Об американо-иракском и саудовско-иракском стратегических диалогах

По меньшей мере четыре ракеты упали в ночь на четверг в «зеленой зоне» иракской столицы недалеко от посольства США. Об этом 18 июня сообщил телеканал «Аль-Арабия». О пострадавших и разрушениях информации не поступало. «Зеленая зона» Багдада — район, где расположены основные правительственные здания и иностранные дипломатические представительства. Этот инцидент произошел за день до очередного заявления глава Центрального командования (СЕНТКОМ) Вооруженных сил США, в зону оперативной ответственности которого входят, в частности, Ближний Восток, Центральная и Южная Азия, генерал Кеннет Маккензи. По его оценке, Ирак выступает против поспешного вывода американских войск со своей территории. Он заверил, что США не имеют ничего против сокращения на каком-то этапе численности своего воинского контингента в Ираке. «Да, я думаю, что наша численность уменьшится, и мы хотели бы, чтобы она уменьшилась. По мере того как иракцы начинают чувствовать себя все более комфортно при проведении операций, мы можем сокращать свои силы, и мы будем поступать таким образом», — заявил военачальник. «Я не знаю, каким будет данное число», — отметил при этом он. «Но у иракцев, — считает Маккензи, — нет аппетита к резкому выводу американских сил». «Они этого не хотят, поскольку знают, что мы все еще обеспечиваем им очень хорошую поддержку в ходе продолжения ими операций против ИГ (запрещенной в РФ террористической группировки «Исламское государство2 — прим. ТАСС)», — сказал глава СЕНТКОМ. Дискуссия о присутствии американских военных приобрела особенный смысл и остроту после того, как в ночь на 3 января ВС США уничтожили в результате ракетного удара в районе багдадского аэропорта командующего силами специального назначения «Аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции (КСИР, элитные части ВС Ирана) генерала Касема Сулеймани. В ответ Тегеран в ночь на 8 января нанес ракетный удар по двум объектам в Ираке, которые использовали американские военные: базе Айн-эль-Асад и аэропорту города Эрбиль. Действия американцев, наносивших с 29 декабря удары по шиитским группировкам в Ираке, вызвали критику иракских властей. 5 января парламент Ирака принял резолюцию с требованием полного вывода всех иностранных войск. Не будет большим секретом отметить, что тема дислокации войск США в Ираке является одной из ключевых тем проходящего сейчас американо-иракского стратегического диалога. Но в главном с американским генералом надо согласиться: Багдад на сегодня действительно не хочет обвального вывода американского военного контингента, даже несмотря на соответствующее давление на правительство со стороны ряда проиранских шиитских партий. И собственно попытка иракского премьер-министра Мустафы аль-Казими балансировать между стремлением продолжать располагать американской военной поддержкой и требованиями шиитских партий и вызывает продолжение практики регулярных в большей степени демонстративных ракетных обстрелов американских целей в Ираке.
При этом требования американских военных к Багдаду привести в чувство бойцов шиитских ополчений парируется иракским правительством очень просто: они просят США предоставить им данные в отношении конкретных групп и лиц, которые участвуют в этих обстрелах, и ничего не получают в ответ. На сегодня американская разведка имеет очень приблизительное представление о том, кого надо реально винить в недавних нападениях на американские цели. Многие группы, которые берут на себя ответственность за эти обстрелы, в общем-то существуют только на бумаге. У них нет лидеров, ячеек на местах и централизованной структуры. Например, «Усбат аль-Тайрин» («Лига повстанцев») выступила 18 июня после нескольких месяцев молчания, чтобы взять на себя ответственность за серию нападений на американское посольство, лагерь Таджи и багдадский аэропорт, которые начались 8 июня. Но, как и другие фракции, которые якобы принадлежат к зонтичной организации «Аль-Хашд аш-Шааби» («Народные мобилизационные силы»), «Усбат Ааль-Тайрин», которая себя с большой помпой распропагандировала в социальных сетях менее трех месяцев назад, выглядит во всех отношениях как классическое прикрытие. Ранее американцами предполагалось, что «Усбат аль-Тайрин», состоит из закаленных в боях бойцов, главным образом из шиитских  ополченцев, принадлежащих к «Аль-Хашд аль-Шааби», которые структурно входят в Министерство внутренних дел. Собственно как и иракская «Хизбалла» и «Асаиб Ахль аль-Хакк». Эти структуры пользуются особенным покровительством иранского КСИР и обучаются обращению с ракетами малой дальности и тактическими беспилотниками. Но одно дело полагать, другое — получить надежные оперативные данные. Таких данных о той же «Усбат аль-Тайрин» у американской разведки на сегодня нет. Как собственно нет таких данных и структуре и командовании об этой в большей степени легендированной группе.
