Некоторые особенности военной и военно-технической политики стран северной Африки в 2007 году

Военная и военно-техническая политика основных государств Северной Африки (Алжира, Египта, Ливии и Марокко) в 2007 г. определялась тем, как в столицах этих стран видели и толковали внешние угрозы, их двусторонними и многосторонними международными обязательствами, общей ситуацией в плане безопасности в каждой из стран, а также активностью действующих в ряде из них группировок религиозных экстремистов.

Общим для ряда указанных стран за исключением Ливии стало их активное участие в программе Средиземноморского диалога НАТО, в подготовке к участию в антитеррористической операции НАТО в Средиземном море «Активные усилия», а также взаимодействие в рамках американской антитеррористической программы Транссахарского партнерства.

Все страны, относящиеся к региону Магриба, участвовали в военных мероприятиях, проводившихся в рамках группы «пять плюс пять» (пять стран Южной Европы и пять стран Магриба).

Алжир традиционно рассматривает в качестве наиболее вероятного внешнего противника соседнее Марокко. Не исключается возможность вооруженного конфликта с Ливией, у которой есть территориальные претензии к Алжиру. Кроме того, военная доктрина АНДР не исключает участия в возможном конфликте между арабским странами и Израилем. Она также предусматривает поддержку — в случае необходимости — национально-освободительных движений, к каковым в АНДР относит, в частности, базирующийся на территории страны и сепаратистский по отношению к Марокко Фронт ПОЛИСАРИО. Основная группировка войск Национальной народной армии (ННА) в 2007 г. находилась на западе страны близ границы с Марокко. Боевые части ННА регулярно привлекались к участию в антитеррористических операциях, проводившихся против формирований Салафистской группы проповеди и джихада (СГПД), позднее взявшей себе название «Аль-Каида в странах исламского Магриба» (АКМ).

Направленность учений, проводившихся в ННА, нагляднее всего можно продемонстрировать на примере маневров, проведенных в апреле 2007 г. с дислоцированной на западе Алжира у границы с Марокко 8-й бронетанковой дивизией (бртд). Согласно замыслу учений, условный противник нарушил границу Алжира, атаковал позиции алжирский войск и потеснил их. Чтобы восстановить положение и отбросить противника, командование ННА бросило в контратаку части 8-й бртд, на вооружении которых находятся танки советского производства Т-72. Учения проводились с боевыми стрельбами. Нетрудно догадаться, кто подразумевался под условным противником для основной ударной силы ННА.

Приток нефтедолларов, связанный с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, позволил руководству АНДР продолжить курс на техническое перевооружение ННА. При этом провозглашалось намерение диверсифицировать источники получения военной техники. Тем не менее на практике это получалось не очень хорошо — до сих пор сказываются последствия негласного эмбарго на поставки оружия Алжиру, введенного западными странами после развязывания внутриалжирского противостояния в 1992 г. Поэтому Россия пока остается основным поставщиком военной техники для ННА.

В 2007 г. начались первые поставки по контрактам, подписанным с предприятиями российского оборонно-промышленного комплекса в 2005–2006 гг. Один из контрактов стоимостью до 1,8 млрд долларов был заключен в 2006 г. (здесь и далее приводятся данные Стокгольмского международного института исследований проблем мира, а также другие данные). Он предусматривает поставку 34 истребителей МиГ-29МСТ. Часть машин была поставлена в 2007 г., однако затем алжирская сторона предъявила претензии к их качеству. Она заявила об отказе от контракта и возвращении производителю уже поставленной техники.

В 2006 г. был подписан контракт стоимостью до 1,8 млрд долларов на поставку 28 истребителей Су-30МКА. Начало поставок намечено на 2008 г., завершение — на 2009 г.

Также в 2006 г. подписан контракт стоимостью 200 млн долларов на поставку 16 учебно-боевых самолетов Як-130. Начало поставок запланировано на 2008 г.

В 2007 г. поставлена завершающая партия из 22 бомбардировщиков Су-24МК по контракту 2000 г.

Для всех типов самолетов контрактом от 2006 г. предусмотрена закупка партии ракет класса «воздух-воздух» типа Р-77.

В 2005 г. подписан контракт на модернизацию в течение 2006-2007 гг. 300 БМП-2, состоящих на вооружении ННА, до уровня БМП-2М. По имеющимся данным, пока модернизировано 100 боевых машин пехоты.

Контракт от 2006 г. стоимостью 1 млрд долларов предусматривал поставку в 2007 г. 180 танков Т-90С. По состоянию на начало 2008 г., поставлено 90 машин.

