Прогнозы развития экономики Израиля в условиях COVID-19

В конце прошлой недели Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала свой прогноз для Израиля учетом негативных последствий, вызванных COVID-19. По оценкам ОЭСР, падение экономики ближневосточной страны в текущем году может составить порядка 6 %, а если государство столкнется со второй волной эпидемии коронавирусной инфекции нового типа, то более 8 %. Уровень безработицы к концу 2020 г., согласно оценкам организации, будет на уровне 7,5 %, а в случае повторной вспышки пандемии – 8 %. Дефицит бюджета при двух упомянутых сценариях к началу 2021 г. может составить 11 % — 12 % ВВП.

Такие выводы в целом соответствуют оценкам Всемирного банка, но расходятся с собственными ожиданиями Банка Израиля, с точки зрения которого ситуация выглядит несколько более оптимистичной, а падение экономики должно остаться на уровне 4,5 % — 5 %. По мнению ОЭСР, также расходящемуся с ЦБ государства, восстановление займет продолжительный период времени, что связано как раз с ростом количества безработных. При этом карантинные меры, принятые правительством ближневосточной страны в целом заслужили позитивную оценку. Кроме того, адекватными были названы и проекты стимулирования экономического развития в условиях кризиса, однако эксперты ОЭСР не исключают, что в дальнейшем могут потребоваться дополнительные шаги для того, чтобы не допустить дальнейшего падения, прежде всего это связано с перспективами второй волны пандемии.

Израильское экономическое издание Calcalist, характеризуя отчет ОЭСР, отмечает важность не просто демонстрации экспертами организации, на чьи стандарты государство традиционно равняется, негативных тенденций, но и своего рода попытку «отрезвления» правительства, которое в текущих условиях пытается обратить внимание общественности на улучшение экономических показателей, тем самым создавая ложное ощущение преодоления проблемы. При этом опасны две тенденции. Первая заключается в кризисе, вызванном не столько коронавирусом, сколько проблемами во внутриполитической жизни и тремя досрочными избирательными кампаниями, вследствие которых бюджет на текущий год не был утвержден, в то время как кабинет уже распределил часть средств, в том числе на нужды преодоления последствий COVID-19. Вторая проблема заключается в увеличении количества лиц, рассчитывающих на пособия. При этом, как отмечает Calcalist, часть из них покинула рынок труда, т.е. официально не занимается поиском работы. В этих условиях неоднозначное воздействие может оказать и волна репатриации, подталкиваемая коронавирусом, в то время как, по оценкам экспертов, не исключен противоположный процесс оттока израильтян в страны, более успешно справляющиеся с экономическими последствиями пандемии.

Еще одной сложностью является ситуация внутри правительства, ставшая следствием его конфигурации. В частности, во главе Министерства финансов встал И.Кац, который вместе с Б.Нетаньяху пытается продолжать объявленный еще до подписания коалиционного соглашения курс на поддержку пострадавших отраслей. Вместе с тем И.Кац на одном из ключевых постов явно проигрывает бывшему мэру Иерусалима Н.Баркату, который ранее, как предполагалось, и должен был получить данный портфель. В частности, как отмечали израильские обозреватели, на стадии предвыборной борьбы он помог привлечь дополнительные голоса, в том числе от представителей предпринимательского сообщества. Не исключено, будь он в правительстве, израильские бизнесмены, пострадавшие от COVID-19, могли бы быть более доброжелательными в отношении программы поддержки правительства в нынешних условиях.

Вторая проблема связана с личностью министра экономики А.Переца (Авода), задумавшего построить «человечную экономику», используя кризис, спровоцированный пандемией. Вступая в должность, он отметил намерение «пересмотреть израильские соглашения об импорте, чтобы отдать приоритет местной продукции». Схожие взгляды разделяет и министр сельского хозяйства А.Шустер («Кахоль-лаван»), считающий необходимым стимулировать собственное производство и осуществлять закупки из-за рубежа лишь в условиях необходимости. Эти шаги рискуют вызвать недовольство со стороны международных организаций, в том числе ВТО и ОЭСР, а также партнеров Израиля, включая США, где администрация Д.Трампа ранее заявляла о неравноправных условиях для американских и израильских сельхозпроизводителей на рынках ближневосточной страны.

В целом можно говорить о том, что кризисные явления в экономике Израиля продолжают нарастать, при этом факторы, способствующие этому, связаны с COVID-19 в большинстве случаев лишь косвенно. Помимо бюджетных проблем, ставших следствием досрочных избирательных кампаний, наблюдаются серьезные противоречия между Министерством финансов и главой правительства с одной стороны и блоком из экономического и сельскохозяйственного ведомств с другой. Для первых важна экспортная ориентация, в то время как вторые стремятся воспользоваться пандемией для усиления протекционизма. Примечательно также, что при общих разногласиях в этом споре оппозиция, скорее, на стороне Б.Нетаньяху. Помимо внутренних проблем предложения министерств экономики и сельского хозяйства рискуют спровоцировать кризис в отношениях с международными финансовыми и экономическими организациями, которые в дальнейшем могут ухудшить свои прогнозы относительно развития израильской экономики, тем самым еще сильнее усугубив сотрудничество с зарубежными партнерами.

53.44MB | MySQL:103 | 0,469sec