Россия вновь выходит на рынок вооружений Турции?

9 апреля с.г. прошло заседание Исполнительного комитета оборонных отраслей промышленности Турции под председательством премьер-министра страны Реджепа Эрдогана. Участники заседания около пяти часов обсуждали, изучали и оценивали предложения трех зарубежных фирм — российской компании «Рособоронэкспорт», израильской государственной компании Rafael Spike и американского холдинга Raytheon Tow, касающиеся поставок вооруженным силам Турции противотанковых систем и ракет. Решалась судьба одного из важных тендеров на турецком оружейном рынке. В результате предпочтение было отдано российской компании «Рособоронэкспорт», которая предложила турецкой стороне противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) «Корнет».

ПТРК «Корнет» уже находится на вооружении нескольких стран, в частности Сирии и, по имеющимся сведениям, хорошо зарекомендовал себя в условиях боевого применения. Соглашение о продаже российских ПТРК в 2006 г. было подписано и с Иорданией. В ходе визита в Москву в феврале с.г. короля Абдаллы II была достигнута договоренность о реализации поставок в течение текущего года.

Комплекс «Корнет» обладает возможностью наведения ракеты по лучу лазера, что значительно повышает уровень его эффективности в уничтожении огневых средств и точек противника. Прицел пусковой установки имеет тепловизор, что позволяет уверенно поражать цели ночью. Все эти технические данные и характеристики эпизодов боевого применения были учтены турецкой стороной. Стоимость российско-турецкой сделки, окончательные детали которой предстоит согласовать в ходе двусторонних переговоров, оценивается в 210 млн долларов.

По оценкам некоторых турецких экспертов, победа российской компании в таком сложном тендере произвела на турецком оружейном рынке эффект разорвавшейся бомбы. Ведь полновластным хозяином на нем считаются США, которые контролируют более двух третей поставок в Турцию технологий и продукции военного и двойного назначения. Этот успех после длительного застоя сдвинул с «мертвой точки» военно-техническое сотрудничество России и Турции, которое было основательно «подорвано» досадной «осечкой» при участии российских компаний в многострадальном тендере на организацию лицензионного производства в Турции 145 разведывательно-ударных вертолетов.

В этом известном проекте под названием «АТАК» участвовали российские компании «Рособоронэкспорт» и «Камов». Российская сторона в целях придания дополнительной привлекательности своему проекту в дополнение к базовому варианту внесла ряд предложений, снижающих стоимость реализации проекта «АТАК» с 2,0 до 1,6 млрд долларов. Кроме того, Москва предложила несколько уникальных по своему содержанию альтернативных вариантов реализации проекта. Они предусматривали, в частности, создание в Турции экспортно-ориентированной вертолетной промышленности при меньшей стоимости программы по сравнению с американскими предложениями, организацию в Турции производства вертолета турецкой уникальной конфигурации, а также элементов авионики для него, обеспечение самостоятельной модернизации вертолета турецкой стороной, передачу Турции рынка третьих стран.

Эти условия российской стороны оказались настолько выгоднее американских, что 15 октября 2003 г. руководитель Аппарата оборонных отраслей промышленности, первый заместитель министра национальной обороны Турции Д. Эрджан принял решение о необходимости подписания контракта с российской фирмой «Камов». Однако через полтора месяца после этого он был уволен в отставку. 14 мая 2004 г. тендер был аннулирован без определения победителя.

Российская сторона извлекла серьезные уроки из своего участия в тендере на организацию лицензионного производства разведывательных ударных вертолетов в Турции. В военно-политических кругах России не скрывали своего разочарования принятым Анкарой решением по данному проекту. В Москве полагают, что его причиной стали навязанные извне политические соображения, в жертву которым были принесены реальные интересы оборонной промышленности Турции и ее долгосрочного сотрудничества в этой области с Россией.

Как известно, это разочарование прозвучало и в ходе последующих российско-турецких переговоров на высшем уровне. В военно-промышленных кругах сделали вывод, что участие в подобных снижающих уровень доверия между двумя странами и тупиковых для России конкурсах только ради создания конкурентной среды не отвечает не только российским, но и турецким интересам.