Ровно также дело обстоит и с другими аналогичными структурами. Например, еще в апреле новые группы «Кабдат аль-Худа» («Хватка аль-Худа») и «Саар аль-Мухандис» («Месть инженера») взяли на себя ответственность за нападения на американцев на юго-востоке Багдада 17 апреля, но впоследствии не подавали никаких признаков жизни. У них нет ни названных лидеров, ни какого-либо видимого присутствия на местах, и они скорее являются легендированными организациями, прикрывающим действия основных проиранских групп ополченцев, эмблему которых они позаимствовали: кулак, сжимающий штурмовую винтовку, которая изображена на флаге ливанской «Хизбаллы». В этой связи тактика иранских кураторов этих групп очевидна. Иракские группы, такие как «Катаиб Хизбалла», «Харакат аль-Нуджаба» и «Асаиб Ахль аль-Хакк» («Лига праведников»), не боятся выступать с угрозами. Но грозить, и брать на себя ответственность за нападения — не одно и то же. Так, 13 июня Каис аль-Хазали, глава «Асаиб Ахль аль-Хакк», пригрозил США после того, как было объявлено, что они сокращают свои войска на местах, как это было согласовано с иракскими властями в ходе недавнего американо-иракского стратегического диалога, однако категорически отрицает при этом участие своей группы в  нападениях. Принятие на себя ответственности за фактические нападения на американские цели означает, что проиранские группировки подвергнут себя риску ответных действий, а это в их планы не входит. Иранцы, похоже, нашли решение этой проблемы (не слишком оригинальное), создав легендированные организации только для того, чтобы они брали на себя ответственность за атаки против американских целей.
Широко разрекламированный и объявленный ключевым шагом в возобновлении отношений между двумя странами американо-иракский стратегический диалог в конечном счете дал лишь скудные результаты. Хотя диалог с иракской стороны должен был вести премьер-министр Мустафа аль-Казими, в итоге главным модератором консультаций с иракской стороны стал министр иностранных дел Абдул Карим Хашим Мустафа. При этом они проводились дистанционно с помощью видеоконференции из-за пандемии коронавируса. Помимо робких договоренностей о культурных обменах, единственным твердым итогом дискуссии стало подтверждение продолжающегося сокращения численности американского военного персонала в Ираке. С начала года Вашингтон вывел свои войска с пяти американских баз, которые служили опорным пунктом для операций против ИГ в Мосуле и провинции Анбар, а именно Каяра, К1, Аль-Такаддум, Ниневия и Аль-Каим. Помимо базы Айн-эль-Асад, дислокация войск США за пределами Иракского Курдистана сосредоточена в районе Багдада, особенно в охраняемом комплексе «зеленая зона», где наиболее часты нападения неких фантомных групп. Изначально планировалось, что в ходе  американо-иракского стратегического диалога, который должны были возглавить заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Дэвид Хейлз и новый премьер-министр Ирака Мустафа аль-Казими в центре переговоров будет вопрос о том, что делать с «Аль-Хашд аш-Шааби» и другими шиитскими ополчениями, которые рассматриваются Вашингтоном как центральный вектор иранского влияния в Ираке. Сознавая щекотливость этого вопроса, М.аль-Казими 4 июня направил  послание администрации США, опубликовав указ о реорганизации этих организаций. Он предусматривает запрет религиозных названий и интеграции суннитов  в подавляющее большинство шиитских сил. Ничего этого не произошло. И никаких упоминаний на эту тему по итогам консультаций также замечено не было. Багдад и Вашингтон также должны были обсудить военное и силовое участие США в Ираке в связи с активизацией действий «Исламского государства» (ИГ). Или вернее, план постепенной передачи управления военными операциями командованию НАТО. Инструкторы США должны взять на себя основную тяжесть сотрудничества в области подготовки кадров, особенно для киберопераций для иракской Национальной разведывательной службы. Повестка дня переговоров также включала в себя важнейшие вопросы управления и экономики в то время, когда иракские власти, серьезно обеспокоенные последствиями пандемии коронавируса и резким падением цен на нефть, призывают к согласованному с США «Плану Маршалла» со стороны международных финансовых институтов. Пока на эту тему также нет никаких публичных подвижек.