В 2006 г. подписан контракт на поставку неизвестного числа мобильных зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцырь-С1». Сроки поставок и стоимость сделки также неизвестны. Отдельным контрактом к этим комплексам приобретены 900 ракет типа «Гризон».

Еще один контракт стоимостью 1 млрд долларов предусматривает поставку восьми зенитно-ракетных комплексов С-300ПМУ.

Еще в 2005 г. Алжир подписал контракт на поставку 3 тысяч ПТУР «Корнет». К началу 2008 г. поставлена 1 тыс.

В 2006 г. подписан контракт на поставку двух дизельных подводных лодок проекта 636Э (по классификации НАТО — «Кило»). Сумма сделки — 400 млн долларов, срок поставки — 2008 г.

ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (Санкт-Петербург) в августе 2007 г. приступил к модернизации двух сторожевых кораблей для Алжира. Модернизация займет около двух лет.

Из западных стран на алжирский рынок вышла только Италия. Она пробила в 2007 г. контракт на поставку 10 вертолетов (6 — EH-101-400 и 4 — Super Lynx-300). Стоимость сделки — 400 млн евро. Поставки должны быть осуществлены в 2009–2010 гг.

Египет считает возможным вооруженное столкновение с Израилем на востоке и с Ливией на западе. Кроме того, определенную нестабильность на внешней границе страны привнес приход к власти в секторе Газы исламистов из движения ХАМАС. Одна из задач вооруженных сил, определяемая египетской доктриной, — обеспечение водной безопасности страны, что потенциально предполагает возможность использования армии на юге. В двустороннем плане Египет активно участвует в регулярно организуемых Центральным командованием США учениях типа «Брайт стар».

В феврале 2007 г. в связи с планами США по созданию в американском военном ведомстве африканского командования «Африком» было объявлено, что Египет не попадет в его сферу ответственности, а останется в зоне ответственности Центрального командования. Такое решение США вполне объяснимо. Египет уже долгие годы является активным военным партнером Соединенных Штатов в регионе. На его территории на регулярной основе проводятся учения войск Центрального командования «Брайт стар». Судя по всему, все региональные военные планы Пентагона и Каира также учитывают взаимодействие египетской армии именно с Центральным командованием.

Закупки военной техники во многом зависят от ежегодной военной помощи со стороны США, составляющей 1,1 млрд долларов. Поэтому не удивительно, что большинство контрактов в сфере ВТС Египет заключает именно с США.

В 2007 г. выполнялся подписанный в 2005 г. контракт на закупку 200 самоходных 155-мм гаубиц М-109А5. Сумма сделки — 181 млн долларов, по состоянию на начало 2008 г. поставлено 129 гаубиц.

Сделкой от 1999 г. в 2005-2007гг. предусматривалась поставка пяти радаров типа AN/APS-145, предназначенных для модернизации самолетов дальнего радиолокационного обнаружения Е-2С. Общая стоимость выполнения программы модернизации составляет 138 млн долларов.

Контракт от 2006 г. предусматривал поставку в 2007 г. 600 переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) «Стингер». По имеющимся данным, к началу 2008 г. поставлено 100 ПЗРК.

В 2003 г. подписан контракт на поставку 25 противокорабельных ракет «Гарпун». До поставки по настоянию Израиля в них была сделана доработка, исключающая использование ракет по наземным целям.

В 2005 г. подписан контракт на сумму 565 млн долларов на поставку трех ракетных катеров типа «Амбасадор» в версии «Кинг Кобра». Отдельной сделкой предусмотрена поставка 139 зенитных ракет RIM-116A RAM, предназначенных для вооружения этих катеров.

В 2007 г. поставлены два гибридных летательных аппарата типа «Оспрей».

Контрактом от 2003 г. в 2005-2007 гг. планировалась передача для сборки по лицензии комплектов для 125 танков М-1А1 «Абрамс». Египет уже получил 105 из них. После реализации этого контракта количество совместно произведенных танков M1A1 «Абрамс» для ВС Египта составит 1005 машин.

Воспользовавшись распродажей имущества, доставшегося Черногории при разделе ВМС бывшей Югославии, Египет приобрел пять бывших в употреблении ракетных катеров типа «Оса» советского производства. В Нидерландах Египет приобрел бывшие в употреблении 555 ПТУР «Тоу». В России египтяне закупили 600 зенитных ракет «Игла» для оснащения ими ЗРК ближнего радиуса действия «Стрелец», которыми оснащаются зенитные самоходные установки ЗСУ-23-4.

