Ситуация в Сомали /март 2008г./

Освобождение пиратами за выкуп буксира ледового класса «Свитцер Корсаков» и его экипажа из шести человек, среди которых были четверо россиян, стало одним из наиболее заметных событий марта в Сомали. Буксир был захвачен пиратами еще 1 февраля. Как сообщил министр портов и рыболовства самопровозглашенного образования Пантлэнд Ахмед Саид Авнур, «пираты освободили буксир и его экипаж в районе деревни Эйл после того, как получили выкуп в размере 700 тыс.долларов». Он выразил сожаление в связи с тем, что судовладелец пошел на уплату выкупа, поскольку «это поощряет атаки пиратов».

Тема пиратства возникла еще раз 7 марта, когда Голландия объявила о планах направить в воды Сомали фрегат для обеспечения безопасности морского судоходства. Ранее такие функции выполнял корабль ВМС Франции. Голландский фрегат приступил к своей миссии в конце марта, и она продлится до начала июля. Таким образом Голландия ответила на призыв Всемирной продовольственной программы /ПАМ/, которая предложила морским державам обеспечить охрану гуманитарных грузов, поставляемых в Сомали по линии ПАМ. От своевременности доставки этих грузов зависят жизни примерно 2 млн сомалийцев. По данным американского госдепа, в настоящее время «около 2 млн сомалийцев нуждаются в гуманитарной помощи и экономической поддержке из-за засухи, непрекращающегося конфликта и связанных с ним перемещений больших масс людей». Таким образом, общее число нуждающихся выросло с октября прошлого года на 500 тысяч человек.

В марте в очередной раз в события в Сомали, где не утихают боестолкновения между войсками переходного правительства, эфиопскими военными и африканскими миротворцами — с одной стороны, и формированиями ведомого исламистами Альянса за новое освобождение Сомали /АНОС/ — с другой, вмешались американцы. 2 марта они атаковали с помощью по меньшей мере одной крылатой ракеты цель в одном из городов на юге страны на границе с Кенией, где, по их данным, находился высокопоставленный представитель «Аль-Каиды». По данным местных жителей, город Добле, что в 500 км к юго-западу от столицы страны, подвергся авиационному удару, в котором использовались три авиабомбы. В результате налета якобы погибли 4 человека из числа местных жителей.

Ранее американцы дважды использовали базирующиеся в Джибути штурмовики АС-130 для нанесения огневых ударов по отрядам исламистов.

28 марта американцы снова напомнили о себе, когда стало известно, что в 100 км к югу от Могадишо по неизвестной причине разбился беспилотный летательный аппарат /БЛА/ неустановленного типа. Согласно заявлениям официальных лиц Сомали, БЛА прилетел со стороны океана. Как известно, США широко применяют ударные БЛА в Афганистане и Пакистане.

2 марта начался очередной виток «войны», которую ведет переходное правительство против независимых СМИ. В тот день несколько сотен солдат правительственных сил захватили студии трех радиостанций — «Радио Симба», «Радио Шабель» и «Хорн Африк Радио», вынудив их прервать вещание. Солдаты уничтожили часть передающего оборудования и конфисковали магнитные носители информации. Эта «операция» была осуществлена день спустя после ожесточенного боя на юге столицы, где сомалийские солдаты при поддержке эфиопских войск атаковали формирования исламистов. В результате боя погибли свыше 10 человек, около 40 получили ранения. Налет на радиостанции был совершен несмотря на то, что 21 января с.г.новое правительство Сомали пообещало прекратить репрессии против журналистов и уважать принцип свободы прессы.

12 марта премьер-министр Сомали Хасан Хусейн Нур выступил с планом национального примирения, призванным, по замыслу его разработчиков, прекратить кровопролитие в стране. По оценке премьера, его кабинет «в настоящее время готов вести переговоры с кем угодно». Месяцем ранее он уже пообещал, что никто не останется вне переговорного процесса, призванного прекратить насилие.

13 марта формирования исламистов атаковали два блок-поста правительственных войск в 140 км к северо-западу от Могадишо и на короткое время даже установили контроль над ними. Эти два блок-поста находятся на дороге, связывающей Могадишо и город Байдоа, где находится штаб-квартира переходного парламента. Поэтому власти немедленно сделали все необходимое, чтобы восстановить контроль над постами.

