Израиль: законодательные инициативы и перспективы Кнессета 23-го созыва

Прошло не более двух месяцев со времени создания в Израиле самой странной коалиции из якобы не «непримиримых» идеологических, но не особо принципиальных политиков, объединившихся под одним лозунгом: «только не четвертые выборы».

Но если ранее помехи в работе коалиции воспринимались как неизбежные притирки, особенно в условиях такой непростой коалиции как нынешняя, то сегодня в политической системе вновь отчетливо зазвучало пугающее слово «выборы». В принципе внешне не связанные между собой события последних дней более напоминают начало пути снежного кома, который медленно, но верно набирая обороты и объём, завершает свой путь, как правило, на избирательных участках.

Хотя на взгляд автора, вопреки распространенному мнению и радужным опросам, о безоговорочной победе Ликуда на следующих выборах,  премьер-министр Биньямин Нетаньяху не торопится. А зачем ему торопиться сейчас, без подготовленной законодательной базы, обеспечивающей ему спокойное завтра?

Сейчас на повестке дня стоит пару десятков законопроектов, которые можно протащить именно при наличии не столь широкой коалиции, сколько при столь малой оппозиции. А когда в оппозиции менее 45 депутатов, тем боле так идеологически разобщённых, что принять любой закон относительным  большинством не составит труда. При этом, это «большинство» при голосовании можно достичь, особо не напрягая часть депутатов коалиции, что позволяет им сохранять лицо и моральные принципы перед своими избирателями.

Так, например, 24 июня, законопроект об использовании технологий ШАБАКа для отслеживания местонахождения больных коронавирусом был утвержден Кнессетом в первом чтении, голосами 45 парламентариев при 32 против. Речь идет о законопроекте, позволяющем Службе общей безопасности (ШАБАК) отслеживать местонахождение людей, диагностированных как больных коронавирусной инфекцией, и передавать информацию о них в Министерство здравоохранения.

Так же 50 голосами против 16, было отклонено предложение оппозиционного блока «Ешь атид» – ТЕЛЕМ создать парламентскую следственную комиссию по «делу 3000» («дело о субмаринах»). Как видим почти 30 оппозиционных депутатов, вообще не явились за заседание, чтоб поддержать законопроект, направленный в основном против Биньямина Нетаньяху. Оппозиционеры ясно понимая расклад сил, видимо, просто не хотели давать лишние очки авторам проекта.

Пока что только один раз оппозиция продемонстрировало единство при голосовании и по «норвежскому закону», в котором больше других была заинтересована фракция «Кахоль-лаван». Законопроект был поддержан 66 голосами и 43 парламентария проголосовали против. При этом на голосовании даже не присутствовал глава правительства Биньямин Нетаньяху, заявивший, что у коалиции и так достаточно голосов, чтобы провести закон. Хотя по сути своей «норвежский закон» – один из наиболее важных для такой политической системы как израильская. Он позволяет на практике реализовать принцип разделения законодательной и исполнительной властей. Одной из функций парламента является контроль над работой правительства. Министры, являющиеся одновременно депутатами парламента, такой контроль осуществить не могут.

На минувшей неделе состоялось бурное заседание финансовой комиссии Кнессета, где решался вопрос о возвращении премьер-министру Биньямину Нетаньяху налогов, уплаченных им с 2009 по 2018 год. Естественно, что на фоне развивающегося  экономического кризиса и растущей безработицы созыв финансовой комиссии лишь для того, чтобы предоставить премьер-министру возврат на сумму в 500 тысяч шекелей выглядит не слишком привлекательно и «Кахоль-лаван» поняв это, воздержались от участия в заседании. Но, это не потребовало от них слишком больших жертв, тем более что у Нетаньяху и так было большинство и без сторонников Бени Ганца.

Без особых проблем Кнессет принял в предварительном чтении и законопроекты, декриминализирующие потребление марихуаны, а также легализующие торговлю ею для личного использовании, хотя вопрос о легализации марихуаны был и остается спорным.

Вполне ожидаемо, видимо без особых столкновений, пройдут в ближайшее время и законы инициируемые ультраортодоксальными партиями, и о службе в рядах ЦАХАЛа и о строительстве «датишных» городов, и еще чего-нибудь личного, материального, для поддержания в беспрекословном повиновении собственного электората.

