Правовое регулирование иностранных инвестиций в экономику Катара

Сразу отметим, что с 2000 года в Катаре ведется активная работа по обновлению законодательства, касающегося взаимодействия местных государственных и коммерческих организаций с иностранными партнерами, с целью увеличения притока зарубежных капиталов в различные отрасли экономики, повышения отдачи от существующего сотрудничества между местными и иностранными структурами.

Инвестиционный климат

В настоящее время Катар предоставляет широкий спектр льгот потенциальным инвесторам, а также обеспечивает достаточно благоприятный с экономической и политической точек зрения климат для ведения коммерческой деятельности:

низкие цены на энергоносители;

хорошо развитая современной инфраструктура;

твердая национальная валюта;

политическая стабильность и высокий социальный уровень жизни;

отсутствие ограничений на переводы капиталов и прибылей;

отсутствие таможенных пошлин на ввоз оборудования и сырья/вывоз продукции, необходимых для осуществления проектов на территории Катара. На остальные товары ввозная пошлина составляет 5%;

граждане и иностранцы освобождены от уплаты большинства налогов. Существует возможность поучения инвесторами налоговых льгот;

географическое положение, удобное для экспорта в соседние регионы, Ближний Восток, Азию, Африку;

хорошо налаженные устойчивые экономические связи со странами Персидского залива, открывающие доступ на важный рынок, имеющий большую покупательную способность;

упрощенное получение земельных участков, оборудованных необходимыми коммуникациями;

большое предложение квалифицированной и недорогой рабочей силы.

Открытие представительств и создание совместных предприятий

Деятельность иностранных структур в Катаре регулируется законами «О деятельности агентств» 1986 года, «Об иностранном участии» 1990 года, «Об иностранных инвестициях» 2000 года, «О коммерческих компаниях» 2002 года.

Перечисленные нормативно-правовые акты предусматривают обязательное наличие у зарубежной компании, намеренной работать в Катаре, катарского агента или представителя (физического или юридического лица), который должен обеспечивать поиск каналов сбыта на местном рынке ее продукции и услуг. Исключение составляют зарубежные структуры, которые поставляют продукцию вооруженным силам Катара и полиции. Здесь чаще всего деятельность осуществляется напрямую.

В большинстве случаев иностранная компания, собирающаяся работать в Катаре, подбирает местного агента, который будет вести ее дела и представлять ее интересы в местных государственных и частных организациях. Кроме того, большинство разрешений и лицензий на ведение коммерческой деятельности в эмирате по местному законодательству могут получить только катарцы. Например, любая продукция, импортируемая в Катар, должна ввозиться физическим или юридическим лицом, имеющим соответствующую лицензию, которая выдается Министерством экономики и торговли лишь местным компаниям и частным лицам. При этом необходимо серьезно подходить к вопросу о выборе местного агента, так как, во-первых, от его компетентности во многом зависит успех бизнеса в Катаре, а, во-вторых, следует учитывать, что процесс смены местного агента очень сложен и занимает много времени.

Стоит подчеркнуть, что хороший агент должен иметь связи в государственных и частных структурах, получать ценную информацию о предстоящих тендерах, которые могут заинтересовать иностранного заказчика, а также иметь доступ к ключевым государственным фигурам с тем, чтобы при необходимости представить им иностранную компанию, на которую он работает. Тем не менее при выборе агента следует учитывать, что, имея неплохие связи в какой-то определенной сфере, в других он может оказаться абсолютно бесполезным. Поэтому рекомендуется назначать представителя под конкретный проект в той области, в которой он имеет опыт работы и налаженные связи.

Чаще всего агент работает лишь за процент от сделки, которая проводится при его участии. При этом он не несет обязательств по контрактам, заключенным между иностранной компанией, которую он представляет, и катарским заказчиком.

Участие иностранных компаний в тендерах также более целесообразно осуществлять через катарского представителя, который, находясь в стране, с меньшими затратами может получить необходимую информацию и документы и реагировать на любые изменения в конъюнктуре местного рынка. В большинстве случаев необходимость назначения агента иностранной компанией устанавливается условиями тендера.

После достижения договоренности о создании представительства между иностранной компанией и катарским агентом подписывается агентское соглашение (обычно на арабском и английском языках), которое регистрируется в Департаменте коммерческой регистрации Министерства экономики и торговли Катара. Министерство также имеет функции арбитражного органа при рассмотрении между сторонами споров, касающихся агентских соглашений. Если министерство не может разрешить ситуацию, дела передаются в гражданские суды государства.

Местные агентские законы разрешают ввоз и продажу фирменных продуктов питания и товаров только генеральному агенту. Однако в случае, если местный агент завышает цены или не может поставить на рынок какие-либо товары, министерство имеет полномочия передать право на импорт этих товаров другой местной компании.

Более сложной является процедура создания совместного предприятия. Соотношение между местным и иностранным капиталом составляет не менее 51 к 49 процентам. Иностранная фирма вместе с катарским агентом должны обратится в Департамент коммерческой регистрации Министерства экономики и торговли Катара для официальной регистрации агентства, совместного или дочернего предприятия. Для этого необходимо оплатить пошлины, предоставить оригиналы соответствующих соглашений между иностранной и катарской фирмами. Процесс занимает около двух недель, регистрация торговых марок — несколько месяцев.

После этого следует получить в Министерстве муниципалитетов и сельского хозяйства разрешение на предпринимательскую деятельность. Здесь представляются копии агентского соглашения и коммерческой регистрации.

Когда создаются совместные предприятия, катарская сторона несет ответственность в рамках своей доли. В большинстве случаев эти предприятия работают как часть важных национальных экономических проектов, в которых катарскую сторону представляют крупные государственные компании (к примеру, в энергетической сфере — «Катар Петролеум»).

