Ситуация в Ливии: май 2020 г.

1 мая Миссия поддержки ООН в Ливии (Manul) призвала враждующие в Ливии стороны – правительство национального согласия (ПНС) и Ливийскую национальную армию (ЛНА) возобновить начатые в январе в Женеве переговоры с тем, чтобы прийти к соглашению о прекращении огня. К этому времени в ходе начавшегося в апреле 2019 г. наступления ЛНА на Триполи бои шлю к югу от столицы.

Призыв Manul прозвучал наследующий день после того, как командующий ЛНА фельдмаршал Халифа Хафтар объявил об одностороннем перемирии. Эта инициатива была отвергнута ПНС. Последнее заявило, что любое перемирие должно сопровождаться «международными гарантиями и механизмами» наблюдения за его исполнением. В этой связи оно потребовало возобновления работы совместной военной комиссии, призванной выработать под контролем Manul условия установления режима прекращения огня и наблюдения за его соблюдением. Работа этой комиссии, в которую вошли по 5 высокопоставленных военных от каждой из сторон, была приостановлена после ее второй встречи в феврале в Женеве.

В призыве Manul сторонам конфликта предлагалось возобновить переговоры на уровне военной комиссии в режиме видеоконференции. Миссия призвала «все стороны воздерживаться от любых провокационных действий и высказываний, способных подорвать усилия по заключению перемирия».

Manul также призвала «страны, которые напрямую подогревают конфликт поставками оружия и направлением наемников, использовать их влияние с тем, чтобы уважать и заставить уважать эмбарго на поставки оружия», введенное ООН еще в 2011 г.

В конце января в Берлине страны, вовлеченные в ливийский конфликт (ПНС поддерживают Турция и Катар, ЛНА пользуется поддержкой Египта, ОАЭ, Саудовской Аравии и России), формально обязались уважать эмбарго на поставки оружия и поддержать режим прекращения огня, но обе враждующие стороны продолжили получать оружие и наемников от поддерживающих их государств.

6 мая ряд СМИ сообщил о существовании «свежего» доклада экспертов ООН, которым было поручено проследить за выполнением эмбарго на поставки оружия в Ливию. В докладе, переданном в Совбез ООН 24 апреля, в частности, подтверждалось присутствие в стране бойцов из росссийской ЧВК «Вагнер». В предыдущем годовом докладе на эту же тему, появившемся в декабре 2019 г., упоминалось присутствие в Ливии иностранных вооруженных групп, прибывших туда, в частности, из Чада и Судана.

Новый доклад не был представлен публике. Об его содержании стало известно от дипломатов. В частности, в нем утверждается, что ЧВК «Вагнер» якобы представлена в Ливии с октября 2018 г. в количестве от 800 до 1200 человек. Таким образом, ООН впервые подтвердила факт присутствия ЧВК «Вагнер» в Ливии. Первыми об этом сообщили в 2019 г. американские газеты «Нью-Йорк Таймс» и «Вашингтон Пост». По данным экспертов ООН, в Ливии вагнеровцы «оказывают техническую поддержку в ремонте военной техники, участвуют в боевых действиях и операциях влияния». Они также помогают ЛНА в использовании артиллерии, средств ПВО, радиоэлектронной борьбе, используют снайперов. Эксперты ООН также  полагают, что сотрудники компании «Русские системы безопасности» помогают ВВС ЛНА в поддержании технической готовности летательных аппаратов. По их данным, в настоящее время проверяется информация о появлении в январе 2020 г. в Бенгази сотрудников ЧВК Moran Security Group и Schit Security Group. Они также оценивают как напряженные отношения между формированиями ЛНА и отрядами ЧВК. Эксперты сообщили также, что в боях на стороне ЛНА воюют сирийцы – сторонники Дамаска.

По данным экспертов, сирийцы перебрасывались на восток Ливии самолетами частной сирийской авиакомпании Cham Wings Airlines. С 1 января было совершено 33 рейса, переброшены до 2 тысяч человек. Есть неподтвержденные данные, что они подписали 3-месячные контракты с ЧВК «Вагнер».

В переданном 5 мая в Совет Безопасности докладе генсек ООН Антониу Гутерриш не стал называть Россию среди стран, наемники из которых оказались в Ливии. «Есть постоянно поступающая информация об участии иностранных наемников с использованием современной техники в боях как на стороне ПНС, так и на стороне ЛНА, а также поставках двум сторонам военной техники в нарушение эмбарго», — отмечается в докладе.

