Ситуация в Ливии и отмена заявленной российско-турецкой встречи

Ливийский информационный портал «Оэа» в преддверии готовившихся переговоров между Турцией и РФ, отмененных в самый последний момент, приводит ряд предположений, касающихся тематики возможных российско-турецких консультаций, необходимость проведения которых явно назрела. Внимание на них должно было быть сосредоточено, главным образом, по мнению авторов материала, не столько на Сирии, сколько на развитии ситуации в Ливии.

Эксперты «Оэа», позиционирующего себя как оппозиционный и Триполи, и Бенгази, близкий к сторонникам Джамахирии в иммиграции, канал, полагают, что переговоры, в которых должны были участвовать (и, скорее всего, будут, когда такое решение будет принято) министры иностранных дел и обороны России и Турции, могут привести «к крупной сделке, в которой Москва и Анкара изменят свой подход к ливийскому урегулированию», исходя из возможности того, что план для дипломатического урегулирования может быть реализован ​​в Ливии. До недавних пор такая вероятность отвергалась всеми сторонами конфликта.

Предполагалось, что по итогам переговоров должна будет составлена «дорожная карта», которая будет позже представлена ​​президенту России Владимиру Путину и его турецкому коллеге Реджепу Тайипу Эрдогану, авторы «Оэа» указывают, что этот формат неоднократно использовался для каждой очередной сделки между Россией и Турцией.

В нынешних обстоятельствах необходимость разговора между двумя сторонами о ситуации в Ливии назрела, мы рискнем предположить, что среди части политиков обеих стран существует осознание неотложной необходимости пересмотреть шаги, ранее предпринятые к этой ситуации, и, возможно, общее видение если не выхода из нее, то временного, промежуточного консенсуса. С этим трудно не согласится, поскольку продолжение прежнего курса ведет к неизбежному военному столкновению между РФ и Турцией на ливийской территории. Трудно предположить, сторонники какой линии возобладают в Москве, что касается турок, то они, весьма последовательно и недвусмысленно дали понять и не только РФ, что, если дело дойдет «до драки», Триполитанию не оставят, никуда из нее не уйдут и готовы за нее к серьезному конфликту. Это было четко доведено и до Афин, и до Каира. Недавние маневры ВВС и ВМС Турции с переброской тактической авиации, дозаправками в воздухе и развертыванием самолетов ДРЛО у ливийского побережья были предназначены как раз для них.

«Оэа», подчеркивает, что Турция, которая очень заботится о том, чтобы Россия прекратила сотрудничество с Халифой Хафтаром, активно играет роль посредника в прямых переговорах между Палатой представителей, находящейся в Тобруке, во главе с Акилой Салихом, и Правительством национального согласия во главе с Фаизом Сарраджем.

Ливийские эксперты приходят также к вполне закономерному выводу, что турецкой и российской сторонам трудно рассматривать ливийское досье отдельно от сирийского, особенно после появления, стараниями обеих сторон, сотен боевиков сирийской оппозиции в Ливии.

13 июня МИД РРФ сообщил, что министр иностранных дел Сергей Лавров и министр обороны Сергей Шойгу, прибудут в Турцию во главе правительственной делегации России для обсуждения региональных проблем, во главе с созданием условий для примирения между воюющими сторонами в Ливии.

МИД РФ подтвердил в заявлении для СМИ, что на основе договоренностей, достигнутых между президентом России Владимиром Путиным и президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, министры иностранных дел и обороны посетят Турцию 13 — 14-го июня 2020 г. во главе делегации, которая проведет эти обсуждения. В этом контексте один высокопоставленный дипломатический источник намекал на  турецко-российское соглашение о мирном вступлении отрядов ПНС в Сирт и установлении контроля над ним.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров и его турецкий коллега Мевлют Чавушоглу подтвердили свое взаимное обязательство содействовать созданию условий для примирения между воюющими сторонами в Ливии в пользу политического и дипломатического урегулирования под эгидой Организации Объединенных Наций.

Советник президента Турции, Ясин Актай указал на возможность взаимопонимания с Россией в Ливии аналогично Сирии, но при условии одобрения этого процесса Триполи. По его словам, подробности этого взаимопонимания обсуждены с президентом США Дональдом Трампом и «будут объявлены своевременно, и сводятся к превосходству правительства Национального согласия. Он также упомянул о «приближение Трампа к турецкому видению урегулирования конфликта».

Актай сказал в интервью Al-Jazeera.net, выдержки из которого приводит «Оэа», что турецкие беспилотники повернули сражения в Ливии в пользу ополченцев ПНС и способствовали быстрому восстановлению контроля над ливийским Западом.

С данным утверждением трудно не согласится: несмотря на все потери, которые «Байрактары» понесли в Ливии (и в Сирии), решающее слово осталось за ними.