Напомним, что именно  закон о службе в армии стал формальным поводом к роспуску Кнессет 20-го созыва в декабре 2018 года. С тех пор БАГАЦ несколько раз давал согласие на перенос даты, не позднее которой должен быть принят закон. Сейчас речь идет о середине июня. Министр обороны Бени Ганц попросил у БАГАЦа дать ему дополнительное время. Одновременно стало известно, что «Кахоль-лаван» предложил ультраортодоксальным партиям принять законопроект в том виде, в котором он был принят в первом чтении с обещанием внести в него изменения впоследствии. Ультраортодоксы отказались, поставив Ганца перед сложным выбором – с кем ссориться: с НДИ и «Еш атид», согласившись на эту просьбу, или с ними, проигнорировав эту просьбу. При этом дополнительные недели, которые БАГАЦ может дать, не изменят картину. Ультраортодоксы требуют, чтобы квоты на призыв устанавливались решением правительства, а не законом. Найти компромисс по этому поводу невозможно. Как именно будет решен этот вопрос, мы увидим в ближайшее время.

Министр внутренних дел Арье Дери так же заявил, что намерен инициировать законопроект, запрещающий частным структурам проводить гиюры, оставляя их лишь в рамках государственной системы. Эта логика имела бы смысл, если бы официально признанные государством раввины городов получили бы право проводить гиюры. До тех пор, пока этого нет, пока это право остается лишь за главным раввинатом, монополию удерживает ультраортодоксальный истеблишмент.

На подходе и законы ограничивающие действия БАГАЦа по блокированию решений Кнессета. Уже сегодня депутаты Кнессета Гидеон Саар (Ликуд) и Цви Хаузер (Дерех Эрец) продвигают законопроект, ограничивающий полномочия Высшего суда справедливости при рассмотрении апелляций, поданных на решение Центральной избирательной комиссии. Согласно тексту законопроекта, БАГАЦ сможет принимать то или иное решение по апелляции лишь большинством в две трети от расширенной коллеги, состоящей из девяти судей. И как отмечается здесь речь может идти о первом этапе утверждения закона о преодолении вето БАГАЦа.

И хотя по каждому законопроекту возникают бурные дебаты в коалиции, но несмотря на шероховатости и взаимные обвинения, в политической системе убеждены, что до конца 2020 года распад коалиции не угрожает. Сразу после праздника Рош га-Шана должен быть утвержден государственный бюджет. Процесс утверждения бюджета обещает быть непростым. С одной стороны, ожидается сокращение расходов в рамках борьбы с бюджетным дефицитом. С другой стороны, министры – особенно новые – поведут борьбу за бюджеты, без которых очень трудно что-то сделать, например в таком ведомстве, как Министерство развития и продвижения общинности. Схватка обещает быть ожесточенной. Но в итоге хотя и с большими «показательными» выступлениями практически всех депутатов от коалиции и оппозиции, закон о бюджете будет принят. Хотя в Ликуде, еще не решили окончательно какой вариант лучше, одногодичный или как записано в коалиционных соглашениях двухгодичный.

Естественно, сейчас много шума, как в стране, так и за рубежом по поводу распространение израильского суверенитета на часть территорий Западного берега. Подарок неожиданно свалившийся на израильтян после решения Д.Трампа, в итоге напряг, как левых так и правых, так как его интерпретация, никак не устраивает ни первых, ни вторых. При этом все как бы сошлись на мыслим «вот приедет барин, барин нас рассудит». Все жду карты, которые как бы должна утвердить американская сторона, что позволит, как бы и левым и правым снять с себя ответственность как бы за «недостаточную» защиту своей позиции в глазах их избирателей. Потом надо будет как-то еще разбираться с главным подарком от Трампа, правда несколько залежавшимся, т.е. со «сделкой века».

Хотя понятно, что «сделка века» не будет принята как единое целое, а станет лишь основной для будущих переговоров. Одно ясно, до наступления нового еврейского года, границы Израиля изменятся. Но как? Ответа на этот вопрос нет, видимо, ни у кого, возможно и у самого премьер-министра. Очевидно, что распространение суверенитета возможно лишь тогда, когда все будет согласовано с США. Позиция администрации Трампа пока неясна, да и обстановка в США сейчас не особо располагает к решительным мерам по широкой аннексии.

Хотя новый министр иностранных дел Габи Ашкенази заявил в беседах с приближенными, что распространение суверенитета не затронет Иорданскую долину. Если в «Кахоль-лаван» сумеют записать себе в актив ограничение масштабов аннексии – это может дать им необходимый «кислород» на выборах. С другой стороны, это может привести к тому, что Нетаньяху воспользуется разногласиями как поводом, и выборы состоятся гораздо раньше, чем кто-то ожидал.