Россия отвергает какую-либо свою причастность к появлению бойцов ЧВК «Вагнер» в Ливии.

Ни Гутерриш, ни эксперты ООН не рекомендовали применять санкции против возможных нарушителей эмбарго и каким-либо образом мешать их действиям.

Известно, что Турция еще в феврале подтвердила факт направления в поддержку ПНС сирийцев из протурецких формирований. Согласно оценкам, на стороне ПНС воюют до 9 тысяч боевиков, переброшенных через Турцию из Сирии. Из них до 300 человек уже погибли в Ливии. Еще около 3 тысяч проходят дополнительную подготовку в тренировочных лагерях на территории Турции.

Россия назвала доклад экспертов ООН недостоверным, «подготовленным на основании непроверенной или сфабрикованной информации, призванной дискредитировать политику России в Ливии». Как заявил представитель РФ в ООН Василий Небензя, «в Ливии нет российских военных». Но этого, впрочем, никто и не утверждал.

7 мая Генштаб французской армии объявил о направлении в состав европейской военно-морской операции «Ирини» по контролю за соблюдением эмбарго на поставки оружия в Ливию фрегат ПВО «Жан Барт». Ранее Франция заявила о выделении в состав миссии «Ирини» легкого стеллс-фрегата «Аконит». Миссия «Ирини» приступила к решению задач 4 мая.

8 мая глава ПНС Фаиз Саррадж в интервью одной из итальянских газет заявил, что операция Евросоюза «Ирини» выгодна ЛНА, которая получает от своих союзников оружие наземным и воздушным путями. «Наше главное возражение – наши порты окажутся под контролем, наши войска лишатся боеприпасов, в то время объекты инфраструктуры Хафтара будут свободно получать все виды помощи», — сказал он. Глава ПНС вновь отверг идею переговоров с Х.Хафтаром.

7 мая США обвинили Россию в осложнении ливийского конфликта. Одновременно они призвали воюющие стороны решить проблему дипломатическим путем.

8 мая ПНС сообщило, что за 48 часов в результате обстрелов Триполи реактивными снарядами погибли по меньшей мере 13 гражданских лиц и 2 полицейских, ранения получили десятки человек. Конкретно 8 мая ракетному обстрелу подвергся жилой квартал Завия ад-Дахмани в центре столицы, где находятся здание МИД Ливии, посольства Турции и Италии. До этого ракетным обстрелам подвергались кварталы Абу Слим и Таджура на юге и востоке столицы соответственно. ПНЕ обвинило в проведении этих обстрелов силы ЛНА.

10 мая десятки реактивных снарядов вновь поразили район международного аэропорта Триполи. Погибли по меньшей мере 4 человека из числа мирных жителей, еще 16 получили ранения. Ракеты поразили, в частности, главное хранилище авиационного топлива, вызвав сильный пожар. По предварительным оценкам, 4 резервуара были уничтожены полностью, 6 получили повреждения.

Ранее ЛНА потерпела несколько ощутимых поражений на западе Ливии.

12 мая Евросоюз потребовал остановить бои в Ливии и предупредил, что блокирует все поставки морем оружия в эту страну с использованием сил операции «Ирина». Ее антитурецкая направленность была очевидной.

18 мая ПНС одержало новую победу, установив после продолжавшейся несколько недель осады контроль над авиабазой «Аль-Ватыя» в 140 км к юго-западу от Триполи, использовавшейся ЛНА в качестве главной логистической базы. Силы Х.Хафтара контролировали эту базу с 2014 г. С этого момента последним оплотом ЛНА на западе Ливии остался г.Тархуна (80 км к юго-востоку от Триполи). По словам представителя сил ПНС Мухаммеда Гнуну, при взятии «Аль-Ватыи» были уничтожены три боевых машины зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь» российского производства, поставленные ЛНА из ОАЭ. Он не привел деталей их уничтожения. У командования ЛНА есть опасения, что Турция будет использовать авб «Аль-Ватыя» как для доставки грузов по воздуху, так и для базирования боевой авиации.

Тем не менее под контролем ЛНА к тому дню оставались восточная часть страны, значительная часть юга, а также большинство районов нефтедобычи и нефтеэкспортные порты.