Отмена встречи буквально накануне заявленной даты, по нашему мнению, была инициирована российской стороной и, вероятно, является отражением разногласий между сторонниками линии «ястребов» в российском руководстве, делающих ставку на наращивание военного присутствия РФ в Ливии и теми, кто предпочитает возможным остановится на достигнутом и закрепить промежуточный результат. Есть вероятность и того, что кто-то, «закусил удила» и в ПНС, но хорошо известно, что заказывает музыку, тот, кто платит. Турцию устраивает сложившийся расклад в Ливии, если ПНС отдадут Сирт, даже без Эль-Джофры.

Хочется надеется, рациональный подход возобладает и эскалация внешнего участия в ливийском конфликте, на данном этапе, прекратится. Стороны, выражаясь биржевым термином, зафиксируют прибыль и убытки. Что касается турецкой позиции, то несмотря на все уступки, которые ей предрекают по Идлибу в рамках размена на ливийские активы, запас прочности у турок в Сирии такой, что они вполне могут позволить себе сдать еще несколько десятков километров, прилегающих к аллепской трассе вместе с парой-другой не особо ценных и контролируемых групп оппозиции.

Главный очевидный результат такого возможного соглашения для самих ливийцев, по нашему мнению, это прекращение активной фазы боевых действий. Схожую точку зрения выразил и лидер, соседнего с Ливией, Алжира, не меньше Египта, заинтересованный в стабильности и предсказуемости ситуации на собственных границах.

Президент Алжира, Абдельмаджид Теббун заявил, что «кровь, которая течет в Ливии, является ливийской, а не тех, кто борется там по доверенности», подчеркнув (заодно, намекнув тому же Каиру, не случайно алжирские части, в частности. 41-я механизированная бригада, тоже были подтянуты к ливийским границам, как и египетские – с востока), что падение Триполи — это «красная линия, потому что это привело бы к краху ливийского государства».

Теббун раскритиковал в интервью местным СМИ недостаточную приверженность региональных держав, вовлеченных в ливийский кризис, результатам Берлинской конференции, и обвинил их «в свалке Ливии, проходящей с большим количеством оружия».

Досталось от Теббуна и Турции: «Страна, которая не соблюдает то, что было согласовано на Берлинской конференции, запрещает поток оружия и наемников, но сама через месяц отправила 3400 тонн оружия в Ливию».

Теббун призвал конфликтующие внешние стороны в Ливии «оставить решение ливийского кризиса своим соседям», подчеркнув, что «он готов работать с братьями в Египте и Тунисе для разрешения ливийского кризиса».

Он обвинил неназванные партии в том, что они пытались втолкнуть Алжир в «ливийское болото» и втянуть его военным путем в Ливию, описав вмешательство его страны в ливийский кризис как «надлежащее и без экспансионистских или экономических амбиций».

Президент Алжира подчеркнул неприятие своей страной военного решения ливийского кризиса, призвав стороны конфликта прекратить боевые действия и сесть за стол переговоров, подчеркнув, что его страна находится на одинаковом расстоянии между всеми сторонами.

Возможная сделка по Ливии не означает конца всей эпопеи. Это лишь промежуточная фиксация текущего результата, с преобладающим турецким итогом: Триполитания становится турецким протекторатом с двумя военными базами. Плюсы и выгоды Турции от этого очевидны. Если Сирт уступят туркам и ПНС, фактически они получают доступ в т.н. «нефтяной полумесяц». Юг Ливии уже формально присягнул на верность ПНС. Киренаика с Хафтаром или без него, это уже не важно, останется на попечении внешних спонсоров, да вот только у них у всех очень большие собственные проблемы. Не случайно функционеры ПНС, тот же глава МВД, Фатхи Башага, уже озвучивают вполне миролюбивые постулаты о возможности «единой и суверенной Ливии» на основе, по-простому говоря, амнистии всех прошлых дел «революционеров», взаимного уважения и признания их заслуг. Намек для части восточной ливийской номенклатуры более чем прозрачный.

Что касается всех остальных, то среди проигравших во всех смыслах оказываются ОАЭ. Египет получает возможность передышки, ему вообще вся эта ливийская история не вовремя, есть гораздо более актуальные проблемы с Эфиопией и с разгулом исламистов внутри страны. Катар — среди бенефициаров Триполийского «пашалыка», позиции Франции в Ливии пошатнулись (она хронически связывается там с каким-то отребьем), Италия – укрепились. Израиль в этой истории практически не участвует, ну а США, все уже обсудили с Эрдоганом и выразили ему свою поддержку. И да, Греция. Ей сказали «не приближаться», как экипажу ее вертолета, пытавшегося остановить турецкий сухогруз в формате операции IRINI, видимо, она и не будет.

Разумеется, такой расклад отражает реалии сегодняшние. Если возобладает мнение сторонников эскалации боевых действий, а обе противоборствующие стороны всю прошедшую неделю накапливали силы и средства у Сирта, то снова договариваться возможно, но не скоро, и на совсем других условиях.

 

52.21MB | MySQL:103 | 0,436sec