Хотя вряд ли «Кахоль-лаван» каким-то образом торпедирует реализацию «сделки века», что может повлечь за собой роспуск Кнессета. Но речь сейчас идет в основном о тактических угрозах, накоплении критической массы претензий. Без самой крайней необходимости Нетаньяху не станет распускать Кнессет до принятия бюджета. А вот после этого, как уже неоднократно говорилось, Нетаньяху взвесит шансы победить на выборах и сформировать коалицию право-религиозных партий без Авигдора Либермана, и в случае высокой вероятности успеха возможно пойдет на роспуск Кнессета.

Косвенное подтверждение этому последовало на этой неделе, когда на повестке дня вновь оказался вопрос присоединения блока «Ямина» к коалиции. В окружении Нетаньяху, впрочем, есть те, кто не закрывают дверь перед возможным диалогом с бывшим министром обороны Нафтали Беннетом. Как это ни странно, многие считают, что Ликуд заинтересован в присоединении «Ямины» в большей степени, чем правый блок во вступлении в правительство. На фоне приближающегося этапа реализации плана распространения суверенитета, плана, который судя по всему будет гораздо менее масштабным, чем мечталось многим в правом лагере, Нетаньяху предпочитает сократить очаги правой оппозиции. Глава правительства вообще не любит ситуацию, когда его критикуют партии справа, а в такой критической ситуации, как нынешняя, особенно.

Если же нынешняя коалиция развалится, то присоединение блока «Ямина» вместе с голосами Йоаза Хенделя, Цви Хаузера («Дерех Эрец»)  и Орли Леви-Абукасис («Гешер») могут дать Нетаньяху заветный 61 мандат без необходимости идти на новые выборы. Вероятность такого сценария крайне невысока, однако в Ликуде не считают его совершенно нереальным.

В политических кругах убеждены, что Нетаньяху ни на секунду не расстался с мечтой о «коалиции 61» без НДИ и «Кахоль-лаван», что позволило бы ему принять законы, гарантирующие ему юридическую безопасность и после начала суда. Вероятность принятия таких законов более чем сомнительна, но в оппозиции продолжают утверждать, что именно это является стратегической целью премьер-министра. Как говорят в Кнессете знающие люди : «Если к концу декабря Нетаньяху увидит, что у него по-прежнему есть большинство, позволяющее сформировать коалицию, он вполне может спровоцировать взрыв».

Хотя при таком раскладе в 61 мандат Нетаньяху станет заложником своих ультраправых партнеров, что ему явно не с руки, но тут возможен еще и новый выход партии НДИ.  Стоит отметить, что сегодня Либерман, придерживается лишь «конструктивной» критики премьер-министра, без перехода на личности, а представители НДИ не торопятся брататься с остальными оппозиционными партиями. Либерман не принимает участия в заседаниях глав оппозиционных партий, чтобы не появляться на одном форуме с Айманом Уде и прочими лидерами Объединенного арабского списка. То есть, никто не сжигает мосты по дороге домой в правый лагерь. И в этой связи, может возникнуть новый расклад.

К примеру, к концу года, когда будут утвержден бюджет и законны, в которых нуждались партии ШАС и «Еврейство Торы», да и лично Нетаньяху, широкая коалиция с «Кахоль-лаван», а тем более и с Аводой, станет просто обузой. В этой ситуации выход из коалиции «Кахоль-лаван» с Аводой, сразу высвобождает 15 министерских портфелей, а на их место надо лишь пригласить всего 10 депутатов из «Ямина» и НДИ. И вот тут возникнет новая интрига дня, что сделает Либерман, когда ему предложат 6 министерских портфелей и право довести до ума «сделку века»!? Правда для этого, его «попросят» поддержать пару личных законов для Нетаньяху, о его так сказать пожизненной неприкосновенности. И тут могут быть варианты.

С одной стороны, воевать с ортодоксами поздно, все законы приняты и не  Либерман их утверждал, а значит он «чист» перед своими избирателями. С другой стороны, есть министерские полномочия, что как то сможет удовлетворить его электорат и главное партийный актив в городах и самое главное, у него появляется реальная возможность стать соавторам проекта «сделка века», что впишет его в список «героев» правого дела.

Но самое интересное здесь то , что если такой сценарий произойдет, то после утверждения всех сопутствующих законов для «сделки века» и получения пожизненной индульгенции Нетаньяху продемонстрирует всем и справа и слева, что их представители всегда готовы «продаться» за министерское место и ради этого места голосовать так , как надо лично ему. И после этого, под любым предлогом отправляя всех в отставку Нетаньяху идет на досрочные выборы и со своими верными товарищами из ультра-религиозного сектора, берет более 60 мандатов, что позволяет ему еще как минимум пять лет считаться по праву «королем» Израиля.

62.87MB | MySQL:102 | 0,487sec