23 мая вооруженные формирования ПНС объявили об установлении контроля над тремя военными городками Ярмук, Хамза и Ас-Саварих к югу от Триполи. Все они являются самыми крупными в южных предместьях столицы. Ранее в ходе наступления ЛНА на Триполи они несколько раз переходили из рук в руки. В последний раз ЛНА установила контроль над ними в октябре 2019 г. Ранее, 19 мая, представитель ЛНА Ахмад аль-Мисмари сообщил, что формирования Х.Хафтара отошли на 2 – 3 км от занимавшихся ранее позиций к югу от Триполи «для перегруппировки».

25 мая ПНС выступило с утверждением, что сотни бойцов российских ЧВК были якобы отведены с фронта в район Бани-Валид в 170 км к юго-востоку от Триполи. Оттуда была выполнена их эвакуация с помощью самолета Ан-32 в неизвестном направлении. Кроме того, днем ранее в Бани-Валид приземлились 7 самолетов неназванной национальной принадлежности, которые доставили туда оружие и боеприпасы, а обратными рейсами вывозили бойцов ЧВК «Вагнер».

26 мая командующий Африканским командованием Пентагона генерал Стефан Таунсенд обвинил Россию в том, что та якобы отправила в Ливию несколько истребителей с тем, чтобы поддержать ЛНА и лишить Турцию превосходства в воздухе. При этом утверждалось, что управлять самолетами будут «русские наемники».

До этого, 21 мая, появились данные о том, что по меньшей мере 8 боевых самолетов в течение недели были переброшены из Сирии в Ливию на авиабазы, контролируемые ЛНА. Речь шла о 6 истребителях МиГ-29 и 2 фронтовых бомбардировщиках Су-24. Пока нет данных, шла ли речь о возвращении в Ливию после ремонта самолетов ВВС ЛНА, или о самолетах ВВС Сирии, или о самолетах из наличия ВКС РФ. В начальной стадии перелета их сопровождали 2 истребителя Су-35 ВКС России. Можно предположить, что с учетом необходимости дозаправки перелет осуществлялся через один из египетских аэродромов.

Также 21 мая компания Maxar опубликовала коммерческие спутниковые снимки, сделанные 19 мая, на которых обнаружилось наличие истребителей МиГ-29 на авиабазе Эль-Джуфра в центральной Ливии. Эль-Джуфра является одним из важнейших опорных пунктов ЛНА. В  частности, она используется для доставки военных грузов, направляемых Хафтару поддерживающими его странами, в том числе ОАЭ.

27 мая министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан выразил сожаление в связи с «сирианизацией» конфликта в Ливии после вмешательства в него России и Турции. Он призвал к возвращению к политическому процессу его урегулирования. «Поддерживаемое Турцией ПНС импортировало в Ливию сирийских боевиков в значительных объемах, то есть несколько тысяч», — признал он. По его оценке, Россия делает то же самое, но в меньших объемах.

26 мая мутная история закрутилась вокруг перехвата мальтийскими властями объявленных «фальшивыми» партии ливийских динаров на 1,1 млрд долларов, напечатанных в Гознаке России по заказу восточного правительства Ливии. Американский Госдеп очень порадовался этому изъятию. Закономерен вопрос: а зачем надо было их транспортировать через Мальту, а не через союзника Х.Хафтара Египет? Вряд ли на него кто-либо ответит.

В Ливии наравне с двумя «правительствами» действуют два «Центральных банка» — в Триполи и Бенгази. Глава второго назначен законно избранным и международно признанным ливийским парламентом, который поддерживает восточное «правительство» Ливии и базируется на востоке страны.

Как оказалось, партия ливийских динаров была остановлена на Мальте еще в сентябре 2019 г., но об этом было объявлено только сейчас.

В любом случае, согласно докладу экспертов ООН, представленному в СБ в декабре 2019 г., Гознак в период с 2016 по 2018 гг. передал восточному «Центральному банку» динары на сумму в 7,11 млрд долларов.

В целом, беспрепятственный вывод с линии противостояния бойцов ЧВК «Вагнер» заставил некоторых наблюдателей предположить о достижении некоей договоренности между Москвой и Анкарой о разделе сфер влияния в Ливии. Будет ли она выполняться при наличии таковой – увидим в ближайшие дни. При этом очевидно, что Х.Хафтар вряд ли является фаворитом Москвы после его недавнего безрезультатного визита в российскую столицу.

52.24MB | MySQL:103 | 0,509sec