Создание фирм со 100%-м иностранным капиталом

До принятия закона «Об иностранных инвестициях» 2000 года старый нормативный акт предусматривал, что катарская доля капитала в совместной компании или представительстве должна быть не ниже 51%. Исключение составляли компании, которые работали и работают на некоторых жизненно важных для Катара проектах в нефтегазовой сфере и имеют уникальные технологии. В этих случаях указом министра экономики и торговли, а иногда эмирским декретом их доля увеличивалась до 100%.

В соответствии со ст. 2 нового закона предусматривается создание представительств с иностранным капиталом от 51 до 100%, однако лишь в сферах сельского хозяйства, промышленности, здравоохранения, образования, туризма, разведки и развития минеральных ресурсов, энергетики, при том что данные проекты согласуются с планами катарского правительства в области экономического и социального развития. При этом иностранцы не имеют права инвестировать в банковский, страховой секторы, приобретать недвижимость. Основные же сферы экономики: нефтяная, газовая, нефтехимическая и энергетическая — предусматривают 51%-ное участие в компаниях катарского партнера (в этом секторе катарскую сторону всегда представляет Катарская нефтяная компания или образованная при ее участии структура).

В случае если иностранная компания по каким-то причинам считает, что ей необходимо создание на территории Катара представительства с долей иностранного капитала, превышающей 49%, предпринимаются следующие шаги:

во-первых, головная иностранная компания или инвестор достигает соглашения или подписывает контракт с определенным катарским министерством, департаментом или госкомпанией. Контракт должен касаться выполнения иностранным партнером конкретного проекта в области развития;

Во-вторых, иностранный партнер должен представить в Министерство экономики и торговли соглашение/контракт, приложив к нему письмо с просьбой к министру экономики и торговли разрешить создание иностранной компании (с долей иностранного участия более 49%). В письме должен быть четко указан катарский агент (даже в случае создания полностью иностранной фирмы катарская компания или физическое лицо должны представлять ее интересы в катарских госструктурах), а также название проекта, в котором она будет участвовать;

в-третьих, если Министерство экономики и торговли согласно с данной просьбой, оно издает распоряжение, дающее право иностранным сторонам создать в Катаре фирму под своим именем, которая будет заниматься определенным видом деятельности;

в-четвертых, на основании этого распоряжения катарский агент регистрирует фирму в Департаменте коммерческой регистрации Министерства экономики и торговли Катара. До 1995 года данный вопрос решался лишь на уровне эмира.

Иностранные компании, работающие в Катаре, должны платить налог на корпоративные доходы — от 5 до 35%. Его уровень определяется в ходе переговоров с катарскими властями по условиям контракта. Подоходный налог в Катаре не взимается.

Работа с правительственными структурами

Правительство в Катаре является основным потребителем иностранных товаров и услуг. Все правительственные контракты на поставки подпадают под действие законодательного акта по тендерам 1979 года. Процедура государственных тендеров подразделяется на две группы. Центральный комитет по тендерам Минэкономики и торговли курирует закупки на сумму от 12000 долларов и выше. Более мелкие тендеры проводятся курирующими министерствами. Отдельно решаются вопросы поставок для нужд армии и сил полиции.

Таким образом, Министерство экономики и торговли Катара — главный координатор по вопросам государственных закупок. Министерство муниципалитетов и сельского хозяйства — главный куратор строительной деятельности, которая ведется правительством страны. Министерство энергетики и промышленности Катара курирует проекты в своей области.

Существует также государственное бюро закупок, которое служит подразделением Центрального комитета по тендерам Министерства экономики и торговли и занимается контрактами на поставки оборудования и сырья по запросам министерств. Через него ежегодно проходят тендеры на сотни миллионов долларов США.

Для выполнения контрактов правительство приглашает иностранные и местные фирмы принять участие в предквалификации для конкретного контракта. Практика показывает, что поиск в основном осуществляется катарскими компаниями, реже через посольства Катара в иностранных государствах. Отбор идет по следующим критериям: финансовое положение, деловая репутация и опыт работы (в первую очередь в странах Персидского залива). Обычно контракт получает компания, которая отвечает всем требованиям и предложившая наименьшую стоимость за свои услуги.

Вместе с коммерческим предложением на тендер выставляется банковская гарантия (bid bond) на случай если компания, выигравшая тендер откажется его выполнять. Иностранная компания, получившая государственный контракт, обычно получает 20% его стоимости против еще одной банковской гарантии (performance bond) на случай нарушения подрядчиком требований и спецификаций, предусмотренных в контракте. Остальные платежи осуществляются правительством в соответствии с принятым графиком платежей по мере выполнения проекта.

Выводы

Справедливости ради стоит отметить, что за последние годы правительством Катара был введен ряд изменений, которые несколько понизили планку вхождения иностранных компаний на местный рынок. В то же время по-прежнему для иностранцев сохранен ряд административно-правовых барьеров, в том числе ограничения на собственность. Руководство страны обещает продолжить курс на дальнейшую либерализацию, однако этот процесс движется крайне медленно.

В целом, налоговая система Катара достаточно проста, однако средний уровень корпоративного налога здесь выше, чем в соседних странах. Минусом является отсутствие должной прозрачности в вопросах, связанных с предоставлением налоговых льгот. В то же время не исключено, что власти Катара пойдут на дальнейшую оптимизацию и либерализацию налогового режима в конкурентной борьбе с другими странами за иностранные инвестиции.

Таким образом, можно сделать вывод, что инвестиционный климат в Катаре все-таки недостаточно прозрачен, а существующие институциональные механизмы более благоприятствуют национальным предпринимателям и дискриминационно настроены в отношении иностранного бизнеса.

43.89MB | MySQL:92 | 1,321sec