Чего нельзя не сказать о саудовском-иракском стратегическом диалоге, который идет без лишней огласки. Наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман стремится укрепить экономическую дипломатию с новой администрацией в Багдаде, в том числе и с точки создания в Ираке сильной оппозициями иранскому влиянию. Визит министра финансов Ирака Али Аллауи в Эр-Рияд 23 мая подтвердил важность саудовско-иракского экономического сотрудничества после назначения Мустафы аль-Казими премьер-министром. Во время визита А.Аллауи было принято решение о возобновлении работы саудовско-иракского Координационного совета, последнее заседание которого в Багдаде в апреле 2019 года привело к получению Ираком кредита в размере 1 млрд долларов. В знак того, что наследный принц Мухаммед бен Сальман доверяет новой иракской администрации, его министр иностранных дел принц Фейсал бен Фархан аль -Сауд также объявил, что посольство Саудовской Аравии будет вновь открыто и что посол Абдулазиз аль-Шаммари возобновит свои обязанности в Ираке. Посольство закрылось в 2016 году, когда Багдад попросил отозвать тогдашнего посла Саудовской Аравии Тамера аль-Сабхана. В апреле 2019 года в «зеленой зоне» вновь началась лишь минимальная консульская деятельность. Согласно ряду источникам, такое сближение тем не менее встретило значительную оппозицию в Ираке, особенно среди проиранских сил «Аль-Хашд аш-Шааби». 24 мая Абу Али аль-Аскари, представитель группировки «Катаиб Хизбалла», призвал к «началу джихадистских операций» в Саудовской Аравии, повторив угрозы в адрес Эр-Рияда со стороны ополченцев «Харакат аль-Нуджабы». Эти группировки, в частности, выступают против предполагаемой передачи Ираком КСА нескольких тысяч саудовских боевиков, захваченных в рамках борьбы против ИГ и «Аль-Каиды». Такая оппозиция исходит не только от ополченцев. 29 мая Аббас Сарут, депутат парламента, входящий в коалицию шиитского «Движения национальной мудрости» и являющийся  членом комитета по безопасности и обороне иракского парламента, призвал провести расследование предполагаемой роли Саудовской Аравии в поддержке терроризма. Считается, что он ищет поддержки у других парламентских блоков, чтобы продвинуть этот план вперед.
Как полагают некоторые эксперты, создание новой иракской администрации, которая имеет благословение Вашингтона и, очевидно, готова провести реформы в военном аппарате, близком к Тегерану, побудило Эр-Рияд продолжить свои усилия в рамках активизации экономической дипломатии, которую он начал реализовывать без особой спешки с 2017 года. Помимо экономического вектора сотрудничества, который имеет важное значение в борьбе за влияние против Ирана, Саудовская Аравия также ищет партнеров и союзников среди арабских националистов Наджафа, которые близки к главному шиитскому клерикалу страны Али ас-Систани. После того, как по меньшей мере четыре группы ополченцев, которые близки к последнему, в мае разорвали свои связи с «Аль-Хашд аш-Шааби», саудовцы более пристально стали рассматривать Наджаф как новую точку начала диалога между Эр-Риядом и иракскими шиитами.

52.27MB | MySQL:103 | 0,466sec