность в отношении африканских стран, готовых послать солдат, алжирский дипломат уже сумел убедить ЭКОВАС предусмотреть выделение средств для финансирования для этих сил. В настоящее время он работает над планом привлечения 500 млн евро для этого проекта. 20 мая в качестве демонстрации достигнутого прогресса Шерги представил предварительный график работы в режиме видеоконференции пяти министрам иностранных дел стран «Большой пятерки» (G5) в Сахеле (Буркина-Фасо, Мавритания, Мали, Нигер и Чад). Более того, комиссар может рассчитывать на поддержку Вашингтона. Призывая к сокращению расходов на «дорогостоящие» миротворческие силы ООН в Мали, американский Госдепартамент рассматривает будущие силы АС как оптимальную возможность для достижения этой цели. При этом, хотя этот проект нашел поддержку в Вашингтоне, он вызывает открытое неодобрение в Париже. В алжирском проекте нет никаких упоминаний о силах, уже присутствующих в Сахельско-Сахарской зоне, за исключением МИНУСМА. Проще говоря, до сих пор не было продумано создание механизма координации деятельности новых сахельских сил «Большой пятерки» и французской операции «Бархан». Эта позиция вызывает раздражение у Франции, которая старается играть ведущую дипломатическую роль в Сахеле.
Алжир не скрывает своего недоверия к G5. Как только в 2014 году были созданы эти субрегиональные силы, Алжир настоял на том, чтобы Нуакшотский процесс (инициатива в области региональной безопасности, начатая годом ранее) имел приоритетное значение. В 2018 году, когда G5 стала все более заметной на международной арене, Алжир попытался через Шерги помешать АС поддержать сахельские силы. Его позиция в то время привела к столкновениям с чадским председателем Комиссии АС Махаматом Мусой Факи.
Еще одной причиной недоверия Алжира к сахельским силам является активное участие в этом процессе Франции, ярого сторонника функционирования G5. С момента начала операции «Серваль» в 2013 году Алжир с опаской относился к перспективе усиления военного присутствия своей бывшей метрополии на севере Мали, всего в нескольких километрах от своей южной границы. Алжир уже давно считает эту зону своим собственной зоной национальных интересов. Этот район широко используется для транзита джихадистских групп, действующими на севере Мали. В частности, там активно действовал до своей гибели 3 июня во время французского рейда в районе Адрар-де-Ифогас эмир «Аль-Каиды в Исламском Магрибе» (АКИМ) Абдельмалек Друкдель, За несколько недель до того, как он был убит, этот бывший старший член группы салафитов «За приверженность и борьбу» покинул горы Алжира, чтобы вернуться в регион Кидаль. Юг Алжира долгое время служил тыловой базой для малийских джихадистских лидеров. Французские спецслужбы, в частности, уверены, что главари еще одной джихадистской группы «Джамаа нусрат уль-ислама ва аль-муслимин» скрываются именно в этом районе.
В дополнение к своим интенсивным лоббистским усилиям в АС Алжир также планирует разыграть карту пожертвования новых партий своего военного оборудования, уже широко используемого в регионе. 27 мая посол Алжира в Мали Буалем Шебихи в присутствии министра обороны Мали Ибрахимы Дахиру Дембеле организовал доставку первой партии военной техники малийским Вооруженным силам. В течение следующих нескольких дней планируется совершить несколько челночных авиарейсов между Алжиром и Бамако, чтобы довести общее число доставленных транспортных средств до 53. Эта операция, которую непосредственно курировал начальник штаба алжирской армии Саид Шанегриха, может быть распространена и на другие столицы в зоне Сахеля. Катар, Объединенные Арабские Эмираты и Турция уже осуществили многочисленные поставки военной техники в страны Сахеля, что сопровождалось широкомасштабными пиар-акциями. Справедливости ради отметим, что алжирцы поставляют уже практически списанную технику, тем самым готовясь к обновлению собственного парка бронемашин.
На сегодня дипломатические позиции Алжира в Сахеле ослаблены проблемами в рамках реализации т.н. «Алжирского соглашения», подписанного в 2014 году малийским правительством и повстанческими движениями «Азавад». Алжир выступил тогда в качестве гаранта этого соглашения. Тяжелый экономический кризис, охвативший в настоящее время Алжир, также серьезно осложнил дипломатические амбиции Теббуна. Программа конституционной реформы, которую продвигает президент Алжира, тем не менее может открыть дверь для прямых военных интервенций за пределами страны, особенно в соседнем Сахеле. В предварительном проекте программы, который был обнародован 7 мая, говорится, в частности, о возможности для главы государства «отправить армейские части за границу после того, как большинство в две трети голосов членов парламента проголосует за это решение». Однако отметим, что такой сценарий с учетом грядущих ротаций в АС и сложной экономической ситуации в самом Алжире на сегодня выглядят очень маловероятной опцией.

52.25MB | MySQL:103 | 0,484sec