Хочется верить, что аналогичная метаморфоза с ПТРК «Корнет» не произойдет. Ведь нынешний успех российских оружейников на турецком рынке в принципе закономерен. Контакты двух стран на высшем уровне в этой сфере начались еще в 1992 г. Их результатом стала договоренность о поставках турецкой стороне вооружения и военной техники на сумму 300 млн долларов. Москва и Анкара, понимая взаимовыгодность сотрудничества в этой области, в апреле 1994 г. подписали Межправительственное соглашение о сотрудничестве по военно-техническим вопросам и в области оборонной промышленности.

Таким образом, Турция стала первой страной НАТО, с которой Россия установила связи в данной сфере и зафиксировала это в межгосударственном документе. Была создана Смешанная российско-турецкая комиссия по военно-техническому сотрудничеству, подписан ряд законодательных актов, определяющих отношения между двумя странами в данной области.

Принимая во внимание особенности турецкого тендерного законодательства, наиболее перспективными проектами для России являются проекты, которые могут быть реализованы на нетендерной основе, а именно в рамках работы Смешанной комиссии по ВТС. Так, в протоколах первого и второго заседаний комиссии зафиксирована заинтересованность обеих сторон в осуществлении долговых поставок из Российской Федерации различных вооружений в интересах ВС Турции. В частности, командование ВМС Турции заинтересовано в приобретении технологии производства и строительства в Турции быстроходных десантных судов и боевых ракетных катеров в счет частичного погашения государственного долга при условии, что решение об этом будет достигнуто на межправительственном уровне.

Перспективным направлением в области военно-технического сотрудничества с Турцией может стать взаимодействие в космической области. В рамках работы Смешанной комиссии по ВТС командование ВВС Турции, а также предприятие «Турецкая авиакосмическая промышленность» заявили о заинтересованности в сотрудничестве на этом направлении, в том числе в области создания спутников военного назначения с разрешением до 1 метра. Кроме того, турецкая сторона заинтересована в подготовке турецких космонавтов и наземных специалистов в космической области. Данные вопросы поднимались турецкой стороной неоднократно на различных уровнях.

Победа российской компании «Рособоронэкспорт» в тендере на поставку вооруженным силам Турции противотанковых систем и ракет – это прецедент, который создает хорошие предпосылки не только для весомого выхода на рынок вооружений Турции, но и для закрепления на нем на долгосрочную перспективу. Это говорит о том, что Россия рассматривается Турцией как выгодный альтернативный поставщик вооружений, основной гарант диверсификации источников получения вооружения и военной техники в случае очередного нажима со стороны западных союзников при возникновении противоречий по региональным проблемам.

Понятно, что данную победу не следует переоценивать, так как перспективы военно-технического сотрудничества с Турцией имеют серьезные объективные ограничения. К ним следует отнести применение в Турции стандартов НАТО. К этому добавляется весьма жесткая конкуренция со стороны США и других западных государств, располагающих прочными позициями в военных и политических кругах Турции. Тем не менее очевидны перспективы и высокая политическая значимость продвижения сотрудничества с Турцией на этом направлении. Ведь Турция обладает второй по численности и третьей по боевой мощи армией НАТО. Ежегодные объемы продаж на турецком рынке вооружений составляют от 3 до 5 млрд долларов. На нынешнем этапе осуществляется программа переоснащения вооруженных сил. В соответствии с утвержденным в 2007 г. новым перспективным планом по ее реализации, на нужды модернизации армии в целом до 2020 г. планируется выделить 120 млрд долларов.

С 1985 г. в Турции целенаправленно проводится линия на развитие национальной оборонной промышленности, предусматривающая совместное или лицензионное производство вооружений и военной техники (ВВТ) вместо их массовых закупок за рубежом. Турецкий военно-промышленный комплекс за 23 года своего развития добился серьезных успехов. На его базе производится 20% ВВТ, состоящих на вооружении турецкой армии.

Все это говорит о том, что Турция для России – это емкий рынок реализации своих вооружений и технологий, а Россия для Турции – выгодный поставщик этих вооружений, источник эксклюзивных военных технологий, которыми Запад не обладает. Победа в тендере российской компании «Рособоронэкспорт» на поставки турецкой стороне ПТРК «Корнет» показала, что Москва и Анкара, несмотря на жесткое противодействие, в первую очередь со стороны США, все же видят взаимную выгоду в расширении военно-технического сотрудничества в интересах своих стран. В каком объеме они смогут ее реализовать на практике, покажет ближайшее будущее.

52.11MB | MySQL:103 | 0,525sec