19 марта движение «Шабаб» /»Молодежь»/, считающееся боевым крылом АНОС, заявило, что «счастливо» от того, что американцы занесли его в список террористических организаций из-за связей с «Аль-Каидой». «Мы очень счастливы от того, что США приняли решение занести нас в список т.н.террористов», — заявил для АФП один из руководителей движения Мохаммед Али. Днем ранее госдеп США объявил о зачислении «Шабаб» в список террористических организаций. Как напомнил М.Али, «борцы за свободу Кашмира, героический народ Палестины и армия освобождения Чечни — все они также входят в так называемый список террористических организаций». Со своей стороны представитель переходного правительства Сомали заметил, что «это место /в списке/, которое они /»Шабаб»/ заслуживают». «Это — террористы, и правительство удовлетворено тем, что США поняли то, о чем мы говорили уже давно, — сказал он. — Это — агенты «Аль-Каиды» в регионе».

20 марта Совет безопасности ООН начал обсуждать вопрос о возможном постепенном возвращении ООН в Сомали. Этот процесс при выполнении определенных условий может привести к развертыванию в стране миротворческой операции с участием 28,5 тысяч «голубых касок». Предполагается, что благодаря этой операции будут заменены африканские миротворцы, развернутые в настоящее время в стране. Она также позволит вывести из Сомали эфиопские войска, пришедшие в свое время на помощь переходному правительству. Планируется, что уже в апреле в Сомали побывает рекогносцировочная группа ООН, работа которой позволит перейти к планированию операции. При этом главным условием ООН для развертывания миссии — переходное правительство должно наладить эффективный политический процесс, а противоборствующие стороны — договориться о прекращении боевых действий.

Как известно, первая «миротворческая» операция ООН, проводившаяся на американских штыках в середине 90-х годов, потерпела провал.

26 марта исламисты захватили на короткое время город Джовхар в 90 км к северу от Могадишо. Они разгромили административные здания, захватили автотранспорт местных властей и освободили узников местной тюрьмы. Подобный успех стал возможен потому, что солдаты местного гарнизона в это время проводили операцию в одной из близлежащих деревень. Затем при подходе правительственных сил исламисты без боя оставили город. Подобная тактика пробы сил свидетельствует, что после накопления достаточной боевой мощи формирования «Шабаб» могут попытаться установить контроль над одним из городов страны на более длительное время с тем, чтобы объявить в нем создание альтернативного правительства.

17 марта белорусская Фемида перевернула все с ног на голову, сделав виноватой в повреждении белорусского Ил-76 9 марта 2007 года в аэропорте Могадишо некую «иностранную» компанию GALAXY AIR FCZ только потому, что та не проинформировала белорусскую госкомпанию «Трансавиаэкспорт» «о военных конфликтах на территории Сомали». Следуя логике хозяйственного суда Минска, постановившего взыскать с GALAXY 1,1 млн долларов в пользу «Трансавиаэкспорта», белорусские чиновники, принимавшие решение о сделке, либо не умеют читать, либо вообще не интересуются международными новостями, поскольку о многолетнем конфликте в Сомали достаточно много сообщалось и сообщается различными СМИ, включая наш сайт. Трудно представить, что такая сделка на совершение чартерных рейсов государственной компанией прошла без «высочайшего соизволения» и без визирования со стороны МИД.

На самом деле, похоже, в данном случае хозяйственный суд Минска просто встал на защиту тех самых принимавших решения чиновников, поскольку хорошо известно, что они в странах СНГ готовы посылать свои самолеты и их экипажи в самые рискованные полеты, лишь бы заработать на них твердую валюту. А заложниками решений этих чиновников становятся экипажи, как это случилось в трагедии, произошедшей с другим белорусским Ил-76, который подбили исламисты в том же Могадишо 23 марта 2007 года. И в данном случае решение суда важно для этих чиновников не из-за денег, а для того, чтобы свалить вину за происшедшую трагедию на других и, таким образом, избежать возможного судебного преследования со стороны родственников погибших белорусских авиаторов.

52.24MB | MySQL:103 | 0,479sec