17 апреля 2007 г. с космодрома Байконур стартовала российско-украинская ракета-носитель «Днепр», которая вывела в космос 14 спутников, и в частности, первый египетский спутник дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) «Мисрсат-1». Он создан кооперацией украинских предприятий по соглашению между Египтом и Украиной, подписанному после того, как в 2001 г. ГКБ «Южное» одержало победу в проводившемся в АРЕ международном тендере. Заказчиком спутника было Египетское национальное управление дистанционного зондирования и космических наук. «Мисрсат-1» работает на солнечно-синхронной орбите высотой около 670 км. Его масса 160 кг. В качестве полезной нагрузки на нем установлены две камеры: мультиспектральная и инфракрасного диапазона. «Данные со спутника предполагается использовать в различных и, как заявлено, невоенных целях. При этом значительное место в исследованиях займут мониторинг и анализ климатических явлений, прогнозирование изменений климата, а также изучение пустынь», подчеркнули в Роскосмосе. Однако для специалистов очевидно, что любой спутник ДЗЗ можно использовать в разведывательных целях.

Ливия, долгое время находившаяся под действием международных санкций, остро нуждается в модернизации имеющихся вооружений и закупке новых. Тем не менее она — несмотря на многочисленные предложения — пока не определилась по большинству позиций. И это при том, что Ливия имеет территориальные претензии к соседним Алжиру и Египту, а также считает возможным применение силы при решении африканских проблем. Поэтому в 2007 г. поставки осуществлялись всего по трем контрактам. Один из них был подписан в том же году с Францией на поставку ПТУР «Милан». Стоимость сделки — 218 млн долларов. Еще в 2005 г. был подписан контракт с Италией на поставку 10 легких вертолетов А-109К. К концу 2007 г. были поставлены всего две машины. В 2007 г. Ливия получила восемь военно-транспортных самолетов С-130Н «Геркулес». Эти самолеты стоимостью 70 млн долларов были заказаны еще в 1973 г., однако их поставке помешало эмбарго. Они считались ливийской собственностью и хранились все это время в США.

Марокко главные усилия в военном строительстве направляло на поддержание — в меру своих ограниченных финансовых возможностей — военного паритета с Алжиром, а также обеспечение безопасности в сахарских провинциях, где находится значительная группировка марокканских войск. Кроме того, в связи с ростом террористической угрозы с июня 2007 г. королевские вооруженные силы стали привлекаться к выполнению несвойственной им функции — поддержанию безопасности в Касабланке.

2007 г. ознаменовался заметным возвращением России на марокканский рынок вооружений. В соответствии с контрактом от 2005 г. стоимостью 250 млн долларов, Марокко получило 10 из 12 заказанных ЗРК «Тунгуска». Королевство также получило 300 ракет для этого комплекса.

В 2007 г. подписан контракт с США на поставку 18 истребителей Ф-16 с возможностью опциона на еще шесть машин. С Нидерландами подписан контракт на строительство трех фрегатов типа «Сигма-90». Еще один фрегат типа FREMM стоимостью 470 млн евро заказан во Франции. В 2007 г. выполнена часть контрактов, связанных с модернизацией 27 марокканских истребителей «Мираж Ф1» на общую сумму 350 млн долларов. В частности, получены новые ракеты класса «воздух-воздух» и бортовые радары.

В 2007 г. Испания начала поставки в Марокко партии из 1200 бронированных внедорожников типа VAMTAC, а также 800 армейских грузовиков. Соответствующие контракты на сумму 200 млн евро стороны подписали в 2006 г. На эту поставку сразу отреагировал Фронт ПОЛИСАРИО, согласно которому появление испанской внедорожной техники в Марокко «будет содействовать созданию предвоенного климата». Как известно, ранее у марокканских войск, оснащенных преимущественно американской бронетанковой техникой, всегда были проблемы с преследованием отрядов сепаратистов, которые получали у Алжира технику советского производства.

В целом, Алжир, Марокко и Египет в 2007 г. достаточно активно участвовали в региональной гонке вооружений. Это соревнование — особенно на мароккано-алжирском направлении — чревато тем, что одна из стран, не обладающая достаточными ресурсами, может не выдержать гонки. Тогда у другой страны появится масса соблазнов воспользоваться своим преимуществом. Что касается Ливии, то она до последнего времени предпочитала вкладывать деньги в восстановление и развитие инфраструктуры. Поэтому контракты по линии ВТС — еще впереди.

62.85MB | MySQL:102 | 0,610sec